Органы защиты избирательных прав
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основным органом реализации и защиты избирательных прав граждан в Российской Федерации являются Избирательные комиссии. Эти комиссии также осуществляют подготовку и проведение выборов.

Такими комиссиями являются:

• Центральная избирательная комиссия РФ;

• избирательные комиссии субъектов РФ;

• избирательные комиссии муниципальных образований;

• окружные избирательные комиссии;

• территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии;

• участковые комиссии.

Избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти устанавлива­ются федеральными законами.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления [18, c. 122].

 Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компе­тенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предп­риятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижес­тоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Этот государственный орган руководит подготовкой и проведением выборов, референдумов в Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулирует практически все сферы подготовки и проведения выборов [20, c. 188].

Федеральный закон наделяет избирательные комиссии широкими полномо­чиями по контролю за соблюдением избирательных прав граждан России на всех этапах избирательного процесса. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума Законом предоставлено право рассматривать и принимать решения по существу жало­бы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граж­дан и право граждан на участие в референдуме (пункт 6 статьи 63). Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.

Государственные органы, органы СМУ, об­щественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их пол­номочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транс­порт, средства связи, техническое оборудование, сведения и мате­риалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативны­ми правовыми актами, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации из­бирательных комиссий в порядке, установленном федеральными зако­нами, законами и иными нормативными правовыми актами законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации [9, c. 39].

Следующий орган контроля – это Суд. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо­гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот­ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обяза­тельным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, посту­пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало­бах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избира­тельная комиссия вправе принять самостоятельное решение по су­ществу жалобы. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Определяя меру ответственности за нарушение гарантий избирательного права, Суд РФ обращается к:

– Конституции РФ, - ст 3, 32, 84, 91(1,2,3,), 96(1).

– Кодексу Об Административных Правонарушений - ст 5.1-5.8, 5.15, 5.17, 5.18, 5.22, 5.24, 5.25.

– Гражданскому процессуальному Кодексу - ст. 259-261

– Уголовному Кодексу ст. 141, 142 [17, c. 60].

Судебную защиту избирательных прав граждан стоит отметить особо, поскольку их защита весьма специфична. Избирательные споры по своей природе требуют особого процессуального регулирования, не совпадающего ни с исковым производством, ни с производством по делам, возникающим из административных правоотношений.

Это суждение также заслуживает внимания в том смысле, что по этим делам суды не могут применять процессуальные средства гражданского искового производства, так как спор вытекает не из гражданских, а из публично-правовых отношений. Отнесение к производству из административно-правовых отношений исследуемых дел не бесспорно потому, что здесь нет по сути административных правоотношений [11, c. 10].

Большую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой - Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человек назначает на должность и освобождает от должности государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Уполномоченный назначается на 5 лет Государственной Думой тайным голосованием из числа граждан РФ, достигших 35 лет, имеющих познания в области прав и свобод человека и гражданина и опыт их защиты. Уполномоченный вправе рассматривать жалобы на решения, действия и бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Уполномоченный может также принять по собственной инициативе меры при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан. Уполномоченный может направить свое заключение государственным органам и должностным лицам для исправления ситуации или возбуждения дисциплинарного производства, обратиться в суд, прокуратуру [18, c. 161].

Прокуратура является еще одним органом защиты избирательных прав. Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций — надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. — непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, а также ряд других функций.

Конституция РФ предоставляет каждому право обращать обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международных договоров Российской федерации и используется, если исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных инстанциях российской Федерации. Жалоба подается в Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский суд по правам человека, учрежденный в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы, он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России. В состав Суда входит судья от Российской Федерации. Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо. Признается, что обращение может быть подано только после того, как исчерпаны все внутренние средства решения спора. Суд, состав которого утверждается для каждого обращения отдельно, окончательный, и государство обязаны ему подчиняться.

2. Анализ производства по делу о защите избирательных прав

2.1. Возбуждение дел о защите избирательных прав и подготовка их к судебному разбирательству

Возбуждение дел исследуемой категории подчиняется общим положениям гражданского процессуального законо­дательства. Наряду с этим имеются специфические особенно­сти выбора тех процессуальных средств, которые наилучшим образом учитывают особенности дел по избирательным спо­рам. Прежде всего, необходимо определиться по вопросам о форме обращения в суд и субъектах обращения в суд.

Независимо от того, по поводу какого вида нарушения избирательных прав обращается заявитель в суд, отметим, что формой обращения должно быть заявление. В целом, не отрицая универсальности иска как средства защиты любого нарушенного права, полагаем, что средство возбуждения дела вовсе не обязательно должно быть исковое заявление. Исковое заявление должно быть средством возбуждения дел из гражданских правоотношений по спорам о защите частного права или ин­тереса между равноправными субъектами спорных правоот­ношений.

В этой связи вряд ли возможно к делам, возникающим из избирательных правоотношений применять такой понятийный аппарат и правила искового производства как «иск», «истец», «ответчик».

Заявление по форме и содержанию должно соответст­вовать как общему, так и специальному требованию. Нормы ГПК не содержат специальных положений о содержании за­явления по избирательному спору.

Заявление, поданное с нарушением указанных требова­ний (как общих, так и специальных), оставляется без движения, о чем судья выносит мотивированное определение с ука­занием недостатков и времени для их устранения. Несоблюдение заявителем этих указаний влекут общие правовые последствия: заявление считается неподанным и возвращается заявителю (ст. 136 ГПК РФ).

Возможен отказ в приеме заявления по следующим ос­нованиям ст. 134 действующего ГПК: если заявление не подлежит рассмотрению и разреше­нию в порядке гражданского судопроизводства.

Эти основания п. 1 ст. 134 ГПК могут означать:

а) спор лишен юридического содержания;

б) разрешение спора не подведомственно суду;

в) заявленные требования не затрагивают прав и инте­ресов заявителя.

Пункт 2 ст. 134 ГПК: если имеется вступившее в законную силу, вынесенное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда.

Такое положение п. 2 ст. 134 ГПК означает, что по од­ному и тому же спору не может быть вынесено два решения. В заявлении, поданном в суд по избирательному спору также имеются предмет и основание.

Предметом следует считать конкретное нарушение из­бирательного права, указанное заявителем. Например, невк­лючение в список избирателей; нарушение правил подсчета голосов; нарушение порядка сбора подписей и т.д. и т.п. Ос­нованием требования, заявленного в суд, будут те действия (бездействие), решения, акты органов публичной власти или должностных лиц, повлекшие, по мнению заявителя, нару­шение его избирательных прав.

Полагаем, что поскольку предмет спора - публично-правовые отношения, а не частно-правовые - определений об отказе заявителя от требований и о заключении мирового со­глашения быть не может.

Возможен отказ в приеме заявления в соответствии с п. 5 ст. 135 ГПК - если в производстве суда имеется дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Пункт 1 ст. 135 ГПК - отказ в приеме заявления по то­му основанию, что заявителем не соблюден предварительный внесудебный порядок, - к делам по избирательным спорам применим быть не может. Ни избирательное, ни процессу­альное право для этих дел такого порядка не устанавливают.

Действующее гражданское процессуальное законода­тельство в ст. 259 перечисляет круг субъектов, которые могут обратиться в суд с заявлением или жалобой о защите нарушенных избирательных прав. По содержанию она не является исчерпывающей на что указывают термины «иные общественные объединения, ини­циативные группы...».

Судья, проверив соответствие поданного заявления требованиям закона, выносит определение о возбуждении дела.

Со дня, указанного в этом определении, исчисляются процессуальные сроки подготовки дела к судебному разби­рательству.

Эта стадия процесса по делам исследуемой категории характеризуется большей активностью суда в установлении оптимально допустимых сроков для обеспечения возможно­сти всем лицам, участвующим в деле, принять все зависящие от них, от суда (судьи) и других субъектов процесса меры по максимальному обеспечению полноты доказательственного материала.

Подготовка дел по избирательным спорам к су­дебному разбирательству имеет специфические особенности, обусловленные сокращенными сроками рассмотрения дела, а также характером, конкретным содержанием избирательного спора и его субъектным составом.

Обобщение судебной практики показывает, что, как правило, судебные споры из избирательных отношений, раз­решаемые в течение трех дней, а иногда за день до голосова­ния или в день голосования.

Статья 260 ГПК (в ред. ФЗ от 21.07.2005 № 93-ФЗ.) содер­жит положения о сроках обращения в суд (ч. 1-5 ст. 260 ГПК), а статья 260.1 ГПК РФ содержит перечень лиц, чье участие в судебном разбира­тельстве желательно, но при их неявке возможность рас­смотрения и разрешения дела допускается. Часть 2 ст. 260 ГПК называет специальный срок - де­сять дней - для обращения заинтересованных лиц по оспариванию действий, решений избирательных комиссий в связи с регистрацией, отказом в регистрации кандидата, инициативной группы по проведению референду­ма, отмене регистрации кандидата. Этот срок восстановлению не подлежит

По­лагаем, что необходимо в этой норме предусмотреть и срок подачи заявления в суд на бездействие избирательной комис­сии по указанным спорам. Имеются в виду случаи, когда кто-либо из субъектов избирательных правоотношений обраща­ется в избирательную комиссию с заявлением об отмене ре­гистрации кандидата. Однако комиссия не рассматривает это заявление. Тогда заявитель обращается в суд, где обжалует бездействие комиссии и просит суд рассмотреть его заявле­ние об отмене регистрации кандидата. В этом случае право на обращение в суд должно быть предоставлено по истечении трех дней со дня подачи заявления в комиссию.

Статью 260 ГПК часть 2-ю можно дополнить положе­нием: «В случае, если избирательная комиссия в течение 3-х дней не рассматривает заявление об отмене регистрации кандидата (списков кандидатов), заявитель вправе по истече­нии 3-х дней обратиться с жалобой в суд на бездействие из­бирательной комиссии и просьбой рассмотрения его заявле­ния по существу».

Часть 6 ст. 260 ГПК устанавливает сроки рассмотрения дел: пять дней со дня подачи заявления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через десять дней со дня его подачи. Еще более сокращенные сроки установлены для рассмотрения споров о неправильностях в списках избирателей: в течение трех дней со дня подачи за­явления, но не позднее дня голосования, а в день голосования - немедленно (ч. 7 ст. 260 ГПК).

В этой связи еще раз следует об­ратить внимание, что необходимы не только специализиро­ванные суды по рассмотрению дел, возникающих из публич­но-правовых отношений, но и специализация судей по рас­смотрению таких сложных дел, какими являются избиратель­ные споры.

Только независимый, про­фессиональный суд способен разрешить в короткий срок из­бирательный спор в строгом соответствии с законом, а не выполнить чей-то «политический заказ».

Именно такие суждения высказал бывший губернатор Курской области А. Руцкой, когда областной суд принял ре­шение об отмене его регистрации кандидатом на пост губернатора за 12 часов до голосования. Оценивая такую нестан­дартную ситуацию, председатель Совета Федерации Егор Строев назвал решение суда по делу А. Руцкого «некрасивым» [12, c. 2].

Для предотвращения подобных ситуаций Федеральным законом от 05.12.2006 № 225-ФЗ введена норма (п. 9 ст. 260 ГПК РФ) о введении 5-дневного срока (до дня голосования) на решения суда первой инстанции по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), и 3-х дневного – на решения суда первой инстанции по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (п. 10 ст. 260 УПК РФ).

Часть 2 ст. 260 ГПК устанавливает десятидневный срок для обращения в суд по оспариванию решений избиратель­ной комиссии или комиссии референдума по вопросам реги­страции, отказа в регистрации, отмены регистрации кандида­та (списка кандидатов), инициативной группы по проведению выборов или референдума.

Таким образом можно отметить, что правовая природа дел о защите избирательных прав сходна с делами об обжалова­нии действий и решений, нарушающих права и свободы гра­ждан, но существенно отличается по предмету жалобы. По нашему мнению, предметом требования заявителя является восстановление нарушенных избирательных прав.

Основанием требования будут действия (бездействие), решения, иные исполнительно-распорядительные, а также организационные действия, связанные с выборами, в резуль­тате которых нарушены избирательные права.

Предмет требования, предмет судебной защиты, состав лиц, участвующих в деле, процессуальные средства защиты избирательных прав окончательно выясняются в стадии су­дебного разбирательства для постановления обоснованного и законного судебного решения.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 197.