В качестве ценовой информации при определении таможенной стоимости таможенные органы также могут рассматривать базисные условия поставки, в соответствии с которыми осуществляется доставка товаров от продавца к покупателю. Все тринадцать условий поставки отражены в ИНКОТЕРМС 2000.
Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или, иначе, базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска случайной гибели (повреждения) товара и др.
Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи товаров во всем мире объясняется рядом причин[17]:
1. огромный авторитет Международной торговой палаты, под эгидой которой и были разработаны ИНКОТЕРМС;
2. ИНКОТЕРМС получили признание со стороны деловых кругов большинства стран;
3. ИНКОТЕРМС периодически (примерно раз в десятилетие) обновляется, следуя за развитием научно-технического прогресса, учитывая передовой опыт и практику международной торговли, в первую очередь изменения в транспортировке и обработке товара;
4. ИНКОТЕРМС позволяют избежать сторонам споров и различных толкований того или иного термина, условия договора, давая с учетом новейшей международной практики разъяснение по тем или иным базисам поставки;
5. ИНКОТЕРМС позволяют максимально упростить формулировки заключаемого договора купли-продажи, избежать излишних нагромождений в распределении взаимных прав и обязанностей сторон, позволяет им четко определить объем принимаемых на себя обязательств;
6. Выбор того или иного базиса поставки на основе ИНКОТЕРМС во многом определяют цену товара, распределение между покупателем и продавцом расходов по доставке товара, т.е. в конечном счете коммерческую эффективность сделки.
В качестве ценовой информации для определения таможенной стоимости могут применяться документы в зависимости от вида условия поставки товара. Как отмечалось ранее их тринадцать, они, в свою очередь, делятся на четыре группы.
Группа Е содержит одно условий – EXW (с завода или франко завод). Согласно данному термину продавец считается исполнившим свое обязательство по поставке товара, когда он передает товар в распоряжение покупателя в своем коммерческом предприятии (со склада, с завода, из карьера и т.д.).
Группа F. Основная перевозка не оплачена включает три термина: FCA (франко перевозчик), FAS (франко вдоль борта судна), FOB (франко борт).
Термины данной группы предусматривают, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи его перевозчику в согласованном с покупателем пункте. При этом обязанность по организации основной перевозки лежит на покупателе.
Группа С. Основная перевозка оплачена. Содержит четыре термина: CFR (стоимость и фрахт), CIF (стоимость, страхование и фрахт), CPT (фрахт/перевозка оплачены до), CIP (фрахт/перевозка и страхование оплачены до).
Согласно терминам данной группы продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке с момента передачи товара перевозчику в согласованном с покупателем пункте. Однако, в отличие от условий терминов группы F, термины группы С возлагают именно на продавца обязанность заключить договор перевозки до согласованного пункта.
Группа D. Прибытие. Содержит пять терминов. Это так называемые термины
доставки, поскольку на продавца возлагается обязанность за свой счет и риск доставить товар в место, указанное покупателем. DAF (поставка до границы), DES
(поставка с судна), DEQ (поставка с пристани, DDU (поставка без оплаты пошлины), DDP (поставка с оплатой пошлины).
Условия группы D возлагают на продавца наиболее обременительные (по
сравнению с терминами других групп) условия. Продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта и обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места.
В зависимости от условий поставки будут различаться документы, необходимые таможенному органу. Однако есть основной набор документов, который требуется при всех условиях:
1. Договор купли-продажи.
2. Экспортная или импортная лицензия.
3. Коммерческая счет-фактура.
4. Платежные документы.
Условие поставки EXW возлагает на продавца минимальные обязанности, соответственно покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой товара от предприятия продавца к месту назначения. Также покупатель за свой счет выполняет погрузку товара в транспортное средство. Таким образом, данное базисное условие предполагает предоставление декларантом в таможенный орган следующих документов: помимо основных документов все платежные документы, отражающие транспортные и погрузочные расходы.
Условия FAS и FOB предполагают транспортировку товара водным транспортом. Продавец несет обязанности только до указанного морского порта отправления с разгрузкой товаров на пристань или на борт судна. Непосредственно перевозку оплачивает покупатель. Таможенным органам предоставляют следующие документы: договор перевозки товаров от названного порта отгрузки, оборотный коносамент, необоротная морская накладная, транзитные декларации через третьи страны.
Что касается условий поставки CIP и CIF, где главной особенностью является страхование товара продавцом, таможенные органы в качестве основного документа, подтверждающего таможенную стоимость товара, помимо основных трех, требуют страховой полис или сертификат страхования. Относительно базиса CFR не требуется никаких транспортных документов, если местом доставки товара является граница Российской Федерации. В противном случае необходимы документы, подтверждающие транспортные расходы.
Исключительным случаем, когда при предоставлении документов в таможенный орган не требуются транспортные документы, являются базисные условия группы D «прибытие», так как в соответствии с данной группой продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. В обязанности покупателя входит таможенная очистка товаров, а в некоторых случаях на нем лежит разгрузка с транспортного средства. Таким образом, в таможенный орган будут представлять лишь коммерческие документы: коммерческая счет-фактура, контракт, импортная лицензия.
Анализ запрашиваемых документов с учетом базисных условий поставок в рамках дополнительной проверки помогут таможенным органам при определении таможенной стоимости товара и вынесении решения о необходимости в некоторых случаях ее корректировки.
В нижеприведенной таблице наглядным образом показано, кто, продавец или покупатель, должен осуществлять перевозку товаров, нести риски потери или повреждения товара, а также на кого возложено обязательство оплачивать расходы, связанные с товаром, его погрузкой или выгрузкой. Таблица также помогает ориентироваться в документах, различных при определенных условиях поставки, которые могут быть запрошены таможенным органом.
Заключение
В соответствии с поставленными целью, задачами автор пришел к следующим выводам:
1. Правовая база, регламентирующая определение и контроль таможенной стоимости, достаточно широка и представлена следующими нормативно-правовыми источниками: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский и налоговый кодексы Российской Федерации, указы президента, нормативные и ненормативные акты Минфина и ФТС России, приказы, распоряжения и письма ФТС России по таможенной стоимости. Но ключевое место, по-прежнему, отдается Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» и документам судебных органов по таможенной стоимости.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» определяет объект обложения и налоговую базу для целей исчисления таможенных пошлин и налогов.
Соглашением Таможенного союза от 25.01.2008 г. определены методы определения таможенной стоимости ввозимых на единую таможенную территорию товаров, которые применяются декларантом путем заполнения декларации таможенной стоимости.
ТК ТС, Федеральные законы, постановления Правительства, приказы ГТК и ФТС России определяют порядок определения и контроля таможенной стоимости, а также распределение полномочий при контроле таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
2. В процессе контроля ТС сотрудники таможни вынуждены руководствоваться не только положениями таможенного законодательства, но и обязанностью принимать во внимание ценовую информацию, направляемую вышестоящими таможенными органами по различным категориям товаров. Указанная ценовая информация является для сотрудника таможни контрольным уровнем цен.
Анализ заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенных органах ценовой информацией производится в установленном порядке. Если в результате такого сравнения выявляются расхождения, это может служить первым признаком недостоверности заявленных сведений или наличия условий, которые могли повлиять на цену товара. В таком случае, таможенный инспектор выясняет обстоятельства сделки и условия продажи товаров и запрашивает дополнительные документы для установления объективной цены товара. Результатом вышеуказанный действий может стать корректировка таможенной стоимости товаров, если выявлено несоблюдение установленных пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 19 Закона «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.1993 условий принятия стоимости сделки в качестве таможенной стоимости.
Проведению контроля таможенной стоимости в таможенных органах способствуют современные информационные технологии, позволяющие правильно определить таможенную стоимость товара. Среди них программные средства: «Мониторинг-анализ», «Аист-РТ 21» и разработанная на ее основе «Инспектор ОТО», «Стоимость-Ценовая информация».
АС «Контроль таможенной стоимости» позволяет оперативно находить нужную таможенному инспектору ценовую информацию по определённому виду товара и использовать её в ходе контроля таможенной стоимости. Однако, в России нет универсального источника ценовой информации по всем группам ввозимых товаров. Фактически и на мировом рынке нет такого рода информации, предоставляемого в оперативной печатной или электронной форме и позволяющего подобрать реальную базу для контроля правильности определения таможенной стоимости товаров. Многочисленные каталоги и справочники содержат сведения о ценах, но эти цены могут выступать как стартовые, с которых начинаются торги. При этом цена реальной сделки может во много раз отличаться от справочной цены как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения и определяется объемом сделки, надежностью партнера, используемыми формами оплаты.
3. Приказ ФТС № 536 от 25.04.2007 г. «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» устанавливает документы и сведения для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости.
При недостаточности предоставленных документов, перечисленных в приказе ФТС № 536 от 25.04.2007 г., или обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на недостоверность указанных в них сведений, по письменному запросу таможенного органа декларант обязан представить документы, перечисленные статьями 64 и 69 Таможенного кодекса ТС.
Существенную роль при определении таможенной стоимости товаров играют базисные условия поставки. Как правило, любой внешнеторговый контракт предусматривает определенные условия поставки в соответствии с Инкотермс - 2000, а также имеется ссылка на то, что конкретно входит в стоимость товара и оплачивается продавцом. Каждое из условий поставки предусматривает предоставление таможенному органу определенного набора документов (коммерческих, транспортных, финансовых), необходимых для определения таможенной стоимости.
Таким образом, ценовая информация при определении таможенной стоимости товаров занимает особое место. Правильно выбранные источники и достоверные сведения помогут декларанту подтвердить заявленную таможенную стоимость или, в противном случае, помогут таможенному инспектору провести ее корректировку.
Положительный результат принесло бы создание единой автоматизированной системы справочно-ценовой информации в общедоступном режиме, то есть как для таможенных органов, так и для участников ВЭД. А законодательное урегулирование использования ценовых источников способствовало бы совершенствованию контроля таможенной стоимости.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.