КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
Выполнил: обучающийся 3 курса (группа Ю-173-1103-гр) очной формы обучения Анастасия Владимировна Безрукова | ||
Научный руководитель: Наквасина Г.А., доцент | ||
Воронеж
2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предварительный этап подготовки новой Конституции Российской Федерации…………………………………………………………….6
1.1. Предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации……....6
1.2. Разработка первоначального проекта Конституционной комиссией………10
1.3. Анализ альтернативных вариантов проектов Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Процесс разработки Конституции Российской Федерации и ее принятие……………………………………………………………………………15
2.1. Формирование «президентского» проекта Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………………..15
2.2. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации……………………….18
2.3. Проведение референдума по вопросу принятия Конституции Российской Федерации. Итоги и значение референдума……………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………..35
Введение
Из числа нормативно-правовых актов, закрепляющих ключевые нормы конституционного права, главным является Конституция.
Именно в Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, представляющие основными для конституционно-правового регулирования.
Огромное значение Конституции в жизни любого общества, ее принципиально особенное место во всей правовой системе страны провоцируют потребность всестороннего исследования Конституции и ключевых этапах ее развития в рамках предоставленной курсовой работы.
Проблематика исторического развития Конституции РФ рассматривалась в работах таких ученых как С.С. Алексеев, В.Е. Гулиев, И.П. Ильинский, Л.С. Мамут, В.А. Туманов, С.А. Хохлов, С.И. Шишкин и других известных авторов, однако значимость Конституции РФ продолжает оставлять эту тематику актуальной и в настоящее время.
Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции и основных этапов ее развития в качестве самостоятельного объекта научного познания.
Цель работы - рассмотреть сущность, содержание Конституции Российской Федерации и основные этапы ее развития.
Задачи работы являются:
- изучить предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации;
- проанализировать разработку первоначального проекта Конституционной комиссией;
- провести анализ альтернативных вариантов проектов Конституции Российской Федерации;
- рассмотреть формирование «президентского» проекта Конституции Российской Федерации;
- охарактеризовать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации;
- изучить проведение референдума по вопросу принятия Конституции Российской Федерации. Итоги и значение референдума.
Конституция Российской Федерации , принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории государства. До ее принятия функционировала российская конституция 1978 года, что имела своих предшественниц. Однако нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что представляется главным законодательством самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее утверждение сопряжено с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года занимает верховенствующее место в правовой системе государства.
Конституция - обязательный показатель правового государства, основанного на первенстве права, отречении произвола власти и бесправия подвластных. Современная правовая система - это итог долгой, трудной борьбы и побед пролетариата над его врагами, итог доблестных десятилетий строительства социализма.
Регулирующая роль конституции касается всего социального организма. Она включает не только лишь государственную организацию, однако и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, взаимоотношения в области гражданского общества. Никакая конституция не может обойти отношения государства с институтами собственности, социальными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом проявляет формирующее воздействие на разные стороны социальной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Объект исследования - общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования - Конституция и иное законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
В качестве методов исследования выступают принципы и приемы диалектико-материалистического познания, системного подхода, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод исследования и другие.
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографический список.
Глава 1. Предварительный этап подготовки новой Конституции Российской Федерации
Заключение
Конституция РФ – это общий, обладающий особенными юридическими особенностями нормативно – правовой акт, посредством которого народ учреждает ключевые основы устройства общества и государства, устанавливает субъекта государственной власти, механизм ее исполнения, фиксирует оберегаемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране возник другой этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную значимость в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в области федеративных взаимоотношений.
Конституция РФ 1993 года - первая в истории государства полноценная конституция, признающая неотчуждаемость ключевых прав и свобод человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой вид. Главная проблема - реализовать данный потенциал, гарантировав соответственную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и социальной жизни.
Конституция представляется фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На базе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе исполняется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие абсолютно всех отраслей законодательства на основе новой Конституции гарантирует наилучшие обстоятельства для развития демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в собственном роде правовая гарантия устойчивости политического и социального режима, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
Таким образом, можно сделать заключение: юридическая природа Конституции РФ выражается в ее чертах и юридических свойствах, что отображают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ определяет конкретный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.
Библиографический список
«Нормативные правовые акты»
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017 г. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689-1 "О Федеративном договоре" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992 г. № 17. Ст. 898.
3. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004 г. № 49. Ст. 4868.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 г. Ст. 1146.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ // СЭ РФ. 1995 г. № 45. Ст. 4408.
6. Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992 г. 111 с.
«Научная и методическая литература»
7. Анна Закатнова // «Россия «юрского периода» // «Российская газета» (Федеральный выпуск) №4810 от 11 декабря 2008 г.
8. Баглай М.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 2007 г. 6-е изд. 784 с.
9. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б. // Конституционное право Российской Федерации. 2007 г. 445 с.
10. Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года: рождение Конституции России. М., 2014 г. 344 с.
11. Митюков М.А. Наказуемо исполнением // Невское время. 1993 г. 24 февраля.
12. Митюков М.А. Предисловие // Сборник нормативных актов о референдуме Российской Федерации. 16 октября 1990 г. - 14 января 1993 г. М., 1993 г. 29 с.
13. Некрасов С.И. // Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. 2009 г. 162 с.
14. Никулин В.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. ТГТУ. 2006 г. 2-е изд. 92 с.
15. Нудиенко Л.А. // Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт. 2014 г. 615 с.
16. Петренко А.В. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2010 г. 160 с.
17. Проблемы конституционного развития Российской Федерации: Сборник статей, посвященных 90-летию проф. Б.С. Крылова. М.: ИЦ Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2013 г. 241 – 251 с.
18. Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014 г. 32 с.
19. Радько Т.Н. // Теория государства и права – М.: Проспект. 2010 г. 752 с.
20. Ромашева Р.А. // История Конституции России. Хрестоматия – СПБ: СПБГУ. 2010 г. 572 с.
21. Соколов И.А. // Конституционное право Российской Федерации. МГИУ; 2010 г. 260 с.
22. Соколов И.А. // Конституционное право Российской Федерации. МГИУ. 2010 г. 260 с.
23. учеб. для вузов / М.В.Баглай. – 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007 г. –76 – 115 с.
24. Шевчук Д.А. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2009 г. 299 с.
25. Шаблинский И.Г. Пределы власти. Борьба за российскую конституционную реформу (1989 – 1995 г.). М., 1997 г. 248 с.
[1] Петренко А.В. // Теория государства и права. Конспект лекций. 2010. С. 160
[2] Никулин В.В. // Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие. ТГТУ. 2006. 2-е изд. С. 92
[3] Нудиенко Л.А. // Конституционное право России. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт. 2014. С 615
[4] Проблемы конституционного развития Российской Федерации: Сборник статей, посвященных 90-летию проф. Б.С. Крылова. М.: ИЦ Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2013. С. 241 - 251.
[5] Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014. С 32.
[6] Некрасов С.И. // Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. 2009
[7] Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. 111 с.
[8] Радько Т.Н. // Основы конституционного права России. – М.: Проспект. 2014. С 32.
[9] Постановление Верховного Совета РФ от 19 марта 1992 г. № 2542-1 "О проекте Конституции Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 771.
[10] Алексеев С.С. Конституция: надежды и действительность // Известия Уральского гос. ун-та. 1998. № 8. С. 4 - 72.
[11] Конституция Российской Федерации (альтернативные проекты) // Обозреватель. Спецвыпуск. 1993. № 17 - 18 (21 - 22). Т. I. С. 74 - 93.
[12] Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 - 1993 гг.). В 6 т. М., 2009. Т. 5. С. 609 - 651.
[13] Постановление Съезда народных депутатов РФ от 18 апреля 1992 г. N 2697-1 "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 979.
[14] Закон РФ от 21 апреля 1992 г. № 2708-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 20. Ст. 1084.
[15] Распоряжение Президента РФ от 12 мая 1993 г. № 334-рп // САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1828.
[16] Распоряжение Президента РФ от 8 сентября 1993 г. № 621-рп // САПП РФ. 1993. № 37. Ст. 3482.
[17] Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689-1 "О Федеративном договоре" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 898.
[18] Распоряжением Совета Министров - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 347-р я был включен в Комиссию по подготовке предложений по разработке механизма реализации ФД (см.: САПП РФ. 1993. № 10. Ст. 904).
[19] Для формирования этой программы и обеспечения ее реализации Президентом РФ была образована Комиссия во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ В.Ф. Шумейко. В состав комиссии включены руководители правовых ведомств, ученые, главы администраций ряда субъектов, представители Верховного Совета РФ, в числе которых и председатель Комитета по законодательству (см.: распоряжение Президента РФ от 13 октября 1992 г. № 575-рп "О федеральной программе законопроектных работ" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2383).
[20] САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1757.
[21] Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 140 - 176.
[22] Румянцев О.Г. Вступительная статья // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 45.
[23] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
[24] Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. М., 1992. 111 с.
[25] Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 "О Концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
[26] Стенограмма заседания Комитета по законодательству от 13 апреля 1993 г. // Архив автора.
[27] Митюков М.А. Российская Федерация. О работе Комитета по законодательству // Закон. 1992. № 2. С. 84.
[28] Бужкевич М. О чем спорят народные витии? // ДМ. 1993. 6 июля. С. 1.
[29] Лацис О. Власть есть тайна, или Аппаратная игра в исполнении спикера российского парламента // Известия. 1992. 28 августа. С. 3.
[30] Митюков М.А. Я против шумовых скандалов вокруг персоналий // Абакан. 1992. 16 октября. С. 1; Он же. Парламент новый. А декорации... // Российская газета. 1992. 27 ноября. С. 1 - 2.
[31] Такая информация опубликована Интерфаксом в московском вечернем выпуске "Известий" на следующий день.
[32] Бюллетень № 14 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 5 ноября 1992 г. С. 4 - 10.
[33] Бюллетень № 18 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 13 ноября 1992 г. С. 14 - 16.
[34] Митюков М.А. Конституционное совещание 1993 года. С. 297 - 298.
[35] Бюллетень № 41 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей 24 июня 1993 г. С. 34 - 53.
[36] Митюков М.А. Я придворный закона // Вечерняя Москва. 1993. 29 июня. С. 2; Он же. Новое лицо парламента // НВ. 1993. 2 июля; Он же. Кулуарные страсти // Общая газета. 1993. 9 - 16 июля. С. 2; Он же. Чистка по-парламентски // Человек и право. 1993. № 14 (32). С. 1 - 2.
[37] НВ. 1993. 26 июня.
[38] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
[39] Митюков М.А. В России кризис власти, а депутаты решают личные проблемы // Абакан. 1993. 23 июля. С. 1 - 2; Он же. Парламент нагнетает обстановку // Абакан. 1993. 24 августа. С. 1 - 2.
[40] Филатов С.А. Как создавалась Конституция 1993 года // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2010. Т. 6. С. 959 - 960.
[41] САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3995.
[42] Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 5. С. 1043 - 1080.
[43] Митюков М.А. Из дневников, блокнотов, интервью и заметок на полях (некоторые записи о конституционном процессе и событиях 1989 - 1993 годов) // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. Т. 6. С. 896.
[44] Румянцев О.Г. Вступительная статья // Из истории создания Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 4. Книга третья (июль - декабрь 1993 года). С. 73.
[45] Распоряжение Президента Российской Федерации от 5 ноября 1993 г. № 717-рп "О завершении работы над проектом Конституции Российской Федерации" // СААП РФ. 1993. № 45. Ст. 4378.
[46] Сопроводительная записка С.А. Филатова Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину к проекту Конституции Российской Федерации, подготовленному для опубликования (от 8 ноября 1993 г.) // Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 471.
[47] Конституция Российской Федерации. Проект одобрен Конституционным совещанием. Представлен Президентом Российской Федерации на всенародное голосование // Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. М., 1996. Т. 20. С. 2 - 66 (Текст проекта Конституции Российской Федерации имеет в т. 20 отдельную нумерацию страниц).
[48] Там же. С. 1.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
Выполнил: обучающийся 3 курса (группа Ю-173-1103-гр) очной формы обучения Анастасия Владимировна Безрукова | ||
Научный руководитель: Наквасина Г.А., доцент | ||
Воронеж
2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Предварительный этап подготовки новой Конституции Российской Федерации…………………………………………………………….6
1.1. Предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации……....6
1.2. Разработка первоначального проекта Конституционной комиссией………10
1.3. Анализ альтернативных вариантов проектов Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………………..13
Глава 2. Процесс разработки Конституции Российской Федерации и ее принятие……………………………………………………………………………15
2.1. Формирование «президентского» проекта Конституции Российской Федерации…………………………………………………………………………..15
2.2. Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации……………………….18
2.3. Проведение референдума по вопросу принятия Конституции Российской Федерации. Итоги и значение референдума……………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………...33
Библиографический список……………………………………………………..35
Введение
Из числа нормативно-правовых актов, закрепляющих ключевые нормы конституционного права, главным является Конституция.
Именно в Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, представляющие основными для конституционно-правового регулирования.
Огромное значение Конституции в жизни любого общества, ее принципиально особенное место во всей правовой системе страны провоцируют потребность всестороннего исследования Конституции и ключевых этапах ее развития в рамках предоставленной курсовой работы.
Проблематика исторического развития Конституции РФ рассматривалась в работах таких ученых как С.С. Алексеев, В.Е. Гулиев, И.П. Ильинский, Л.С. Мамут, В.А. Туманов, С.А. Хохлов, С.И. Шишкин и других известных авторов, однако значимость Конституции РФ продолжает оставлять эту тематику актуальной и в настоящее время.
Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции и основных этапов ее развития в качестве самостоятельного объекта научного познания.
Цель работы - рассмотреть сущность, содержание Конституции Российской Федерации и основные этапы ее развития.
Задачи работы являются:
- изучить предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации;
- проанализировать разработку первоначального проекта Конституционной комиссией;
- провести анализ альтернативных вариантов проектов Конституции Российской Федерации;
- рассмотреть формирование «президентского» проекта Конституции Российской Федерации;
- охарактеризовать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти и доработка проекта Конституции Российской Федерации;
- изучить проведение референдума по вопросу принятия Конституции Российской Федерации. Итоги и значение референдума.
Конституция Российской Федерации , принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., - не первая в истории государства. До ее принятия функционировала российская конституция 1978 года, что имела своих предшественниц. Однако нынешняя Конституция отличается от всех российских конституций советского времени в первую очередь тем, что представляется главным законодательством самостоятельного, действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции, ее утверждение сопряжено с возрождением суверенной государственности России и утверждением незыблемости ее демократической основы. Конституция 1993 года занимает верховенствующее место в правовой системе государства.
Конституция - обязательный показатель правового государства, основанного на первенстве права, отречении произвола власти и бесправия подвластных. Современная правовая система - это итог долгой, трудной борьбы и побед пролетариата над его врагами, итог доблестных десятилетий строительства социализма.
Регулирующая роль конституции касается всего социального организма. Она включает не только лишь государственную организацию, однако и негосударственные сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, взаимоотношения в области гражданского общества. Никакая конституция не может обойти отношения государства с институтами собственности, социальными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право в целом проявляет формирующее воздействие на разные стороны социальной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Объект исследования - общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования - Конституция и иное законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
В качестве методов исследования выступают принципы и приемы диалектико-материалистического познания, системного подхода, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод, формально-юридический метод исследования и другие.
Структура работы включает введение, две главы, шесть параграфов, заключение и библиографический список.
Глава 1. Предварительный этап подготовки новой Конституции Российской Федерации
Предпосылки принятия новой Конституции Российской Федерации
Необходимость в новой конституции в любой стране появляется после каких-либо масштабных происшествий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, формирование нового государственного единства, изменение формы правления и политического порядка. В истории Российской Федерации насчитывается 5 конституций - соответственно 1918 г., 1925 г., 1937 г., 1978 г. и 1993 г. Сроки их действия составляли последовательно 7, 12, свыше 40 и 15 лет, что демонстрирует в целом условную устойчивость конституций. На изменение конституции оказывают большое влияние многочисленные условия - интересы разных социальных групп, изменение формы правления либо государственного устройства, господствующие в мире официальные убеждения и взгляды на государство, право, их социальную значимость. Каждая новая конституция обобщает определенный опыт истории и обогащает его новым содержанием[1].
Предыстория конституции в России берёт собственное начало в начале Х1Х века. Либеральные конституционные идеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русская либерально-правовая идея исходила из того, что конституция - это образовательный закон, определяющий ключевые начала государственного устройства государства. В лекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х - начале 60-х годов Х1Х в. (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского, Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского и др.) стала проводиться идея конституционной монархии.
Сторонниками конституционного правления были представители более современной дворянской аристократии. Они предлагали с помощью конституционных реформ реализовать переход к конституционной монархии, доказывали необходимость ограничения власти государя народным представительством, ратовали за утверждение демократической формы правления и порядок законности, освобождение России от произвола чиновников и полиции. К числу первых конституционных планов в России можно причислить “План государственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и “Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818). Сперанский в собственном плане выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией он осознавал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношения абсолютно всех классов государственных между собой”[2].
Интерес предполагают конституционные взгляды декабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционном проекте Н.М. Муравьёва, а кроме того “Манифесте к русскому народу” Северного общества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формой государства признавалась конституционная самодержавие. Законодательная власть передавалась Народному вече, исполнительная - наследственному монарху; судебная - Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенство абсолютно всех перед законом, независимость слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания, отмена сословных различий.
Однако современные идеи конституционных преображений в России того времени остались нереализованными, так как не имели ни общественно-экономических, ни общественно-политических предпосылок. Законы Российской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла бы ограничение царской власти.
Конституции, которую создал царь-реформатор Александр 11, даровавший в 1861 г. крестьянам волю, не суждено было появиться на свет из-за его убийства[3].
Первым шагом на пути перехода от монархии к республике в России стало формирование конституционной монархии посредством принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, что учредил Государственную Думу - первый русский парламент с совещательными функциями, и объявил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел еще дальше. Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашались обязательные гражданские права: неприкасаемость личности, независимость совести, слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 года учреждал в России правительственный орган - Совет Министров.
Конституционное значение имели “Учреждение Государственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройстве учреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основные государственные законы от 23 апреля 1906 года[4].
Известный российский государствовед Н.И. Лазаревский отмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционный характер, что ограничивал основные принципы самодержавия парламентом. Тем не менее конституционный процесс, возникнувший в дооктябрьской России, был прекращен Октябрьской революцией 1917 года. Послеоктябрьское конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В данный этап принимаются декреты 11 и 111 Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!» (Обращение 11 Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; «О мире», «О земле», «О полноте власти Советов», «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября (2)1917 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12) января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральных учреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Данными актами провозглашалась власть пролетариата и фиксировалось полновластие Советов[5].
Декреты первых лет послереволюционного этапа отображали устранение капиталистической системы хозяйства, национализацию крупной собственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; разрушение прежнего государственного аппарата - администрации, суда, армии, полиции, земства.
Конституционные акты послеоктябрьского этапа в России базировались на неосуществимых представлениях о тенденциях мирового революционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех государствах и утверждение коммунизма. В данных актах воплощена идеологизированная, классовая нацеленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, ставшая базисной частью первой Конституции РСФСР 1918 г., выражала готовность “вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма”. Многознаменательной проблемой Советской власти провозглашалось “беспощадное подавление эксплуататоров”.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 229.