ГЛАВА 1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ОБЩЕСТВЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Проблема насилия в современном мире -- это одна из проблем, решением которых озабочено все мировое сообщество. Конец второго тысячелетия с одной стороны стал периодом гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества, с другой же – засвидетельствовал множество фактов насилия людей над себе подобными, фактов жестокости, достойной разве что средневековья в расхожих представлениях о нем.

Феномен насилия (а именно так можно обозначить данное явление) непонятен на первый взгляд как раз потому, что ХХ век стал веком, провозгласившим гуманное отношение к психически больным, военнопленным и даже к преступникам, не говоря уже о законопослушных членах общества. Как совместить с этим возрастающее количество проявлений жестокости по отношению к самым близким людям?

Исследованием данной проблемы занимаются психология, социология, криминология и другие гуманитарные науки, но ответ на вопросы, которые ставит сама жизнь, не может быть дан однозначно и в рамках какой либо одной научной дисциплины.

Актуальность проблемы, исследуемой в данной работе обусловлена прежде всего ее практической значимостью, поскольку борьба с любыми проявлениями насилия над личностью является одной из непосредственных задач государства, стремящегося к тому, чтобы называться правовым и социальным. Между тем, проблема семейного насилия остается разделенной на аспекты теории и практики: теоретики (социологи, психологи, психиатры, педагоги и криминологи, правда, в значительной части зарубежные) вырабатывают новейшие рекомендации на научной основе, а школа, милиция и общественные центры помощи семье работают по давно «обкатанным» методикам, часто не имея даже представления о научных новинках в этой области.

Особенно серьезно эта проблема выглядит в отношении милиции и школьных педагогов. Именно учителям и сотрудникам милиции приходится по большей части сталкиваться с проявлениями семейного насилия. И именно они менее всего подготовлены в части теории борьбы с ним.

Причин тому много, от отсутствия надлежащей подготовки специалистов до отношения к этим профессиям в обществе, как к непрестижным. Но в нашу задачу входит не столько перечень и анализ этих причин, сколько анализ причин семейного насилия и способов борьбы с ним, опирающихся на теоретические рекомендации ученых и реально применимые на практике.

Актуальность данной работы тем выше, что основное внимание мы уделяем проблеме семейного насилия в отношении не только детей, но прежде всего женщин. Этому аспекту в отечественной теории и практике уделяется непозволительно мало внимания. Как жертвы семейного насилия российскими специалистами рассматриваются в основном дети, но и защита женщин, на наш взгляд имеет не меньшее значение.

Таким образом, в качестве объекта данного исследования нами выбрана проблема семейного насилия в отношении женщин и детей. Эту проблему мы рассматриваем в социальном, психологическом и правовом аспектах.

Целью нашего исследования является анализ причин насилия как социального явления и выявление факторов, способствующих увеличению или уменьшению его проявлений, а также характеристика средств, применяемых для борьбы с этим явлением.

Указанная цель определила следующие задачи работы:

- охарактеризовать насилие в различных его видах и формах как социальную проблему

- проанализировать правовые аспекты данной проблемы

- охарактеризовать методы, применяемые для оказания социально-психологической помощи жертвам семейного насилия, в том числе на примере конкретного региона (г. Москва)

В качестве теоретических источников нами были использованы работы отечественных и зарубежных психологов, юристов, криминологов и медиков, таких как А.И. Долгова, А.М. Нечаева, А.В. Петровский, Т.Я. Сафонова, В.Фокс, А. Ребер и др.

Иллюстрирующие примеры были взяты из судебной практики Москвы, а также из материалов некоторых средств массовой информации.

 

 

Виды и формы насилия

«Насилие – насильственное нападение на человека. Обычно употребляется в отношении физических нападений, но фразы, подобные таким как «вербальное нападение» и «психологическое нападение» встречаются все чаще».[11]

Это говорит о том, что виды и формы насилия достаточно разнообразны, но трудно было бы сказать, какие из них более, а какие менее опасны. В данном вопросе следует исходить из последствий насилия, которые во многом определяются конкретной ситуаций, в которой происходит акт насилия, а так же личностью насильника и жертвы.

В рамках данного исследования мы должны придерживаться вопросов, связанных с насилием внутри семьи, поэтому любое насилие, в какой бы то ни было форме, может рассматриваться нами как априори неправомерное. Насилием нельзя считать правомерные запреты как проявление родительской власти, если эти запреты продиктованы педагогической необходимостью.

Вообще, следует заметить, что само представление о насилии, в том числе о насилии в семье, как о негативном явлении, обязано тому, что общество в целом ориентировано на защиту интересов слабого, и на осуждение насилия как такового. Несколько веков назад убийство мужем жены, например, в случае измены, а также отцом детей за неповиновение родительской воле не рассматривалось обществом как преступление: глава семьи был волен казнить и миловать домочадцев по своему усмотрению.

Женщина и несовершеннолетние дети должны были стать субъектами, а не объектами права, чтобы получить возможность распоряжаться собой, хотя бы в определенной степени. Но в свою очередь, прежде чем возник вопрос о юридическом равноправии женщин, общество должно было «дорасти» до мысли о необходимости этого равенства.

Русский юрист И.А. Покровский в свое время писал: «…в истории семейственных отношений мы видим, что эти отношения совершили огромный принципиальный путь. Пусть путь этот еще не закончен, но общее направление его несомненно: конечной целью его является всестороннее освобождение личности – освобождение личности жены от власти мужа, личности детей от эгоистической власти родителей, личности супругов от власти государства. Нынешняя семья резко отличается от семьи старой, патриархальной: если в то время семья была крепким юридическим единством, спаянным абсолютной властью домовладыки, то теперь она только союз самостоятельных лиц <…> Такое перестроение семьи производит впечатление ее кризиса, и часты жалобы на разложение семьи, на гибельное влияние индивидуализма. Но возврат к прошлому невозможен, и всякое усиление принудительного элемента в семейных отношениях приведет только к еще большему их извращению. Если семья действительно переживает кризис, то здоровый выход из этого кризиса она найдет только в полном осуществлении тех новых начал, которые диктуются современным правосознанием»[12]

Несмотря на то, что эти строки были написаны около ста лет назад, они не утратили своей актуальности, что свидетельствует не только о таланте Покровского, но и об определенных застойных моментах в общественном сознании. Преодоление их, видимо, займет еще немало времени, но это необходимо. Если не будут продолжаться определенные процессы эмансипации, (поскольку формально-юридическая эмансипация не означает моментальных качественных изменений в жизни общества), то будут усиливаться тенденции подавления личности, прежде всего объективно более уязвимой. А женщины и дети в силу особенностей эмоциональной сферы относятся именно к таким субъектам.

Некоторая консервативность общественного мнения в России обусловила еще одну особенность изучаемой нами проблемы: довольно значительная часть россиян не осознает как насилие проявления «вербального нападения», придает мало значения психическому насилию, не отождествляя эти действия с подавлением личности, признавая за насилие только причинение физического вреда.[13]

Между тем, не только зарубежное, но и российское право предусматривает существование такой формы насилия как психическое, хотя у нас, в отличие от зарубежного права не сформулировано на законодательном уровне понятие «моральная жестокость»[14]

Однако специалисты-психологи различают четыре вида жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) и пренебрежение основными нуждами[15]. Если последний вид традиционно относится к проявлению жестокости в отношении детей, то остальные касаются и детей и женщин.

Пренебрежение основными нуждами считается моральной жестокостью.[16] Однако, на наш взгляд, последнее понятие несколько шире, оно может включать в себя и проявления психологического (эмоционального) насилия.

При этом, как уже было отмечено, законодательно закреплены только понятия физического и сексуального насилия в описании объективной стороны соответствующих составов преступления в УК.

Кроме того, эти же понятия раскрываются в трудах психологов. Так под физическим насилием понимается преднамеренное нанесение физических повреждений, в результате чего у потерпевшего возникают физические и\или психические расстройства, либо летальный исход. Физическое насилие может быть однократным или хроническим.[17]

В России по данным психологов к физическим наказаниям для детей лояльно относятся даже некоторые специалисты педагоги и врачи.[18] Примерно то же можно сказать в отношении применения физической силы к женщинам. Обычно это оправдывается поговоркой «бьет, значит, любит».

Практически все родители, допускающие физическое насилие по отношению к детям, сами подвергались в детстве такому же воздействию. Они отождествляют себя с насильником и с идеей о том. что такое наказание является единственной эффективной воспитательной мерой. Обычный аргумент таких родителей: «Меня тоже в детстве били, и я очень благодарен своим родителям, что они сделали из меня человека».

В отношении физического насилия применяемого в семье к женщине также можно констатировать, что подобное поведение детерминировано установками, вынесенными из родительского дома. Если в родительской семье поднимали руку на женщину, то во многих случаях такой образ действий переносится в собственную семью. Причем женщина, мать которой подвергалась подобному насилию, может воспринимать такое поведение мужа как должное, а отчасти даже провоцировать его.

Так Н. изменяла мужу, не особенно пытаясь скрыть это. Когда муж узнавал об очередном факте измены, он избивал Н. Она жаловалась соседям, участковому, писала заявления в милицию, чтобы на следующий день забрать их. В кризисные центры за психологической помощью не обращалась, несмотря на то, что получала такие предложения.

В очередной раз Н. была избита так, что попала в больницу. Действия ее мужа были квалифицированы как причинение средней тяжести вреда здоровью, поэтому дело перешло из частного обвинения в публичное, где дело не могло прекратиться за примирением сторон. На суде Н. тем не менее говорила, что претензий к мужу не имеет и просила суд не назначать ему наказание, связанное с лишением свободы.

Психических отклонений у Н. не нашли. Причина подобно поведения состояла в том, что она была убеждена: единственный способ проявления чувств мужчины это ревность, проявляющаяся в нанесении побоев. Эту ревность она и стремилась вызвать. Подобный сценарий был унаследован Н. от родительской семьи, где по ее словам, отношения строились сходным образом.

Своего рода катализатором поведения Н. была еще ее склонность к употреблению алкоголя, хотя и не доходящая до степени алкоголизма[19].

Особенности индивидов, допускающих физическое насилие в семье можно свести к следующим характеристикам:

- большинство в детстве сами подвергались физическому насилию или были свидетелями применения такого насилия к матери

- низкая самооценка

- импульсивность

- враждебность

- затруднения в распознавании собственных потребностей и

 потребностей членов семьи

- в стрессовой ситуации думают прежде всего о себе

- ожидают от ребенка «взрослого» поведения

- предъявляют к ребенку и другим членам семьи завышенные

 требования

- воспринимают ребенка как воплощение собственных несбывшихся

 чаяний.

Сексуальное насилие по отношению к детям может определяться не только понятием «насильственный половой акт», но и понятием «развращение», т.е. вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые акты сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения.

В обществе существуют мифы, «объясняющие» причины насилия в отношении детей, особенно, если речь идет о насилии сексуальном. Об одном из этих мифов мы уже упоминали: насильники – люди, страдающие психическими заболеваниями. На самом деле, в большинстве случаев, это нормальные люди, имеющие психологические особенности, часто связанные с тем, что они сами в детстве подвергались сексуальному насилию или пережили другой вид жестокого обращения.

«Жертвой изнасилования может быть любая женщина – молодая и старая, красивая и уродливая – и поскольку каждый понимает, что «дешевле» уплатить проститутке, чем сидеть в тюрьме, приходится прийти к выводу, что изнасилование представляет собою несексуальное использование секса, выражающее агрессивность и злобу, порожденные объективной невозможностью проявить себя мужчиной социально одобряемым способом»[20]

Побудительными мотивами сексуального насилия в семье чаще всего выступают чувство эмоционального комфорта, которое насильник испытывает, «побеждая» свою жертву и неспособность по различным причинам или отсутствие возможности удовлетворять свои сексуальные потребности вне семьи.

Разумеется, даже при наличии этих мотивов у потенциального насильника имеются социальные и нравственные барьеры, препятствующие осуществлению контактов с детьми и вообще насильственному сексу. И тогда вступает следующий фактор: внешние и внутренние обстоятельства, снимающие этот запрет. К их числу относятся употребление алкоголя, наркотиков, наличие у насильника психических заболеваний. Сюда же относится отсутствие присмотра за ребенком.

Для семей, где происходит сексуальное насилие детей характерны

- патриархально-авторитарный уклад семьи;

- использование физического насилия (телесных наказаний);

- конфликтные отношения между родителями, включая проблему интимных отношений между ними;

- частая смена сексуальных партнеров родителя (отчимов, мачех);

- чрезмерная занятость второго родителя на работе или иные обстоятельства, мешающие ему осуществлять надлежащий надзор за ребенком.

Сексуальное насилие, особенно в отношении детей, включает широкий спектр действий, которые можно определить как сексуальное злоупотребление. Но если для решения вопроса о сексуальном насилии в отношении ребенка не имеет значения его согласие на сексуальные действия, поскольку ребенок находится в зависимом от взрослого положении и не может понимать значения таких действий и давать им оценку, то в случаях сексуального насилия над совершеннолетней женщиной, приходится иногда с трудом определять, имело ли место насилие.

Сексуальное насилие может иметь место и внутри и вне семьи. Согласно данным ПСМЦ «ОЗОН» г. Москвы, частота внутрисемейного и внесемейного сексуального насилия над детьми относится примерно как 1:1[21]. В отношении женщин такая статистика просто не ведется, впрочем, очевидно, что внесемейное сексуальное насилие здесь превалирует, но остаются, как правило, латентными случаи внутрисемейного[22].

Психологическое насилие сопровождает все другие формы насилия, однако в конце 70-х – начале 80-х гг. прошлого века его выделили в самостоятельную форму, поскольку, как показали наблюдения, последствия психологического (эмоционального) насилия могут быть еще более пагубны и разрушительны, чем при других его формах[23].

Под психологическим (эмоциональным) насилием понимается однократное или хроническое психическое воздействие, враждебное или безразличное отношение, вызывающее у объекта насилия нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет социализацию и развитие ребенка.

Существует множество проявлений психического или эмоционального насилия, которые можно объединить в пять основных форм:

1.Игнорирование.

 - лишение необходимой эмоциональной стимуляции и эмпатии;

 - пренебрежение потребностью в общении;

 - отсутствие проявлений привязанности.

2. Отвержение.

 - предъявление чрезмерных ( заведомо невыполнимых) требований;

 - открытое неприятие, постоянные критические сравнения;

 - публичные унижения.

3. Угрозы, терроризирование.

 - угроза избиения;

 - бранные слова;

 - унизительные наказания.

4. Изолирование.

- установление ограничений на контакты с другими людьми;

- запрет или ограничение на выход из дома.

5. Развращение.

- побуждение к антисоциальному поведению (вовлечение в проституцию, бродяжничество);

- вовлечение в употребление алкоголя (наркотиков);

- поощрение саморазрушающего поведения.

Семьи, где происходит психологическое насилие, практикуют авторитарный деспотичный тип взаимоотношений. Это могут быть семьи, в которых наряду с экономическими проблемами нарушен психологический климат. Среди таких семей часто встречаются злоупотребление алкоголем, наркомания, нарушения психики у одного или обоих супругов.

 В доктрине семейного права разбирается понятие моральной жестокости, но в основном по отношению к детям, поскольку речь в таком случае идет об основании для лишения родительских прав.[24]

Возможно, проблема заключается в том, что в условиях юридического равноправия женщины в семейном и гражданском праве наше общество, как и законодатель, и правоприменитель пытается отождествить понятие юридического равноправия с фактическим равенством женщины и мужчины во всех сферах жизнедеятельности общества, несмотря на то, что такому «равенству» противоречат физиология и психология.

В отличие от зарубежного семейного и гражданского права, отечественная юридическая теория и практика не предусматривает исчерпывающего перечня оснований для развода.[25] С одной стороны, это означает более свободный подход к правовой охране семейных отношений и позволяет точнее учитывать специфику каждой ситуации.

С другой стороны, в зарубежной теории и судебной практике обязательно присутствует и раскрывается понятие «моральной жестокости» по отношению к женщине (т.к. супруг обычно считается юридическим главой семьи и, следовательно, более значимым субъектом, но вследствие этого же, он наделяется и повышенной ответственностью за семью, в том числе и за жену)[26].

Моральная жестокость, т.е. психологическое насилие, является одним из поводов для развода по инициативе супруги, но по вине мужа. В результате чего женщина может рассчитывать на алименты, причем не только для детей, но и для себя. Сумма алиментов должна позволить ей не работать, если она не работала в период брака.

Выражаться моральная жестокость может в различных формах: словесные оскорбления, отказ в исполнении супружеского долга и т.п. Возможно, нецелесообразно включать в Семейный кодекс РФ исчерпывающий перечень причин к разводу, но некоторые заимствования из зарубежного семейного права стоило бы сделать.

Пренебрежение основными нуждами детей также является проявлением жестокости, и подобные факты даже могут послужить основанием для возбуждения дела о лишении родительских прав, хотя иск о лишении может быть и отклонен после судебного разбирательства и исследования обстоятельств дела.

Так в результате рассмотрения дела о лишении родительских прав супругов Н. в отношении троих несовершеннолетних детей на основании того, что ответчики детьми не интересуются, уходя на работу бросают их в грязной, холодной квартире, где отсутствует необходимая мебель и не работает сантехника, а также не оставляют им продуктов питания, в результате чего дети голодают и часто болеют, суд пришел к выводу, что в данном случае все-таки можно ограничиться предупреждением, поскольку супруги Н. в ходе заседания пообещали уделять детям больше внимания и привести квартиру в состояние, пригодное для проживания[27].

Существуют также ситуации, где родители имеют неверное представление о нуждах ребенка. Часто это объясняется наличием у них психических заболеваний.

Так Т.Я. Сафонова приводит следующий пример из своей практики:

«… психически больные родители имели идею-фикс – создание экологически чистой среды для воспитания ребенка. С этой целью они держали младенца в условиях первобытности: он лежал на шкуре, где и оправлялся, для закаливания его засовывали в холодильник, он не имел теплой одежды зимой, к нему не допускали медицинский персонал из-за того, что врачи и медсестры пользовались косметикой»[28]

В данном случае злоупотребление родительскими правами имело под собой несколько необычные основания: желание сохранить здоровье ребенка, которое, реализуясь таким способом, едва не привело к его гибели. При этом психическое заболевание родителей не исключало их вменяемости, т.е. подобрать формальное основание для лишения их прав довольно затруднительно.

Представляется, что в таких случаях можно обойтись ограничением родительских прав, но можно ли отобрать ребенка, если нет ни вины родителей, ни достаточно серьезного диагноза для признания их недееспособными? Если нет, то эту проблему следует решать не правовыми мерами, а социально-психологическими. Юридические меры предусматривают, как правило наличие вины субъекта, а именно этот элемент состава правонарушения здесь отсутствует, не считая даже того, что психически больные люди не могут быть субъектами правонарушения, за исключением тех случаев, когда их психическое расстройство не исключает вменяемости.

В рассматриваемом выше случае действия родителей нельзя назвать виновными, хотя они и причиняли вред ребенку. Но подобное поведение родителей как раз диктовалось стремлением позаботиться о здоровье ребенка, но психические отклонения родителей привели на практике к противоположному результату.

Правовые меры здесь если не бессильны, то практически бессмысленны. Такие родители нуждаются в психиатрической и психологической помощи, которую им могли бы оказать в соответствующей социально-медицинской службе.

Заключение

 

Несмотря на давность существования проблемы защиты от семейного насилия и его профилактики, ни психология, ни криминологи. Ни теория права не выработали пока однозначно приемлемых и реально применимых мер, за исключением психологических консультаций для пострадавших. Реальная польза от юридических консультаций пока меньше, чем могла бы быть, если бы наличие прав всегда обеспечивалось действующим механизмом их реализации. Но следует помнить, что психологическая и социальная поддержка становится по-настоящему эффективной, только если она обеспечена надлежащей правовой и материальной базой.

Сложности в решении этого вопроса обусловлены прежде всего тем, что семейные отношения вообще с трудом поддаются правовому регулированию, которое тем не менее, необходимо, поскольку без этого невозможно говорить о защите прав и помощи жертвам семейного насилия.

 В России ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без родительского попечения[69]. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих свои обязанности по отношению к детям.

Ежегодно российскими судами рассматривается более 20 тысяч дел, в решении которых применяется эта крайняя мера[70]. При этом количество дел по восстановлению родительских прав неизмеримо меньше. Столь тревожные тенденции не могут не вызывать беспокойства. Противопоставить им можно только усиление мер защиты интересов детей, в том числе и правовых.

Однако, как ни странно это констатировать, еще меньше защищена в России в правовом и социальном отношении женщина, особенно, когда речь идет о защите от семейного насилия. Юридическое равноправие субъекта нельзя отождествлять с фактическим равенством. Женщина – жена и мать – нуждается в особой поддержке государства и общества, и в настоящее время эта поддержка явно недостаточна.

Огромную помощь в этом плане может оказать институт добровольцев-волонтеров, который только начинает развиваться в нашей стране. Потребность общества в таких людях велика, достаточно и количество тех, кто мог бы справиться с этой работой и желал бы ею заниматься. Так что проблема состоит в том, чтобы набирать и обучать волонтеров.

Проблема семейного насилия – комплексная, факторы, обусловливающие его существование многочисленны и разнообразны. Поэтому и решение этой проблемы не может быть найдено в рамках одной науки, отрасли или сферы общественной жизни.

 



Список литературы

 

1. Андреева Г.М., Социальное познание: старт или финиш, Вопросы психологии, № 3, 2004 г.

2. Антокольская М.В., Семейное право, М., Юристъ, 2002 г.

3. Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, Л., 1992 г.

4. Беспалов Ю.Ф, Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью ребенка, Российская юстиция, № 10, 1998 г.

5. Беспалов Ю.Ф., Семейные права ребенка и их защита, Владимир, изд-во ВГПУ, 2001 г.

6. Богданова Г.В., Права и обязанности родителей и детей, М., Приор, 2003 г.

7. Богуславский М.М., Международное частное право, М., Юристъ, 2000 г.

8. Бойко О.В., Гендерные аспекты психического здоровья, Вопросы психологии, №1, 2005 г.

9. Борисова Н.Е., Конституционные предпосылки защиты прав ребенка, М., РАН, 2005 г.

10. Гершунский Б.С., Менталитет и образование, М., Республика, 1996 г.

11. Долгова А.И., Криминология, М., НОРМА, 2004 г.

12. Дргонец Я., Холлендер П., Современная медицина и право, М., изд-во «Юридическая литература», 1991 г.

13. Дубинин В.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н., Генетика, поведение, ответственность, М., Просвещение, 1982 г.

14. Ершова Н.М., Вопросы семьи в гражданском праве, М., изд-во «Юридическая литература», 1977 г.

15. Жестокое обращение с детьми, под ред. Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И., М., ПСМЦ «ОЗОН», 2001 г.

16. Загоровский А.И., Курс семейного права, М., Статус, 2003 г.

17. Зимняя И.А., Педагогическая психология, М., 1999 г.

18. Кравчук Н.В., Деятельность международных органов по защите прав ребенка, М., РАН, 2005 г.

19. Комментарий к УК РФ, отв. ред. Лебедев В.М., М., Юрайт, 2004 г.

20. Кормщиков В.М., Криминология семейного неблагополучия, Пермь, 1987 г.

21. Корнилов Э.Г., Деятельность общественных организаций по защите прав детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия, сб. Защита прав ребенка в современной России, М., РАН, 2005 г.

22. Лишенные родительского попечительства, хрестоматия, сост. Мухина В.С., М., Просвещение, 1991 г

23.  Лишин О.В., Педагогическая психология воспитания, М., Проспект, 1997 г.

24. Матузов Н.И., Теория и практика прав человека в РФ, Правоведение, № 4, 1998 г.

25. Мельникова Э.Б., Профилактика безнадзорности детей и подростков, Правозащитник, № 2, 1999 г.

26. Монахов Н.А., О социобиологических механизмах формирования антиобщественного поведения, М., Наука, 1991 г.

27.  Мушкина Е.Р., Дом матери и ребенка в Австрии, Проблемы сиротства и организации государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения, вып.1., М., 1992 г.,

28. Насильственная преступность, под ред. Кудрявцева В.Н., Наумова А.В., М., Республика, 1999 г.

29. Нечаева А.М., Брак, семья, закон, М., Изд-во «Наука», 1984 г.

30. Нечаева А.М., Россия и ее дети, М., РАН, 2000 г.

31. Нохуров А.А., Нарушения сексуального поведения, М., Наука, 1988 г.

32. О положении детей в РФ, государственный доклад за 2000 г.

33. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология, М., ACADEMIA, 2002 г.

34. Покровский И.А., Основные проблемы гражданского законодательства, М., Статут, 1998 г.

35. Попова Д.Г., Детские социальные учреждения как юридические лица, М., РАН, 2005 г.

36. Посохова С.Т., Эмоциональная неустойчивость современного ребенка, СПб., изд-во «Питер», 1996 г.

37. Право ребенка на семью, сб. нормативно-правовых документов и методических рекомендаций. М., 2004 г.

38. Пчелинцева Л.М., Семейное право, М., НОРМА, 1999 г.

39.  Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., Педагогика и психология, СПб., изд-во «Питер», 2004 г.

40.  Реан А.А. и др., Социальное сиротство в современной России, М., 2002 г.

41. Ребер А., Большой толковый психологический словарь, Т.1., «Вече АСТ», 2001 г.

42. Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе, Социс, № 6, 1998 г.

43. Сафонова Т.Я. и др., Реабилитация детей в приюте, М., Статут, 1995 г.

44. Сибиряков С.Л., Предупреждение девиантного поведения молодежи, М., Проспект, 1999 г.

45. Сорокин С.А., Права ребенка в семье, М., Юрайт, 1999 г.,

46. Станиславова И.Л., Скачкова Л.К., Современная семья и внутренний мир ребенка, СПб., изд-во «Питер», 1996 г.

47. Тарасов К.Е., Черненко Е.К., Социальная детерминированность биологии человека, М., Наука, 1979 г.

48. Татаринцева Е.А., Защита прав ребенка по английскому праву, М., РАН, 2005 г.

49. Тихонина В., Лишение родительских прав и отобрание детей у родителей, сб. «Проблемы гражданского и семейного права в свете решений XXVI съезда КПСС», под ред. Рясенцева В.А., М., 1983 г.

50.  Тригубович Н.В. и др., Правовые отношения детей и родителей, Саратов, изд-во «Научная книга», 2004 г.

51. Фокс В., Введение в криминологию, М., Прогресс, 1985 г.

52. Шостакович Б.В. и др., Половые преступление против детей и подростков, Ростов-на Дону, 1994 г.

53.  Щеглова С.Н., Реализация прав ребенка в РФ, М., Социум, 2000 г.

54. Ярошевский М.Г., Психология в ХХ столетии, М., Наука, 1974 г.

 


[1] Фокс В., Введение в криминологию, М., Прогресс, 1985 г., с. 21.

[2] Насильственная преступность, под ред. Кудрявцева В.Н., Наумова А.В., М., Республика, 1999 г.

[3] См. Долгова А.И., Криминология, М., НОРМА, 2004 г., с. 501.

[4] См. об этом: Богданова Г.В., Права и обязанности родителей и детей, М., Приор, 2003 г., с.33.

[5] Жестокое обращение с детьми, под ред. Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И., М., 2001 г., ПСМЦ «ОЗОН», с. 8.

[6] Жестокое обращение с детьми, под ред. Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И., с. 10.

[7] См. об этом: Берн Э., Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, Л., 1992 г., с. 77-78

[8] Покровский И.А., Основные проблемы гражданского права, М., «Статут», 1998 г., с.189.

[9] Криминология, под ред. А.И. Долговой, М., НОРМА, 2004 г., с.770.

[10] Там же, с. 766, 770.

[11] Ребер А., Большой толковый психологический словарь, т.1., М., «Вече АСТ», 2001г., с.483.

[12] Покровский И.А., указ. соч., с. 191.

[13] См. об этом: Гершунский Б.С., Менталитет и образование, М., 1996 г., с. 39.

[14] Татаринцева Е.А., Защита прав ребенка по английскому праву, М., РАН, 2005 г., с.46.

[15] См. Жестокое обращение с детьми, с.7-8.

[16] Там же.

[17] Жестокое обращение с детьми, с. 25.

[18] Там же.

[19] Архив Нагатинского межмуниципального суда г. Москвы.

[20] Фокс В., Введение в криминологию, с. 12.

[21] Там же, с. 33.

[22] См. Долгова А.И., Криминология, с. 504.

[23] Реан А.А. и др., Социальное сиротство в современной России, М., 2002 г., с. 144.

[24] См. напр. Антокольская М.В., Семейное право, М., Юристъ, 2002 г., с. 135.

[25] См. Богуславский М. М., Международное частное право, М., Юристъ, 2000г., с. 298.

[26] См. там же, с.299.

[27] Архив Нагатинского межмуниципального районного суда г. Москвы.

[28] Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми, М., ПСМЦ «ОЗОН», 2001 г., с. 24.

[29] См.: Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003. с.59

 

[30] Архив Чертановского межмуниципального суда г. Москвы.

[31] См., например: Антокольская М.В., Семейное право, с. 87.

[32] Там же.

[33] Архив Нагатинского межмуниципального районного суда г. Москвы.

[34] См об этом: Нечаева А.М., Брак, семья, закон. М., Наука, 1984 г. с. 187.

[35] См. Е.Р. Мушкина, Дом матери и ребенка в Австрии, Проблемы сиротства и организации государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения, вып.1., М., 1992 г., с.62-68.

[36] Реан А.А. и др., Социальное сиротство в современной России, с. 38.

[37] Там же.

[38] Там же, с. 39

[39] Реан А.А. и др., Социальное сиротство в современной России, с. 39 -40

[40] Долгова А.И., Криминология, с. 455.

[41] По данным Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.М., указ. работа, с.119-120.

[42] См об этом: Бойко О.В., Гендерные аспекты психического здоровья, Вопросы психологии, №1, 200 5.г., с. 110-113.

[43] Там же.

[44] Цит. по: Кравчук Н.В., Деятельность международных органов по защите пав ребенка, М., РАН, 2005 г., с.22-23.

[45] Станиславова И.Л., Скачкова Л.К., Современная семья и внутренний мир ребенка, СПб., изд-во «Питер», 1996 г.

 

[46] См. Кравчук, указ. соч., с. 24

[47] Станиславова И.Л., Скачкова Л.К., указ. соч., с. 55.

[48] См. об этом Фокс В., Введение в криминологию, с. 167.

[49] См также: Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе, Социс, № 6, 1998 г,

 с. 99

 

[50] См. О положении детей в РФ, государственный доклад, М., 2000 г, с.15.

[51] См. Нечаева А.М., Брак, семья, закон, с. 134.

[52] См. об этом: Петровский А.В., Ярошевский М.Г., Психология, М., Academia, 2002 г, с. 306.

[53] Жестокое обращение с детьми, под ред. Т.Я. Сафоновой и Е.И. Цымбала, с.9.

[54] Жестокое обращение с детьми, с. 9..

[55] Э.Г. Корнилов, Деятельность общественных организаций по защите прав детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия, сб. Защита прав ребенка в современной России, М., РАН, 2005 г., с. 184-192.

[56] «Жестокое обращение с детьми», сб. под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала, с.105-108.

[57] Там же, с. 106.

[58] Беспалов Ю.Ф., Семейные права ребенка и их защита, Владимир, изд-во ВГПУ, 2001 г., с. 129

[59] Цит. по: Беспалов Ю.Ф., указ. соч, с. 135..

[60] Беспалов Ю.Ф., указ. соч., с. 131

 

[61] См. Долгова А.И., Криминология, с. 678.

[62] По данным сотрудников ПСМЦ «ОЗОН»

[63] Архив Нагатинского межмуниципального районного суда г. Москвы

[64] Архив Нагатинского районного суда г. Москвы.

[65] Архив Чертановского межмуниципального районного суда г. Москвы.

[66] Там же.

[67] Тихонина В., Лишение родительских прав и отобрание детей у родителей, сб. «Проблемы гражданского и семейного права в свете решений XXVI съезда КПСС», под ред. Рясенцева В.А., М., 1983 г., с.132.

[68] Там же.

[69] О положении детей в РФ, Государственный доклад, 2000 г., с.52.

[70] Беспалов Ю.Ф., Семейные права ребенка и их защита, Владимир, 2001 г., с.137.


Введение

 

Проблема насилия в современном мире -- это одна из проблем, решением которых озабочено все мировое сообщество. Конец второго тысячелетия с одной стороны стал периодом гуманизации всех сфер жизнедеятельности общества, с другой же – засвидетельствовал множество фактов насилия людей над себе подобными, фактов жестокости, достойной разве что средневековья в расхожих представлениях о нем.

Феномен насилия (а именно так можно обозначить данное явление) непонятен на первый взгляд как раз потому, что ХХ век стал веком, провозгласившим гуманное отношение к психически больным, военнопленным и даже к преступникам, не говоря уже о законопослушных членах общества. Как совместить с этим возрастающее количество проявлений жестокости по отношению к самым близким людям?

Исследованием данной проблемы занимаются психология, социология, криминология и другие гуманитарные науки, но ответ на вопросы, которые ставит сама жизнь, не может быть дан однозначно и в рамках какой либо одной научной дисциплины.

Актуальность проблемы, исследуемой в данной работе обусловлена прежде всего ее практической значимостью, поскольку борьба с любыми проявлениями насилия над личностью является одной из непосредственных задач государства, стремящегося к тому, чтобы называться правовым и социальным. Между тем, проблема семейного насилия остается разделенной на аспекты теории и практики: теоретики (социологи, психологи, психиатры, педагоги и криминологи, правда, в значительной части зарубежные) вырабатывают новейшие рекомендации на научной основе, а школа, милиция и общественные центры помощи семье работают по давно «обкатанным» методикам, часто не имея даже представления о научных новинках в этой области.

Особенно серьезно эта проблема выглядит в отношении милиции и школьных педагогов. Именно учителям и сотрудникам милиции приходится по большей части сталкиваться с проявлениями семейного насилия. И именно они менее всего подготовлены в части теории борьбы с ним.

Причин тому много, от отсутствия надлежащей подготовки специалистов до отношения к этим профессиям в обществе, как к непрестижным. Но в нашу задачу входит не столько перечень и анализ этих причин, сколько анализ причин семейного насилия и способов борьбы с ним, опирающихся на теоретические рекомендации ученых и реально применимые на практике.

Актуальность данной работы тем выше, что основное внимание мы уделяем проблеме семейного насилия в отношении не только детей, но прежде всего женщин. Этому аспекту в отечественной теории и практике уделяется непозволительно мало внимания. Как жертвы семейного насилия российскими специалистами рассматриваются в основном дети, но и защита женщин, на наш взгляд имеет не меньшее значение.

Таким образом, в качестве объекта данного исследования нами выбрана проблема семейного насилия в отношении женщин и детей. Эту проблему мы рассматриваем в социальном, психологическом и правовом аспектах.

Целью нашего исследования является анализ причин насилия как социального явления и выявление факторов, способствующих увеличению или уменьшению его проявлений, а также характеристика средств, применяемых для борьбы с этим явлением.

Указанная цель определила следующие задачи работы:

- охарактеризовать насилие в различных его видах и формах как социальную проблему

- проанализировать правовые аспекты данной проблемы

- охарактеризовать методы, применяемые для оказания социально-психологической помощи жертвам семейного насилия, в том числе на примере конкретного региона (г. Москва)

В качестве теоретических источников нами были использованы работы отечественных и зарубежных психологов, юристов, криминологов и медиков, таких как А.И. Долгова, А.М. Нечаева, А.В. Петровский, Т.Я. Сафонова, В.Фокс, А. Ребер и др.

Иллюстрирующие примеры были взяты из судебной практики Москвы, а также из материалов некоторых средств массовой информации.

 

 

ГЛАВА 1. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА В ОБЩЕСТВЕ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 187.