Внутриклассная дифференциация широко распространена в практике работы общеобразовательных школ. Опытные учителя понимают, что реализация внешней дифференциации не исключает возможности применения дифференциации внутренней. Являясь гомогенным по одному основанию, например по интересу учеников к изучению какого-либо предмета, класс остается гетерогенным по другим основаниям, например по интеллектуальным способностям детей, силе нервной системы и т.д.
Внутриклассная дифференциация предполагает в обычном разнородном классе выделение групп учащихся по каким-либо признакам, в процесс обучения которых вносятся некоторые изменения.
Самой распространённой формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счёт привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счёт усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него. Иногда ученикам предлагаются задания, устраняющие пробелы в знаниях, задания, формирующие необходимые умения и навыки.
В практике редко используются задания, рассчитанные на группы учащихся, отличающиеся по своим психофизиологическим признакам: особенностям памяти, внимания, мышления, восприятию информации.
К внутриклассной дифференциации относится и дозированная помощь учителя ученикам. Выглядит это следующим образом. Ученику даётся задание. Если он затрудняется с его выполнением, он обращается к карточке №1, на которой приведены необходимые для выполнения задания теоретические сведения. Если после изучения карточки №1 затруднения остаются, ученик обращается к карточке №2, на которой показан образец или план выполнения задания. Если и после этого ученик продолжает затрудняться, то обращается к карточке №3, на которой приведено выполнение аналогичного задания.
Характерным признаком внутриклассной уровневой дифференциации является право и возможность ученика выбрать тот уровень изучения предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным. Минимальный уровень задаётся в учебном процессе явно: в виде перечня понятий, законов, закономерностей, которые ученик должен знать; в виде вопросов и образцов типовых заданий, которые ученик должен уметь выполнять. Учитель чётко определяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на повышенном уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь. Эти сведения должны находится перед глазами учеников в ходе всего изучения материала (возможно разместить их на стенде).
После изучения темы проводится зачёт, который определяет, на каком уровне усвоен материал. Для этого в текст зачётной работы включаются задания, отражающие различные уровни усвоения. В зависимости от достижений ученик может сменить уровень. Четыре раза в год ему предоставляется такая возможность.
В основе данной формы дифференциации лежат не только общие способности учеников, но и их интересы. Ученик может выбрать минимальный уровень изучения предмета не потому, что неспособен изучить его глубже, а потому, что его интересы лежат в другой познавательной области.
Специфическими особенностями внутриклассной дифференциации являются её гибкость, мягкость, аморфность создаваемых в разнородном классе однородных групп. При внутриклассной дифференциации изменяются следующие элементы процесса обучения: содержание учебного материала и, в некоторой степени, результаты. Цели, методы, формы процесса обучения не дифференцируются. Таким образом, Внутриклассная дифференциация характеризуется слабой степенью выраженности.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.