Осуществлением рекламной деятельности в ООО «Ключ-Н» занимается отдел сбыта. Учитывая, что целью данной работы является обоснование рекламной кампании по продвижению нового товара, то целесообразно представить сетевую модель данной рекламной кампании. Она показана на рис. 2.1.
Цифрами в кружочках на рисунке 2.1 обозначены начала и окончания процессов, из которых состоит рекламная кампания, а буквы над стрелочками обозначают название этих процессов, цифры под стрелками обозначают продолжительность процессов в месяцах (минимальную и максимальную). Сплошные стрелки показывают направление процесса, а пунктирные – зависимость одного процесса от другого. Жирные стрелки отражают критический путь, то есть полный путь наибольшей длины.
Рис. 2.1 Сетевая модель рекламной кампании по продвижению нового товара
Обозначения: А – исследование рынка; В – стратегическое планирование (определение целей предприятия в свете выявленных тенденций рынка); С – разработка нового товара; D –создание нового товара; F – разработка рекламного проекта; G – выбор средств рекламирования и канала размещения; H – размещение рекламного объявления; E – выведение нового товара на рынок; L – рекламирование нового товара; M – реклама подкрепляющая и увещевательная; N – анализ результатов рекламной кампании.
То есть вся рекламная кампания начинается с исследования рынка, которое предполагает определение вида товара, который предприятие могло бы производить и который необходим потребителю. Данную работу проводят специальные агентства. Как правило, они являются рекламными и оказывают за определенную плату подобную услугу всем желающим. Данный процесс может протекать от одного месяца до трех месяцев, в зависимости от объема рынка и сложности исследования.
На результатах полученных исследований основывается стратегическое планирование. На этом этапе определяют цели предприятия и рынка в целом, и возможность их совмещения. Данный занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Принимаем минимальную продолжительность две недели, максимальную – три месяца.
Далее следуют два параллельно развивающихся процесса: выбор нового товара и разработка рекламного проекта. Первый из них протекает дольше, его продолжительность около двух – трех месяцев. Второй длится до двух месяцев.
Затем следует выбор средств рекламирования и канала размещения (G). Выбор зависит от вида товара. Для товара производственного назначения каналом распространения, а, следовательно, и сегментом рынка являются бизнесмены, специалисты промышленности, сервиса. Для товара индивидуального назначения, что имеет место в данном случае выбирается канал, пользующийся спросом у широкого круга читателей, зрителей и слушателей рекламы. А от жизненного цикла товара зависит выбор вида рекламного сообщения. В данном случае это новый товар, следовательно, реклама будет информативной. Этот процесс занимает от двух недель до одного месяца. К его окончанию должен закончится процесс разработки товара (С). Это необходимо потому что на этапе размещения рекламного сообщения (Н), который длится 1,5-3 месяца, должен протекать процесс непосредственного производства товара (D).
Этап производства товара (D) протекает примерно в течении одного месяца, хотя это зависит от самого товара и его сложности. Он должен закончиться к моменту окончания размещения первых рекламных сообщений.
Далее следует уже идет этап (E) –выведение товара на рынок. На данном этапе осуществляется активное размещение рекламных сообщений, проведение ярмарок, выставок и так далее. Этап (E) протекает от одного до трех месяцев (в зависимости от товара).
На этапе (L) происходит рекламирования нового товара. То есть, продолжает распространяться реклама, преимущественно информативная, сообщающая о свойствах товара. Он длится еще две – три недели.
Затем наступает этап (M), в течение которого делается упор на увещевательную и сравнительную рекламу. Его продолжительность составляет от шести до двенадцати месяцев.
В завершении рекламной кампании происходит анализ результатов проделанной работы. На это обычно требуется от двух недель до месяца или более.
Говорить определенно о конкретной продолжительности каждого этапа не имеет смысла, так как создание рекламной кампании процесс творческий и уложить его в строгие временные рамки или регламентировать нельзя.
Инвестиционное обеспечение рекламной деятельности
Объем необходимых инвестиций определяется в нашем случае путем расчета сметы на основе расценок на маркетинговые исследования, услуги фотографа, рекламных агентств и продолжительностью рекламирования товара.
Прежде чем приступить к продаже нового товара, желательно выяснить, имеет ли смысл это делать. Для любого торгового предприятия под продажей чего-либо понимается получение прибыли от реализации данного продукта. А прибыль при реализации будет получена в том случае, если вырученная сумма средств превысит затраты на закупку и реализацию этой продукции. Получить предполагаемую прибыль и вообще сбыть продукт предприятию удастся только если потребители на рынке готовы купить товар, то есть если этот товар им необходим. Поэтому, вначале необходимо выяснить, существует ли на рынке так называемая «ниша», которую мог бы «заполнить» этот товар. Именно для этого проводятся маркетинговые исследования. В редких случаях этим занимается само предприятие – производитель. Обычно за этим обращаются в специализированные агентства.
В нашем случае таким агентством является «Media Soft». Смета основных расходов на маркетинговые исследования приведена в табл. 2.3. Для оплаты услуг агентства понадобилось 9547 руб. Эти средства израсходованы на канцелярские товары: авторучки, бумага, скрепки; на оплату связи (из расчета 450 рублей за связь по городу и 1077 рублей за 3 часа разговоров с другими городами); привлечения для исследования пяти человек, которые занимались опросом аудитории (потенциальных потребителей) и прочие расходы.
Таблица 2.3
Смета основных расходов для оплаты маркетинговых услуг
Наименование статьи расходов и единицы измерения | Цена за ед. измерения, р. | Количество единиц | Сумма, р. |
Оплата персонала, человек | 1500 | 5 | 7500 |
Канцтовары, в том числе: | - | - | 470 |
бумага, пачек | 90 | 5 | 450 |
авторучки, штук | 2,0 | 10 | 20 |
Связь, в том числе: | - | - | 1527 |
в Новосибирске, телефонных номеров | 90 | 5 | 450 |
междугородние разговоры, часов | 3 | 300 | 1077 |
Прочие расходы | - | - | 50 |
Общая сумма | - | - | 9547 |
Опрос потенциальных потребителей – это метод сбора информации. Существует разновидность опроса, которая называется глубинный опрос. Он применяется к профессиональным потребителям, то есть к специалистам определенной области. Заключается он в беседе опрашиваемого и интервьюера, в ходе которой выясняется, потребность в каком товаре на сегодняшний день имеется у опрашиваемого, а также получается информация о знаниях, предпочтениях и убеждениях людей, о степени их удовлетворенности.
При оценке рекламной кампании будет использован простой опрос потенциальных потребителей. Для этого сотрудниками ООО "Ключ-Н" разработана анкета, на вопросы которой предложено ответить потребителям на "Сибирской Ярмарке" во время выставки и в специализированных магазинах по продаже оконных, дверных блоков, строительных материалов, а также в залах торгового оборудования.
Услуги фотографа обходятся в следующую сумму. Стоимость одной фотографии размером 10 x 15см. равна 50 рублей, 20 x 30 см. - 200 рублей. Выезд фотографа стоит 300 рублей. Понадобиться 3 фотографии размером 10 x 15 см. Следовательно, расходы на услуги фотографа составляют 3 * 50 + 300 = 450 рублей.
Рекламные сообщения в печатных изданиях выполнены в цвете.
Печатные издания предоставляют расценки на публикацию рекламной информации либо в расчете на один квадратный сантиметр, либо за один модуль, который содержит в себе несколько квадратных сантиметров. При этом модули бывают разной конфигурации: вытянутые по ширине (например, 8 см. x 4 см. или 12,8 x 8,1 см), вытянутые по высоте (12,8 x 37,7 см.). Каждое издание самостоятельно определяет размер модулей.
Журнал «Снабжение и сбыт» для цветного рекламного объявления предлагает модуль, равный одной восьмой полосы, что составит 58,5 кв. см. Этот модуль стоит 1980 руб. за один выход. Следовательно, учитывая, что журнал выходит дважды в месяц, расходы составляют 2* 1980 = 3960 руб.
Газета «Коммерческие предложения» предлагает печатать цветное рекламное сообщение в виде модуля, размерность которого 33 кв. см., а его стоимость 920 руб. Выходит газета четыре раза в месяц. Таким образом, на публикацию объявления в газете «Коммерческие предложения» нужно потратить 920 руб. * 4 = 3680 руб. в месяц.
Расчет потребности в оборотных средствах на каждый месяц приведен в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Расчет потребности в оборотных средствах на месяц для оплаты рекламных сообщений в средствах массовой информации и наружной рекламы
Наименование канала размещения единицы измерения | Стоимость за единицу, руб. | Количество единиц | Количество выходов в месяц | Сумма за месяц, руб. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
«Коммерческие предложения», модуль 33 кв. см. | 920 | 1 | 4 | 3680 |
«Сибирская реклама», кв. см | 39 | 49 | 4 | 7644 |
«Снабжение и сбыт», модуль 58,5 кв. см. | 1980 | 1 | 2 | 3960 |
Плата за пользование землей, число постеров | 200 | 2 | 1 | 400 |
Общая сумма | - | - | - | 15684 |
Для оплаты услуг фотографа и агентства по наружной рекламе потребуются средства, которые представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Смета расходов для оплаты фотоуслуг и агентства по наружной рекламе
Наименование статьи расходов и единиц измерения | Стоимость единицы измерения, р. | Количество единиц | Сумма, руб. |
Наружная реклама, в том числе | - | - | 19000 |
заключение договора и получение лицензии, штук | 3500 | 2 | 7000 |
изготовление постера, штук | 6000 | 2 | 12000 |
Оплата фотоуслуг, в том числе | - | - | 450 |
выезд фотографа, число раз | 300 | 1 | 300 |
фотографий, штук | 50 | 3 | 150 |
Общая сумма | - | - | 19450 |
Для изготовления одного отдельно стоящего постера с металлическим основанием размером 1,2 м x 1,8 м необходимо 6000 руб. используется два таких постера у входов в магазины предприятия: ул. С.Шамшиных, 69а и пр. Дзержинского, 14/3. Следовательно, 6000*2 =12000 руб. Кроме изготовления, постеры необходимо разместить на улицах города. Для этого нужно заключить договор, оформить аренду и получить разрешение в городской администрации. Всем этим занимается рекламное агентство, и эти услуги будут стоить около 7000 руб. в первом месяце. В последующие месяцы необходимо будет оплачивать только аренду земли, которая составит около 200 рублей в месяц в зависимости от района города.
Кроме того, ООО «Ключ-Н» сделало заявку на разработку Интернет – сайта. Стоимость такой разработки составляет 10000 руб. Этот сайт содержит сведения о предприятии, адреса магазинов и контактные телефоны для потребителей, сведения о поставщиках продукции и прайс–лист.
Расходы на изготовление цветных рекламных листовок составляют 50 коп. за штуку, было изготовлено 2880 таких листовок, затраты составили 1440 руб. Листовки распространялись по почтовым ящикам многоквартирных домов, оплата труда распространителя составила 500 руб. Таким образом, общие расходы на распространение рекламных листовок составили 1940 руб.
Сводная смета расходов на рекламу, представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Сводная смета расходов на рекламу
Наименование канала распространения и статьи расходов | Стоимость за единицу, руб. | Количество единиц в месяц | Сумма в первый месяц, р. | Сумма в последующие месяцы, р. |
1.Маркетинговые исследования | 9547 | 1 | 9547 | - |
2.Печатная реклама в средствах массовой информации | 15284 | 1 | 15284 | 15284 |
3.Услуги фотографа | 450 | 1 | 450 | - |
4.Наружная реклама | 19400 | 1 | 19400 | 400 |
5. Интернет - сайт | 10000 | 1 | 10000 | - |
6. Рекламные листовки | 0,5 | 2880 | 1440 | - |
7. Услуги распространителя рекламных листовок | 500 | 1 | 500 | - |
Итого | - | - | 56621 | 15684 |
Общая сумма, которую ООО «Ключ – Н» тратит на продвижение товара составляет более 56 тыс. руб. Российское законодательство предусматривает отнесение рекламных расходов на себестоимость продукции, но в пределах определенных нормативов. Для данного предприятия с объемом товарооборота до 30 миллионов рублей этот норматив равен 7,5 %, что в денежном выражении составляет 741,8 тысяч рублей. Расходы на нашу рекламную кампанию не превышают данного норматива.
Если предприятие не намерено проводить агрессивную рыночную политику: завоевывать господство на рынке или в его сегменте, расширять рынок путем внедрения новых товаров, охвата новых групп покупателей или регионов сбыта, формировать новые потребности, привлекать покупателей нововведениями или особым качеством товаров - иначе говоря, если предприятие намерено адаптироваться к рынку, а не формировать его, то будет естественным, если оно будет ориентировать ценовую политику на извлечение максимально возможной и стабильной прибыли. В этом случае необходимо назначать оптимальное значение цен.
Если предприятие намерено осуществлять захват рынка или его сегментов, активно расширять рынок, выводить на рынок новые товары, формировать новые потребности - словом, вести достаточно агрессивную рыночную политику, - то имеет смысл пожертвовать частью сегодняшних прибылей ради завтрашних. Это означает, что цену следует держать ближе к минимальной границе, облегчая этим привлечение покупателей. Однако нельзя "перестараться" в снижении цены. Увидев цену "ниже рыночной", покупатель вправе предположить один из следующих вариантов: что качество товара ниже среднего, из-за чего его невозможно продать по "нормальной" цене; что предприятие стремится избавиться от запасов товара, чтобы начать сбыт более новой, улучшенной модификации - и стоит подождать этой замены; что предприятие по каким-то причинам приняло политику понижения цен - следовательно, стоит подождать, не станет ли цена еще ниже, и т. д. Тем более, нельзя применять снижение цен при запуске в продажу нового престижного товара, сбыт которого будет даже возрастать с увеличением цены; для таких товаров нужно назначать максимальную цену, которая не приведет к падению спроса.
ООО «Ключ-Н» отличают следующие качества:
1. Рыночная ориентация как результат реализации последовательной реструктуризации, максимального использования экономических методов управления, активного развития маркетинговой службы, тотального и целенаправленного обучения персонала.
2. Постоянный поиск путей совершенствования структуры фирмы, менеджмента, мотивации труда, ассортиментной политики, дилерской сети, инвестиционной привлекательности фирмы.
В условиях рынка все предприятия, достойные продолжать свою деятельность, должны быть самоокупаемыми, приносить прибыль, в противном случае их ждёт банкротство. Первое, с чем придётся в дальнейшем считаться предприятию ООО «Ключ-Н», – это развитие и усиление конкуренции на всех рынках (включая монополизированные, где будет усиливаться государственное ограничение роста цен). В таких условиях фирме-продавцу надо учитывать не только собственные финансовые интересы, но и интересы покупателя, чтобы удержать его и сохранить свою долю на рынке. А это может быть достигнуто только при соблюдении заранее разработанной ценовой политики, используя все современные наработки.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.