Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель аудита результатов инвентаризации материалов - составить обоснованное мнение относительно правильности проведения инвентаризации, достоверности и полноты информации о результатах проведенной инвентаризации материалов, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации и пояснениях к ней.

При проверке правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49, а для целей налогообложения положениями Налогового кодекса.

Выполняя процедуру проверки правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

· Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей соответствует положениям нормативных актов?

· Отражение в бухгалтерском и налоговом учете излишков материалов, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных актов?

· Отражение в бухгалтерском и налоговом учете недостачи материалов, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных актов?

Подробные комментарии и нормативные документы к вышеуказанным вопросам, описание методики аудита, а также классификатор типовых нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

Проверка соблюдения порядка проведения инвентаризации материалов

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию материалов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень материалов, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Бухгалтерская служба организации обязана:

· осуществлять контроль за своевременностью и полнотой проведения инвентаризаций;

· требовать сдачи материалов инвентаризаций в бухгалтерскую службу;

· следить за своевременным завершением инвентаризаций и документальным оформлением их результатов;

· отражать на счетах бухгалтерского учета выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

Если величина материально-производственных запасов признается аудитором существенной, то он обязан лично присутствовать при их инвентаризации. Организация должна предупредить аудитора о ней заблаговременно, желательно письменно. Аудитор включается в состав комиссии по инвентаризации. Естественно, что сам аудитор ничего не обязан пересчитывать, в данной ситуации он является независимым наблюдателем, фиксирующим все отклонения от установленной процедуры. А вот если аудитор не смог приехать на инвентаризацию в назначенное время, то он обязан самостоятельно произвести выборочный осмотр и пересчет запасов. При необходимости аудитор должен составить оборотную ведомость движения запасов в период между датами, по состоянию на которые проведен выборочный осмотр и пересчет и составлена финансовая (бухгалтерская) отчетность. Такая необходимость может возникнуть при наличии обстоятельств, позволяющих аудитору полагать, к примеру, что имели место умышленные искажения по вине материально-ответственных лиц.

Проверка правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете излишков материалов

Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете проводками за декабрь отчетного года.

Выявленные при инвентаризации излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится на финансовые результаты в составе прочих расходов.

Суммы оприходованных по результатам инвентаризации излишков материалов для целей налогообложения прибыли подлежат зачислению в состав внереализационных доходов (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Проверка правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете недостач материалов

Согласно п. 3 ст. 12 Закона N 129-ФЗ и п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.

Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.

Следует иметь в виду, что недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли определяется после зачета недостач запасов излишками по пересортице.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

По общему правилу результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете проводками за декабрь отчетного года.

Для целей налогообложения прибыли потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли приравниваются к материальным расходам (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 265 НК РФ, расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (см. также письмо Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/412).

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

· соответствия порядка проведения инвентаризации материалов требованиям нормативных актов;

· правильности документального оформления результатов инвентаризации материалов;

· правильности отражения излишков и недостач материалов в бухгалтерском и налоговом учете.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 270.