Введение. «За» и «против» дифференцированного подхода.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 Современная школа находится в интенсивных поисках и нового, оптимального содержания и технологии обучения, и новой методики развития языковой личности. Об этом свидетельствуют и большое количество научных и научно-практических конференций, состоявшихся в течение последних нескольких лет в различных институтах и университетах страны; и бурное обсуждение в печати государственных стандартов по русскому языку; и разработка “Концепции образовательной области "Языки и литература"; и создание различных вариантов программ и учебников по предмету. Казалось бы, при такой мощной научной и методической поддержке особых проблем у современного учителя русского языка возникать не должно.

Но вот, вооружившись стандартами, концепциями, теоретическими выкладками, учитель входит в класс. В реальный класс. А в нем сидят конкретные Иры и Саши, пришедшие из конкретных семей, живущие в конкретной социальной среде. Стала уже общим местом мысль о том, что обучение русскому языку сегодня происходит в очень сложных условиях. Главная причина этого, как видится мне, заключается в том, что снижается общая культура населения, то есть тех самых родителей, которые отправляют в школу своих Ир и Саш, как в детский сад – лишь бы дитя присмотрено было – и либо откровенно занимаются зарабатыванием денег и надеются и в вузы чадо пристроить при помощи тех же денег, либо, увы, попросту пропивают свою жизнь, не заботясь о будущем своих детей. А учителю надо, как того требует современный подход к преподаванию языка, в первую очередь, воспитать “культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения”. Налицо конфликт “надо – могу”. Что делать?

Конечно, я говорю не об абстрактном классе и не об абстрактном учителе. Когда я взяла свои пятые классы, я столкнулась именно с такой проблемой: это были обычные классы. Не гимназические, но и не коррекционно-развивающего обучения. Обычные классы, в которых две девочки и два мальчика уже к концу обучения в начальной школе показали незаурядные способности по предмету, были просто толковые ребята, но несколько человек обладали низкой и даже очень низкой способностью к обучению. И семьи, из которых пришли дети, в культурном и социальном плане оказались очень “разношерстными”. Нужно было срочно искать выход.

Перечитав массу методической литературы, и “классической”, и современной, я пришла к выводу, что наиболее оптимальные результаты в такой ситуации даст дифференцированное обучение.

Использование в своей работе дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Несмотря на то, что дифференцированное обучение сегодня широко распространено в практике общеобразовательной школы, отношение к нему остаётся неоднозначным.

С одной стороны признаётся ценность дифференцированного обучения, так как оно позволяет разрешить противоречия между существующими различиями в интересах, склонностях, способностей учеников и ориентацией процесса обучения на «среднего» ученика, которая неизбежно возникает в условиях классно-урочной системы.

С другой стороны, считается негуманным делить учащихся на группы, тем самым принимая на себя роль судьи, решающего, кому какое образование дать. Тем более, что способы и методы, определяющие возможности ученика, далеко не совершенны.

Но противники дифференциации при этом вынуждены признать, что отличия в процессах восприятия, переработки, воспроизведения информации у учеников есть, дети отличаются обучаемостью и, соответственно, обученностью. Поэтому одинаково всех учить нельзя, но, чтобы не быть негуманным, противники дифференциации утверждают: необходимо дифференцировать не детей, а учебный материал. Правда, с этим никто не спорит. Если мы говорим, что дифференцируем материал, то тем самым признаём, что детей мы тоже разделяем на группы, так как различный учебный материал, естественно, предназначен для разных групп учащихся.

Другое дело, мы можем не выделять группы явно, они могут быть гибкими, подвижными, варьирующими, допускающими переход учеников из одной группы в другую, но это будут группы учащихся, выделенные по определённым признакам.

В чём ценность дифференциации обучения для отдельных учеников? В том, что она позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся, раскрыть и развить их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулирует процессы самопознания и самоопределения личности.

В настоящее время часто высказываются опасения, что  дифференциация процесса обучения создаёт неравные стартовые возможности для детей в жизни. Однако это не так. Неравные стартовые возможности существовали и существуют независимо от дифференциации обучения.    

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 202.