Современное понятие выборной демократии и законодательства как системы государственно-правовых институтов, основанных на политическом волеизъявлении граждан и регулирующих их участие в избирательном процессе, отличается от представлений, выработанных в прошлом.
Переходное состояние политической системы определяет не только содержание и эволюцию действующего конституционного права и законодательства в целом, но и современный политико-правовой словарь, применяемый для описания и объяснения будущей демократической модели государственной власти, основанной на юридически гарантированном участии граждан в политическом процессе ее организации и осуществления.
Политические выборы и регулирующее их избирательное законодательство принадлежат к основным институтам и процессам, формирующим легитимную в социальном и правовом отношениях власть. Именно поэтому в избирательном праве, как ни и какой другой отрасли политического права, существенный момент его содержания и применения составляет доверие граждан. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом демократической политической и правовой культуры, определяет смысл современного избирательного права и процесса.
Новое в избирательном праве состоит не столько в содержании материальных и процессуальных норм и институтов, пассивного и активного избирательного права, а сколько в освоении демократических политико-правовых ценностей и ориентации, ожиданий и предпочтений, то есть в становлении нового источника избирательного права и законодательства - гражданского демократического правосознания. Понадобилась целая эпоха кризисного развития российской государственности, чтобы по-новому взглянуть на исходные политико-правовые конструкции, определения и институты, характеризующие в целом различные аспекты организации и функционирования публичной политической власти.
Конституция Российской Федерации, определяя в качестве структурообразующего принципа организации государственной власти свободные выборы и референдум, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации - народ, по существу, ввела в юридический обиход достаточно новые для качественной политико-правовой теории и практики категории избирательный корпус и избирательная власть. Именно здесь и лежит реальный источник более или менее безболезненного и согласованного перехода к системе политической демократии. Именно через избирательный процесс, организованный в институты и структуры избирательной власти, могут быть сбалансированы и приведены к социальному знаменателю возможные и желаемые политико-правовые преобразования наличной системы государственной власти и управления.
Суть наблюдаемых и переживаемых событий в разворачивании на наших глазах и с нашим участием (хотим мы или не хотим, осознаем или не осознаем) процесса отделения общества от государства и превращение его в полноценного и полноправного субъекта политических отношений, реального участника политического процесса, действительного носителя функции развития и преобразования политической системы.
Отныне любой политический режим, если он хочет сохранить себя на долгосрочную перспективу, не сможет не считаться с конституционно-демократическими (электоральными) условиями и основаниями своей жизнедеятельности, какими бы хрупкими они ни казались на первый взгляд. И даже если фактическая конституция власти и ее юридическая конституция не найдут общего языка, взаимная корреляция реальных политических отношений и конституционно-правовых форм их организации через электоральный процесс и электоральные предпочтения граждан становятся существенным аспектом понимания действительного содержания, динамики и логики развития российской государственности. Значение граждан-избирателей в разрешении этой дилеммы сегодня уже очевидно.
В политико-правовом смысле выборы становятся процессом кодификации электоральных прав граждан и электоральных обязанностей государства, фиксирующих границы их взаимоотношений в ситуации движения к управлению обществом на основе публичного согласия граждан.
В современной науке феномен власти вообще и выборной власти в частности осмысляется представителями самых различных профессий, и прежде всего, юристами, историками, политологами и практическими политиками. И хотя каждый находит здесь свой предмет теоретических или прикладных интересов, проблема власти, как и проблема собственности, продолжает оставаться неисчерпаемым источником разнообразных переживаний и действий, оценок и теорий. У каждой профессиональной группы не только своя роль и инструментарий, но свой смысл в соприкосновении с властью, ее агентами, объектами и итогами деятельности.
Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного политического права не означает наличие действительной способности им быть. Но для этого и существуют выборы как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, публичного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и их объединений в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой гражданами.
Таким образом, сегодня есть все основания утверждать, что для значительной части россиян участие в выборах стало рассматриваться как способ отбора политических лидеров, публичной оценки деятельности политических партий, инструментом коррекции официального правительственного курса. Граждане начинают воспринимать участие в выборах как безусловную форму реализации своих политических и гражданских прав и законодательство предоставляет все возможности для их защиты.
Заключение
Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Избирательное право граждан России гарантируется Конституцией и другими законодательными актами.
Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политической сферой функционирования государства и гражданского общества.
Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демократии.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Все избирательные споры можно разделить на две большие группы по предмету спора:
1. Споры, возникающие из избирательных правоотношений в связи с нарушением организационно-процедурных правил организации и проведения выборов и проведения референдума
2. Споры о нарушении нормативно-правового регулирования выборов и проведения референдума.
Предметом защиты во всех случаях разрешения правового конфликта из избирательных правоотношений будут политические права избирать и быть избранными и участвовать в проведении референдума граждан Российской Федерации.
По всем избирательным спорам предметом доказывания будет совокупность юридически значимых фактов, подтверждающих или опровергающих обстоятельства так или иначе повлиявшие на свободу волеизъявления субъектов избирательных правоотношений. Именно свобода волеизъявления граждан как субъектов избирательных правоотношений пронизывает все законодательство о выборах как основополагающего принципа реализации конституционного избирательного права.
Подсудность избирательных споров определяется в настоящее время как нормами материального права, так и гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное законодательство в новой редакции содержит отсылочное положение о подсудности избирательных споров. Материальное право регулирует подсудность с большей определенностью. Однако, судебная практика не отмечает серьезных проблем в определении подсудности, и большинство избирательных споров разрешают суды общей юрисдикции в соответствии с определенной процессуальным законодательством подсудностью избирательных споров.
В заключении хотелось бы отметить, что проведенное исследование теоретических, законодательных положений, а также весьма сложной и неоднозначной судебной практики по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации показывает необходимость дальнейшего совершенствования избирательного законодательства, а также процессуального законодательства. Нормы процессуального права должны обеспечить правовые гарантии избирательных прав граждан вынесением законных и обоснованных решений по избирательным спорам и этим обеспечить политическую стабильность в стране.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Буквица. 1996. - 48с.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (с изм. от 05.12.2006 № 225-ФЗ), // Российская газета - 07.12.2006. - № 54. – С.4.
3. Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. 195-ФЗ «Об административных правонарушениях» - М.: Юристъ, 2006.
4. Федеральный Закон от 30.03.99. №124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» Официальный текст. - М.: Инфра-М-Норма. 2007.
5. Федеральный Закон от 06.12.1999г. 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // ПС «ГАРАНТ» от 04.04.2008 г.
6. Авакъян С. А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 2006. - № 6. -С. 51-68.
7. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА-ИНФРА. М, 2006 г., - 512 с.
8. Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М.:БЕК, 2005. – 315 с.
9. Веденеев Ю. А. Избирательная власть: исторический контекст, политико-правовая сущность и механизм осуществления // Бюл. Центральной избирательной комиссии РФ. 2007. - № 2 (28). -С. 39-49.
10. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право. 2007. -№2. - С.28-35.
11. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовой и технологический аспекты // Государство и право. 2007. - №8. - С.7-16.
12. Выборы без Руцкого. Российская газета. 2000. 24 декабря. // Российская газета. 2000. от 4 июля - № 25. – С. 2.
13. Ефремов Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 2008. - №3. - С.12-21.
14. Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 2007. - 155 с.
15. Избирательное право в вопросах и ответах. М., 2006. – 105 с.
16. Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Правоведение. 2008. - №1. - С.29.
17. Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007, - № 1.–С.55-64.
18. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: учебное пособие. М.: НОРМА-ИНФРА. М, 2007 г., - 355 с.
19. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – 258 с.
20. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 2007. -346 с.
21. Комментарий к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» // ПС «ГАРАНТ» от 04.04.2008г.
22. Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления и определения. 1992-2006 / Сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М.: Новый Юрист, 2007. – 985 с.
23. Сборник законодательных и иных правовых актов по вопросам выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации. М.: Весь Мир, 2007. – 1051с.
24. Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полит. исследования. 2007. - № 3. - С. 155-165.
25. Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России // Полит. исследования. - 2007. №4. - С.123-131.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.