и другие определяют поведение членов организации согласно избираемым ими приоритетам.
Организационные нормы - общепринятые в данной организации шаблоны поведения. К ним относятся образцы отношений с начальством и подчиненными, обычаи, принятые в организации и не действующие вне ее, нравственные нормы, институциональные нормы, характерные для организаций, входящих в данный социальный институт (производство, бизнес, политические организации).
Содержание культуры организации. Организация включает в себя многочисленные культурные комплексы, основными из которых являются следующие. [18; 124]
1. Деятельностно-ролевой культурный комплекс представляет
собой основную часть корпоративной культуры и включает в себя
ценности, нормы, регулирующие производство продуктов в данной
организации. Данный комплекс регулирует и контролирует исполне
ние ролевых требований и мотивацию. Действие культурных норм и
ценностей проявляется в отношении к своей работе, жесткости роле
вых требований, реакциях на стимулирующее воздействие и в груп
повом контролем за повседневной деятельностью. Нормативные тре
бования заключаются в ограничении деятельности и компетентности
работников в рамках своих вопросах, не допускается самодеятель
ность.
2. Управленческий культурный комплекс представляет собой
совокупность норм и ценностей, регулирующих отношения власти,
подчинения и контроля в организации. Каждому члену организации
необходимо выяснить свое место в системе властных отношений,
определить специфические для каждой организации поведенческие
нормы подчинения руководителям, а также нормы, регулирующие
продвижение во властной иерархии. В корпоративных культурах ав
торитарного типа нормы власти характеризуются как жесткие, в ли
беральных - как неясные с расплывчатыми границами, когда руково
дители не демонстрируют свою власть по отношению к подчинен
ным, их авторитет основан на опыте, знаниях, навыках, способностях
и интуиции.
3. Культурный комплекс отношений с внешней средой пред
ставляет собой совокупность ценностей и норм, соотносящихся с
различными компонентами внешней среды таким образом, чтобы эти
6. Организационная культура и ее роль в формировании организаций
нормы прямым или косвенным образом могли способствовать установлению приемлемого для организации баланса с внешней средой. Для каждого из уровней внешней среды существует свой набор культурных норм, характерных только для данной организации. В соответствии с этими нормами каждый член организации независимо от статуса обязан постоянно ориентироваться на взаимодействия с многими компонентами внешнего окружения, считая каждого представителя других организаций потенциальным клиентом, возможным источником новых выгодных связей с другими компонентами внешней среды. В других организационных культурах формируется недоверие к внешней среде организации и соответственно достаточно жесткие границы во взаимоотношениях с представителями других организаций и институциональных органов.
4. Поведенческий культурный комплекс охватывает нормы и ценности не связанные напрямую с деятельностью организации. Это нормы проведения досуга, отношения между представителями противоположного пола, отношения к представителям других возрастных и социальных групп, отношение к референтным (т.е. значащие для человека люди) личностям и неформальным лидерам групп.
Одним из наиболее распространенных видом классификаций корпоративных культур является разделение их на индивидуалистскую и коллективистскую.
Индивидуалистская корпоративная культура - основана на ценностях личного достижения и связанная с целями-ориентациями. Она выражается в постоянном стремлении членов корпорации к повышению личного престижа (престиж группы на втором плане) и личного должностного статуса, достижению материальной выгоды для себя, членов своей семьи, друзей и родственников. Индивидуалистская корпоративная культура характерна для многих корпораций США.
Коллективистская корпоративная культура - ориентирована на групповую деятельность, ее ценности и нормы связаны с идентификацией индивидов с организацией или своей группой в организации. Группы строятся по принципу сходства ценностей, норм, сильно развит внутригрупповой контроль, ограничен индивидуализм, члены корпорации работают только в группах или командах, личное благополучие возможно только через процветание корпорации. Нормы
Дата: 2019-12-10, просмотров: 280.