РЕФЕРАТ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор: Липина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Бийск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I . Теоретическая часть.
1. Введение. «За» и «против» дифференцированного подхода…........................с.3
2. Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе…………………………………………………..……………………………………..с.4
3. Экскурс в историю дифференцированного обучения………………….…...........с.6
4. Проблема дифференциации обучения в педагогической литературе………....с.7
5. Классификация форм дифференцированного обучения в современной практике……………….……………………………..…………………….……………..…с.8
6. Общие принципы организации внутриклассной дифференциации…………....с.9
7. Основные проблемы реализации дифференцированного обучения на уроках русского языка…………………………………............................................................с.10
Глава II . Практическая часть.
Использование дифференцированного подхода на уроках русского языка…………………………………………………………………………..…………….с.11
Заключение…………………………………………………………………………..……с.17
Список использованной литературы…………………………......................……с.18
Глава I .
Проблема дифференциации обучения в педагогической литературе.
Проблеме дифференцированного обучения посвящено значительное количество работ, в которых рассматриваются общие и частные аспекты данной проблемы. Рассмотреть все работы, конечно, не представляется возможным. Остановимся только на тех исследованиях, в которых проблемы дифференциации ставятся наиболее широко.
Есть ряд работ по дифференцированному обучению, в которых анализируется и само понятие дифференциации процесса обучения, и способы группировки учащихся, и особенности организации учебной работы в выделенных группах. Много внимания уделено в педагогической литературе внутриклассной дифференциации, представленной различными заданиями для учеников. Известны задания для ликвидации пробелов в знаниях; для дополнения и углубления программы соответственно интересам и возможностям учащихся (И.Унт); задания, воспитывающие действенный интерес к учёбе, помогающие в овладении рациональными способами деятельности (Е.С.Рабунский); карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи, объём которой может варьироваться (Г.Д.Глеёзер). В педагогике исследовались типы заданий по способам их предъявления: задания, назначенные учителями, альтернативные задания, задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником (И.Унт).
Целостное направление – уровневая дифференциация (В.В.Фирсов, В.А.Орлов, В.М.Монахов), предлагающая осуществление дифференциации на основе определения нескольких уровней подготовки по предмету. Каждый ученик получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он усвоит учебный материал; единственное условие: этот уровень должен быть не ниже обязательной подготовки.
Глава II .
Заключение.
Итак, типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко в силу присущих им психологических черт и природных способностей. Остальных же детей пытаются втискивать в чуждые им рамки, навязывать чуждый их психологическому типу сценарий познавательной деятельности. В результате у довольно большого количества учеников теряется важнейший компонент мотивации учения – познавательный интерес, который основывается на успешной деятельности. Избежать этого позволяет дифференцированное обучение, которое дает возможность каждому ребенку усваивать одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него познавательной ситуации.
Изучив состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, лучший опыт педагогов России, построив свою систему работы, я могу с уверенностью утверждать: использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности. В процессе постижения предмета каждый ученик должен видеть перспективу, оценивать собственные успехи, понимать, что лежит в основе выставления оценки.
Список использованной литературы.
1. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября. – 2007. - №1.
2. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.
3. Гроот Р. Дифференциация в образовании. – Директор школы. – 1994. №5, 6.
4. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. Под ред. Монахова В. М., Орлова В. А. – М., 1990.
5. Львова С. И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. – РЯШ – 2003. - № 4.
6. Осмоловская И. М. Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002 -160 с.
7. Осмоловская И. М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва - Воронеж, 1998 -160 с.
8. Певцова Е. А. Развитие форм организации дифференцированного обучения в истории педагогической теории и практике инновационных образовательных учреждений. – М., 1994.
9. Полежаева Е. А. Разноуровневые проверочные работы по русскому языку. 8-й класс. (Серия «Учение с увлечением») – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2003. – 384 с.
10. Шишмаренков В. К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. – Челябинск, 1996.
РЕФЕРАТ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор: Липина Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Бийск 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.