Обратимся к характеристике наиболее распространённых в настоящее время в практике форм дифференциации и попытаемся их систематизировать.
Конкретные проявления дифференциации мы называем формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализоваться на различных уровнях.
Охарактеризуем кратко основные формы дифференциации. Начнём с дифференциации по психофизиологическим особенностям личности. На уровне класса это учёт особенности познавательных процессов учащихся: мышления, памяти, внимания, который может проявляться в специальных заданиях на развитие сосредоточенности, переключаемости внимания для отдельных групп учащихся, задания на развитие логической памяти и т.д. При этом, руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, нужно не идти полностью вслед за индивидуально-типологическими особенностями личности, а, учитывая их, развивать недостаточно развитые.
Дифференциация по обученности учеников реализуется в основном на уровне класса. Она предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях. Данный вид дифференциации сопутствует и ряду новых педагогических технологий: модульной, полного усвоения знаний. В последней после изучения темы и сдачи зачёта ученики делятся на две группы: усвоившие и не усвоившие материал. Дальнейшая работа с этими группами, естественно, строится по-разному. Ученики, усвоившие материал, получают возможность расширять и углублять свои знания. С учениками другой группы организуется работа по отработке, коррекции изученного содержания.
В дифференциации по специальным способностям выделяются подвиды: по познавательным, художественным, музыкальным, коммуникативным способностям и т.д. На уровне класса это учёт специальных способностей ученика, которые проявляются при выполнении дополнительных заданий, например, нарисовать что-нибудь к уроку, исполнить музыкальное произведение, для создания определённого эмоционального настроя и т.д.
В дифференциации по познавательным способностям выделяются общие способности к любой познавательной деятельности в любой сфере познания и специальные познавательные способности (например, лингвистические). На уровне класса проявления дифференциации по общим познавательным способностям в педагогике довольно хорошо изучены. Это задания различного уровня сложности, дозирование помощи учителя ученикам. К этому виду дифференциации может быть отнесена и уровневая дифференциация.
Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по интересам и склонностям учащихся. В классе этот вид дифференциации проявляется в выполнении учениками творческих, исследовательских заданий в соответствии со своими интересами и склонностями.
Дифференциацию по профессиональным ориентациям учащихся представляют элективные курсы, которые теперь выступают не как самостоятельная форма, а как элемент организации учебного процесса.
В дифференциацию по этнокультурным особенностям и отношению к религии выделяются такие формы, как классы (школы) с этнокультурным компонентом и дающие религиозное воспитание.
Предлагаемая классификация охватывает все имеющиеся, имевшиеся и, как мы можем предположить, вновь появляющиеся формы дифференцированного обучения.
Виды дифференциации определяются исходя из тех индивидуально-типологических особенностей учащихся, которые в данном случае учитываются.
Традиционно выделяются следующие виды дифференцированного обучения: по общим и специальным способностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии. В основании деления, как уже говорилось, лежат те признаки, те индивидуально-типологических особенностей учащихся, которые позволяют разделить их на группы.
Важно отметить, что деление на виды дифференциации, вообще говоря, является условным, так как в некоторых формах дифференциации учитывается не одна группа индивидуально-типологических особенностей, а несколько.
Дифференциация может осуществляться на трёх уровнях (типология Рональда де Гроота):
1 уровень – микроуровень – это уровень класса, когда различный подход осуществляется к отдельным видам детей внутри класса; этот уровень называется внутренней или внутриклассной дифференциацией;
2 уровень – мезоуровень – это уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями;
3 уровень – макроуровень – дифференциация между школами, создание различных типов школ; 2 и 3 уровень – это дифференциация внешняя.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 245.