Международно-правовые обязательства Республики Казахстан по предупреждению пыток, жестокого и унижающего достоинство обращения и наказания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с п.3 ст.4 Конституции РК международные договоры, ратифицированные РК частью ее права и имеют приоритетный характер над иными правовыми актами.

Как государство, ратифицировавшее Конвенцию против пыток Республика Казахстан в полной мере несет обязательства, предусмотренные этим международным договором. Таким образом , в соответствие с ч. 1 ст. 2 указанной Конвенции Республика Казахстан должна предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения актов пыток на любой территории под его юрисдикцией.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с Конвенцией против пыток:

- никакое исключительное обстоятельство (война, внутренняя политическая нестабильность, чрезвычайное положение) не могут служить оправданием пыток (ч. 2 ст. 2 Конвенции);

- приказ вышестоящего начальника или государственной власти не может служить оправданием пыток (ч. 3 ст. 3 Конвенции);

- государство не вправе высылать или возвращать в другую страну человека, если есть основания полагать, что ему грозит применение пыток. Решая вопрос о том, достаточны ли основания полагать, что будут применяться пытки, принимаются во внимание существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека (ст. 3 Конвенции );

- государство принимает меры против пыток не только тогда , когда преступление совершено на его территории, но и когда предполагаемый преступник является гражданином Государства, либо когда жертва является гражданином данного Государства и если данное Государство считает это целесообразным (ст. 5 Конвенции);

- государство обязано обеспечить включение в учебные программы подготовки сотрудников правоприменительных органов, гражданского, военного, медицинского персонала, государственных должностных и других лиц, которые могут иметь отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста, задержания или тюремного заключения, или обращению с ними персонала учебных материалов и информации относительно запрещения пыток;

- такой запрет должен быть включен и в Инструкции, касающиеся обязанностей и функций любых должностных лиц (ст. 10 Конвенции);

- государство обязано систематически рассматривать правила, инструкции, методы и практику, касающиеся допроса, а также условия содержания под стражей и обращения с лицами, подвергнутыми любой форме ареста, задержания или тюремного заключения на любой территории, находящейся под его юрисдикцией, с тем чтобы не допускать каких-либо случаев пыток (ст. 11 Конвенции);

- государство обязано обеспечивать проведение его компетентными органами быстрого и беспристрастного расследования, если имеются достаточные основания полагать, что пытка была применена на территории страны (ст. 12 Конвенции);

- государство обеспечивает любому лицу, утверждающему, что оно было подвергнуто пыткам на территории страны, право на предъявление жалобы компетентным властям этого Государства и на быстрое и беспристрастное рассмотрение ими такой жалобы. Предпринимаются меры для обеспечения защиты истца и свидетелей от любых форм плохого обращения или запугивания в связи с его жалобой или любыми свидетельскими показаниями (ст.13 Конвенции);

- государство обязано обеспечить в своей правовой системе, чтобы жертва пыток получала возмещение и имела подкрепляемое законом право на справедливую и адекватную компенсацию, включая средства для возможно более полной реабилитации. В случае смерти жертвы в результате пытки право на компенсацию предоставляется его иждивенцам;

- государство обеспечивает, чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано;

- государство обязуется предотвращать на своей территории, другие акты жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания, которые не подпадают под определение пытки, содержащейся в статье 1 Конвенции, но когда такие акты совершаются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия (ст. 16 Конвенции).

Представляется необходимым в нормативном постановлении Верховного суда сделать ссылки на Конвенцию против пыток и привести ряд положений этого международного договора, являющегося частью национального права.

 

Рекомендации по комплексной судебной проверке заявления о применении пыток и других видов жестокого обращения и наказания.

       Для эффективного предупреждения и пресечения пыток, жестокого и унижающего достоинства обращения и наказания важную роль играет судебная проверка фактических обстоятельств и оценка доказательств в случае наличия заявления о применении пыток

Нормативное постановление Верховного суда должно содержать, по нашему мнению, разъяснение порядка и характера проверки такого заявления с оценкой соблюдения органами дознания и следствия всего комплекса перечисленных в разделе 3 настоящего документа прав человека, несоблюдение которых является факторами, способствующими.

То есть, при наличии такого заявления суд должен руководствоваться не традиционным представлением о том, что такое заявление является способом реализации желания подсудимого уйти от ответственности, а тщательно проверить все указанные подсудимым и стороной защиты фактические обстоятельства, включая косвенно указывающие на возможность применения пыток.

1. Необходимо проверить, соответствовал ли выбор меры пресечения (ареста) международным стандартам оснований, а именно требованиям уместности, справедливости и предсказуемости, поскольку задержание и последующий арест зачастую как раз и используются как способ принуждения к даче признательных показаний, даже если и не применяются непосредственно меры физического и психического воздействия.

 

2. Необходимо проверить, был ли задержанный, арестованный извещен простым и понятным для него языком об основных правовых и фактических причинах его задержания, ареста. Отсутствие доказательств такого извещения может являться косвенным свидетельством возможности применения незаконных методов дознания и следствия.

3. Необходимо проверить, был ли задержанный, арестованный ознакомлен со всеми своими правами, особенно с правом на молчание и на адвоката. Сам факт отсутствия сведений о таком ознакомлении непосредственно после задержания может являться серьезным косвенным свидетельством обоснованности заявления о пытках ил и других видах принуждения.

 

4. Необходимо проверить было ли обеспечено право задержанного, арестованного на конфиденциальную встречу с адвокатом до первого допроса или каких-либо иных следственных действий.

 

5. Необходимо проверить,  обеспечивалось ли право задержанного, арестованного на общение, в том числе на встречи с семьей и близкими в течение пери ода нахождения в предварительном заключении.

 

6. Необходимо проверить, был ли задержанный, арестованный о своем праве не быть принужденным к признанию вины и даче показаний против себя.

 

7. Необходимо проверить фактические обстоятельства задержания (ареста), в том числе вопросы, связанные с фактическим задержанием и документальной регистрацией этого факта. 

 

       8. Необходимо проверить было ли соблюдено «право на звонок» и фактическое извещение семьи о задержании (аресте) лица.

 

       9. Необходимо проверить, пользовался ли задержанный (арестованный) своим правом обжалования меры пресечения или обращался ли с просьбой об изменении меры пресечения и каковы были основания для отказа в такой жалобе.

           

10. Необходимо проверить, как осуществлялся контроль за ходом ведения дознания и следствия, подавались ли жалобы на действия сотрудников правоохранительных органов или условия содержания, как рассматривались такие жалобы этих рассмотрений.

 

11. Необходимо проверить, как соблюдались конституционные гарантии принципа презумпции невиновности в отношении обвиняемого.

 

12. Необходимо проверить условия содержания задержанного (арестованного), сделавшего заявление о применении пыток, в частности, менялись ли эти условия в ходе процесса предварительного расследования, поскольку это может являться косвенным свидетельством обоснованности его заявления.

 

13. Нужно проверить, обращался ли задержанный (арестованный) за медицинской помощью, была ли такая помощь оказана, если – нет, то почему.

14. Необходимо проверить, обращались ли родственники или адвокаты задержанного (арестованного) с жалобами на условия содержания, применение незаконных методов ведения дознания и следствия и т.д.

 

Таким образом, если подсудимый заявляет в ходе судебного процесса, что он или она принуждались к даче показаний или признанию вины, суд должен использовать все полномочия, чтобы срочно и беспристрастно рассмотреть подобные заявления на любой стадии.

При наличии заявления о применении пыток, жестокого или унижающего обращения необходимо:

1. Допросить подсудимого, указывающего на то, что он пострадал от применения к нему пыток, на предмет того:

а) кто, при каких обстоятельствах, когда, каким образом и где применял к нему такое воздействие;

б) какие последствия для его здоровья, психологического и морального состояния такое воздействие повлекло;

в) какие требования при применении такого воздействия выдвигались;

г) имелось ли у него расстройство здоровья до применения к нему противоправного воздействия, кто может подтвердить наличие у него вреда здоровью после предполагаемого противоправного воздействия;

д) кому он рассказывал об указанных событиях и при каких обстоятельствах;

е) знал ли он ранее лиц, применивших к нему неправомерное воздействие;

ж) направлял ли он жалобы на указанные действия и, если не направлял, то почему.

2. Допросить лицо или лиц , на которое ( которых ) подсудимый указывает, как на тех, кто применял к нему противоправное воздействие на предмет того:

а) знали ли они его ранее;

б) где они находились и что делали в тот период времени, когда к нему применялось противоправное воздействие;

в) если они не были на месте, где к нему применялось противоправное воздействие, то, кто может подтвердить их алиби;

г) применяли ли они к нему неправомерное воздействие, высказывали ли к тому какие-то требования;

д) если они утверждают, что не применяли к нему такого воздействия, однако у него установлен вред здоровью, то как наличие такого вреда они могут объяснить;

е) имеются ли, на их взгляд, у подсудимого основания для оговора указанных лиц;

ж) имели ли место ранее жалобы на применение ими противоправного воздействия к задержанным, допрашиваемым, арестованным и иным лицам;

з) кто может подтвердить, что они не применяли к подсудимому неправомерного воздействия, в каких личных, служебных и иных отношениях они находятся с этими лицами;

д) если эти лица проводили с задержанным после его доставления, выяснить, имелись ли правовые основания для работы этих лиц с задержанным, в том числе имелось ли у них поручение следователя или иного лица, в производстве которого находилось дело.

3. Допросить лиц, с которыми подсудимый находился на момент задержания или непосредственно до задержания, которые могли бы показать:

а) имелись ли у него телесные повреждения или иные признаки вреда здоровью;

б) если такие признаки имелись, то соответствуют ли они признакам вреда здоровью, обнаруженных у него после предполагаемого применения к нему противоправного воздействия;

в) применялось ли к нему насилие или спецсредства при задержании и доставлении;

г) имело ли место со стороны задерживающих сотрудников жестокое или унижающее достоинство обращение;

д) если в их присутствии имело место неправомерное воздействие на задержанное лицо, то кому они об этом говорили или заявляли.

4. Допросить лиц, которые от подсудимого или иных лиц знают о применении к нему неправомерного воздействия на предмет:

а) от кого и при каких обстоятельствах они узнали об оказании неправомерного воздействия на подсудимого;

б) видели ли они на нем телесные повреждения или приходилось ли им иным образом убедиться в наличии у него вреда здоровью;

в) что рассказывал им об этом он сам;

г) не находятся ли эти лица в должностной, личной или иной зависимости от подсудимого или сотрудников правоохранительных органов. В число таких лиц входят в том числе сокамерники подсудимого, лица, которые вместе с ним перевозились в машине для задержанных, его родные и близкие, родные и близкие свидетелей задержания и доставления.

5. Допросить медицинских работников, которые проводили освидетельствование подсудимого, оказание ему медицинской помощи, его осмотр при помещении в следственный изолятор или изолятор временного содержания на предмет того:

а) какие телесные повреждения или иные признаки вреда здоровью они видели у него;

б) как он сам объяснил наличие таких повреждений и признаков;

в) если он не говорил о том , что такие повреждения и признаки возникли в связи с применением к нему противоправного воздействия, находились ли при этом рядом сотрудники правоохранительных органов;

г) каковы возможные причины образования обнаруженных повреждений и признаков, могут ли они произойти при обстоятельствах, изложенных им.

6. Допросить сотрудников дежурной части и изолятора на предмет того:

а) имелись ли у подсудимого повреждения или иные признаки вреда здоровью на момент доставления;

б) когда, где, при каких обстоятельствах было установлено наличие таких признаков;

в) что он сам или иные лица говорили о применении к нему противоправного воздействия.

В случае, если лица, на которых указывает подсудимый, отрицают применение к нему противоправного воздействия, суд может удовлетворить ходатайство провести в отношении него судебно - психологическую экспертизу, поставив перед экспертами вопросы: а) насколько правильно испытуемый способен осознавать и воспроизводить происходившие с ним события, б) обнаруживает ли испытуемый признаки склонности ко лжи, вымыслу, передачи ложных воспоминаний, в) какие индивидуальные особенности восприятия и оценки исследуемых событий обнаруживает испытуемый.

Для определения степени нравственных страданий, причиненных подсудимому, может быть удовлетворено ходатайство о производстве судебно–психологической экспертизы в отношении него, поставив перед экспертом вопросы: а) повлекли ли изложенные подсудимым действия причинение ему страданий, б) на какие личностные особенности подсудимого наложились такие страдания, в) какова была степень этих страданий - незначительной, существенной, сильной, особой ( исключительно сильной).

7.  Необходимо в судебном заседании исследовать медицинские документы, подтверждающие применение к подсудимому физического воздействия либо воздействия, повлекшего вред здоровью.

8. При оценке представленных суду доказательств и фактических обстоятельств, связанных с заявлением о применении пыток, следует иметь в виду следующее:

а) при оценке показаний лиц, которые задержаны или находятся под стражей и не защищены от возможного давления со стороны лиц, на которых они указывают как на совершивших неправомерное воздействие, следует учитывать те условия, в которых они дают свои показания, в том числе опасения указанных лиц за свои жизнь, здоровье, благополучие;

б) отсутствие у лица телесных повреждений на момент его медицинского освидетельствования или экспертного исследования не означает, что к нему не применялось противоправное воздействие, так как воздействие могло не повлечь видимых изменений в его тканях или психике, либо такие изменения на момент исследования могли пройти. В связи с этим важное значение будет иметь насколько достоверно он  описывает свои ощущения при подобных воздействиях, рассказывал ли он о воздействиях другим лицам, свидетельствовало ли его поведение о возможном оказании на него описываемого им воздействия. В случае, если он показывает о воздействии на него током, высокой температурой и т.д., возможно привлечение к оценке показаний специалиста, который может сделать вывод о достоверности исследуемых показаний;

в) отсутствие на месте происшествия признаков противоправного воздействия (орудий пыток, жестокого обращения и наказания, жалюзей на окнах, препятствующих доступу солнца и свежего воздуха, исправное функционирование вентиляции, канализации, освещения и т.д. ) на момент его осмотра не может свидетельствовать о недостоверности показаний лица. В этом случае необходимо расширить круг свидетелей, проверить, не имеются ли на месте происшествия следы переоборудования и ремонта помещения, удаления предметов и вещей, привлечь к осмотру места происшествия пострадавшего и свидетелей;

г) при допросе подсудимого следует проверять, не было ли оказано на него давление с целью пробудить его отказаться от поданного им заявления о применении противоправного воздействия, не имело ли место обещание изменить ему меру пресечения в случае отказа от заявления, не угрожали ли ему переводом в более тесную камеру, прекращением оказания медицинской помощи, задержанием родственников и иными неблагоприятными для него действиями;

д) о прямом умысле виновного на причинение боли или страданий свидетельствует осознание виновным того, что в результате такого воздействия пострадавший или третье лицо выполнит его требования или желания, либо такое воздействие приведет к дискриминации пострадавшего или третьего лица. О косвенном умысле виновного свидетельствует допущение виновным наступления указанных выше последствий;

е) под пыткой по причине, основанной на дискриминации любого характера, следует понимать не только дискриминацию по признакам расы, языка, пола, местной, религиозной, социальной принадлежности, но и в связи с жалобами лица на условия содержания или обращения, оказания медицинской помощи, нарушения его процессуальных прав, его принадлежности к общественной организации и т.д. Таким образом лицо, применяющее пытку заставляет данное лицо либо иных лиц, которым становится известно о пытке, отказаться от требования реализации своих прав либо наказать его за его деятельность или позицию;

ж) важную роль при оценке показаний о применении противоправного воздействия может играть наличие сведений о поступлении ранее аналогичных жалоб на применение такого воздействия в данном органе или учреждении либо подозреваемым лицом. Для этого суд может оценить  постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, заслушать адвокатов и представителей правозащитных организаций, а также заключенных и осужденных, ранее имевшими дело с лицом, на которое указано как на применявшее пытки. Например, если подсудимый показал о применении к нему пытки со стороны определенного сотрудника органа дознания, сам сотрудник это категорически отрицает, однако адвокаты и обвиняемые, дела в отношении которых ранее находились в производстве этого сотрудника, выступая в качестве свидетелей показывают о применении тем пыток, похожих на те, о которых показывает подсудимый, показания последнего следует оценивать, как достоверные;

з). При оценке показаний сокамерников подсудимого следует устанавливать, действительно ли эти лица находились в одно и то же время в одной камере, позволяла ли численность осужденных в камере свидетелю и данному лицу общаться друг с другом, не являются ли допрашиваемые лицами, сотрудничающими с администрацией;

и) при ограничении доступа задержанного, арестованного или осужденного к еде, питью, одежде, теплу, свежему воздуху, санитарно- гигиеническим объектам, медицинской помощи следует установить, имели ли эти действия целью наступление неких последствий или дискриминацию лица, что позволяет квалифицировать их, как пытку, или же эти действия были совершены без указанных целей, что влечет квалификацию, как жестокое или унижающее достоинство обращение и наказание;

к) при лишении задержанного, арестованного, осужденного возможности встретиться со своими родными и близкими, получить информацию об их состоянии здоровья, в случае, если у задержанного имелись реальные основания опасаться за их здоровье, психологическое состояние, такие опасения были сопряжены со страданиями, а целью ограничения явилось достижение результатов, указанных в ст. 1 Конвенции против пыток, такие действия следует рассматривать, как пытку. В случае, если должностное лицо не ставило перед собою задачу достигнуть указанных целей, то указанное ограничение будет рассматриваться, как жестокое обращение или наказание. В случае, если это ограничение не повлекло страданий, однако толкнуло лицо на попытку незаконным способом получить информацию о своих родных, такое ограничение следует признать унижающим достоинство обращением и наказанием.

л) при получении жалобы на применение противоправного воздействия, если будет установлено отсутствие у заявителя основания или иных причин для оговора должностного лица, показания пострадавшего рассматриваются, как достоверные.

Если в результате тщательной проверки появятся основания верить тому, что пытки или другие формы жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения имели место, должно быть начато немедленное и беспристрастное полномасштабное расследование, а все полученные с применением пыток доказательства вины подсудимого признаны недопустимыми.

 

Таким образом, представляется целесообразным отразить в нормативном постановлении Верховного суда как можно более полно все вышеприведенные аспекты предупреждения и борьбы с пытками и другими жестокими, бесчеловечными или унижающими достоинство видами обращения.

Подготовлено Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности

 г.Алматы, 2005 г.


[1] Для составления настоящего материала использовано Руководство по справедливому судопроизводству, подготовленное правозащитной организацией «Международная Амнистия (Москва, издательство «Права человека», 2003); Обзор международных правовых механизмов предотвращения пыток, подготовленный Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности (Алматы, 2004); Сборник докладов «Пенитенциарная реформа и проблемы борьбы с незаконными методами ведения дознания и следствия в Казахстане». (Алматы, Казахстанское Международное Бюро по правам человека и соблюдению законности, 1999), Методические рекомендации Генеральной Прокуратуры Российской Федерации по проверке заявлений граждан о применении пыток, жестоких и унижающих достоинство видов обращения и наказания.  

 

[2] См. материал А.Бабушкина «Обеспечение прав человека в уголовном судопроизводстве и соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых в ходе дознания и предварительного следствия» (Москва, 2000)

[3] Алберт Вома Муконг противКамеруна, (458/1991), 21 июля 1994 года, UN Doc.

[4] Межамериканская комиссия по правам человека, Доклад о ситуации с правами человека в Аргентине, 1980, OEA/Ser.L/V/II.49, док. 19, стр.140: неопределенное задержание по приказу представителя исполнительной власти; Ежегодный доклад Межамериканской комиссии, 1980–1981, OEA/Ser.L/V/II.49, док. 9, rev. 1, 1981, стр. 117 и Ежегодный доклад Межамериканской комиссии, 1981–1982, OEA/Ser.L/V/II.57, 1982, Боливия: задержание вооруженными формированиями, связанными с силами безопасности.

[5] Межамериканская комиссия по правам человека, Доклад № 13/96, дело 11.430, Мехико, 15 октября 1996 года: против армейского генерала на протяжении семи лет 16 раз проводилось предварительное следствие и было возбуждено 8 исков. Все они были закрыты или отозваны, что Комиссия охарактеризовала как «необоснованную преемственность дел, которые вместе взятые представляют собой «злоупотребление властью».

[6] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 8, пар. 3.

[7] См.: Ван Альпен против Нидерландов, (305/1988), 23 июля 1990, Доклад КПЧ, том 2, (А/45/40), 1990, стр. 115.

[8] Ван дер Танг против Испании, (26/1994/473/554), 13 июля 1993 года, пар. 55.

 

[9] Дрешер Калдас против Уругвая (43/1979), 21 июля 1983 года, 2 Избр. реш. 80.

[10] Келли против Ямайки, (253/1087), 8 апреля 1991, Доклад КПЧ, (А/46/40), 1991, пар. 5.

[11] Фокс, Кэмпбелл и Хартли, (18/1989/178/234–236), 30 августа 1990, пар. 42.

[12] См. Правила свидетельствования и судопроизводства, Международный трибунал для Руанды (Руандийские правила) и Правила свидетельствования и судопроизводства Международного трибунала для судебного преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международных гуманитарных законов, совершенных на территории бывшей Югославии (Югославские правила).

[13] См. Основные принципы участия адвокатов

[14] Х против ФРГ, (8098/77), 13 декабря 1978 года, 16 РД, стр. 11 и 114.

 

[15] Мюррей против СоединенногоКоролевства, (41/1994/488/570), 8 февраля 1996 года.

[16] Общие комментарии Комитета по правам человека 20, пар. 11; Доклад Специального докладчика

ООН по вопросам применения пыток, (E/CN.4/1992/17), 17 декабря 1991 года, пар. 284.

[17] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 9.

[18] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 9.

[19] Крюкер и Мюллер против Швейцарии, (8463/78), 9 июля 1981 года, 26 РД 52.

[20] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 9.

[21] См.: Общие комментарии Комитета по правам человека 21, пар. 3.

[22] Заключение без права общения, как это понимается в данном случае, относится к лицам, содержащимся под стражей, независимо от предъявления им обвинения, и лишенным общения с членами семьи и друзьями, адвокатами и врачами. Заключение этого рода может иметь место до или после того, как заключенный предстал перед судебными властями. Заключение без права общения не равнозначно одиночному заключению, когда задержанный или заключенный лишен общения с себе подобными.

[23] Резолюция 1997/38, пар. 20.

[24] Доклад Специального докладчика ООН по вопросам применения пыток, UN Doc. E/CN.4/1995/434, пар. 926(d).

[25] Алберт Вома Муконг против Камеруна, (458/1991), 21 июля 1994 года, UN Doc. CCPR/C/51/D/458/1991; Эль_Мегрейси против Ливийской Арабской Джамахирии, (440/1990), 23 марта 1994 года, UN Doc. CCPR/C/50/D/440/1990.

[26] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 20, пар. 11.

[27] Предварительные выводы КПЧ: Перу, UN Doc.CCPR/C/79/Add.67, пар. 18 и 24, 25 июля 1996 года.

[28] Межамериканская комиссия по правам человека, Десять лет деятельности 1971–1981, стр. 318; см.: Доклад о ситуации с правами человека в Боливии, OEA/Ser.L/V/II.53, док. 6, rev. 2, 1 июля 1981 года, стр. 41–42.

[29] Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека, 1982–1983, OEA/Ser.L/V/II/61, док. 22, rev. 1; Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека, 1983–1984, OEA/Ser.L/V/II/63, док. 22.

[30] Дело Суареса Розеро, Эквадор, 12 ноября 1997 года.

[31] Доклад № 38/96, дело 10.506 (Аргентина), 15 октября 1996 года.

[32]  Дело 1992, 27 мая 1977 года.

[33] Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека, 1983–1984, OEA/Ser.L/V/II/63, док. 10, Уругвай; Седьмой доклад о ситуации с правами человека на Кубе, 1983, OEA/Ser.L/V/II.61, док. 29, rev. 1.

[34] Межамериканская комиссия по правам человека, Второй доклад о ситуации с правами человека в Суринаме, OEA/Ser.L/V/II.66, док. 21, rev. 1, 1985 год, стр.23.

 

[35] Бринкат против Италии, (73/1991/325/397), 26 ноября 1992 года; де Джонг, Белджет и ван дерБринк, 22 мая 1984 года, 77 Ser. A 23.

[36] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 8, пар. 2.

[37] Доклад КПЧ, том 1. (А/45/40), 1990, пар. 333, ФРГ.

[38] Мак_Лоренс против Ямайки, UN Doc. CCPR/C/60/D/702/1996, 20 сентября 1997 года, пар. 5.6.

[39] Броган и др. против Соединенного Королевства, 29 ноября 1988 года, 145b Ser. A 33, стр. 62.

[40] Доклад о ситуации с правами человека в Эквадоре, OEA/Ser.L/V/II.96, док. 10, rev. 1, стр.73, 24 апреля 1997 года.

[41] Межамериканская комиссия по правам человека , Седьмой доклад о ситуации с правами человека на Кубе, 1983 год, OEA/Ser.L/V/II.61, док. 29, rev. 1, стр. 41.

 

[42] Доклад о миссии Специального докладчика в Соединенном Королевстве, UN Doc. E/CN.4/1998/39/add.4, пар. 47, 5 марта 1998 года.

[43] Доклад о ситуации с правами человека группы никарагуанского населения племени Мискито, OEA Ser.L/V/II.62, док. 10, rev. 3, 1983 год, стр.100.

[44] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 20, пар. 11.

[45] Келли против Ямайки, (252/1987), 8 апреля 1991 года, Доклад КПЧ, (А/46/40), 1991; Контерис против Уругвая, (139/1983), 17 июля 1985 года, 2 Избр. реш. 168; Эстрелла против Уругвая, (74/1980), 29 марта 1983 года, 2 Избр. реш. 93.

[46] Сондерс против Соединенного Королевства, (943/1994/490/572), Европейский суд, 17 декабря 1996 года.

 

[47] Мюррей против Соединенного Королевства, (41/1994/488/570),

8 февраля 1996 года, стр. 20.

[48] Сондерс против Соединенного Королевства, (943/1994/490/572), Европейский суд, 17 декабря 1996 года.

[49] Функе против Франции, (82/1992/334/407), 25 февраля 1993 года, стр. 18.

 

[50] 1. Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 21, пар. 3.

[51] 2. Келли против Ямайки, (253/1987), 8 апреля 1991, Доклад КПЧ, (А/46/40), 1991; Паркани против Венгрии, (410/1990), 27 июля 1992 года, Доклад КПЧ, (А/47/40), 1992.

[52] Манфред Новак, Пакт ООН о гражданских и политических правах: Комментарий к МПГПП,NP Engel, 1993 г., стр. 186.

[53] Келли против Ямайки, (253/1987), 8 апреля 1991 года, Доклад КПЧ, (А/46/40), 1991 г., пар. 5.

[54] Заключительные выводы КПЧ: Франция, UN Doc. CCPR/C/79/Add.80, 4 августа 1997 года, пар. 16.

 

[55] См.: Общие комментарии Комитета по правам человека 20, пар. 3.

[56] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 20, пар. 11.

[57] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 20, пар. 6.

[58] Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека, 1981–1982, OEA/Ser.L/V/II.57, док. 6, rev. 1, 1982 г., стр. 124, Уругвай.

[59] UN Doc.CAT/C/SR.297/Add.1, стр. 3, пар. 8.

 

[60] Проект «Основных принципов и Инструкции по осуществлению права на репарацию для жертв (грубых) нарушений прав человека и международных гуманитарных законов», док. ООН: E/CN.4/1997/104, находящийся на рассмотрении Комиссии ООН по правам человека для представления на утверждение Генеральной Ассамблеей ООН, основанный на исследовании Тео Ван Бовена, бывшего специального докладчика подкомиссии по предотвращению дискриминации и защите меньшинств, док. ООН: E/CN.4/Sub.2/1993/8.

[61] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 7.

[62] Краузе против Швейцарии, 13 РД 73, 3 октября 1978 года; см. также: Ворм против Австрии, (83/1996/702/894,. Европейский суд по правам человека, 29 августа 1997 года.

[63] Общие комментарии Комитета по правам человека 13, пар. 7.

[64] См.: Фам Хоанг против Франции, (66/1991/318/390), 25 сентября 1992 года. Установлено, что французское обычное право, предполагающее возможность опровержения, не нарушало презумпции невиновности.

[65] Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека , 1996 г., OEA/Ser.L/V/II.95, док. 7, пар. 4, стр. 745, Перу.

[66] Доклад о ситуации с правами человека в Никарагуа, OEA/Ser.L/V/II.53, док. 25, 1981 г., стр. 91.

[67] Х против Австрии, 3 апреля 1967 года, 23 Кол. реш. 31; Х против Австрии, 1 апреля 1966 года, 19 Кол. реш. 95 ; Х против Дании, 14 декабря 1965 года, 18 Кол. реш. 44.

[68] Мюррей против Соединенного Королевства, (41/1994/488/570), 8 февраля 1996 года, пар. 45.

[69] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 14; Келли против Ямайки, (253/1987),

8 апреля 1991 года, Доклад КПЧ, (А/46/40), 1991 г., стр. 246.

[70] Манфред Новак, Пакт ООН о гражданских и политических правах: Комментарий к МПГПП, NP Engel, 1993, стр.264.

[71] Мюррей против Соединенного Королевства, (41/1994/488/570), 8 февраля 1996 года, пар. 45.

[72] Мюррей против Соединенного Королевства, (41/1994/488/570), 8 февраля 1996 года.

[73] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 15.

[74] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 20, пар. 12.

[75] Общие комментарии Комитета ООН по правам человека 13, пар. 14.

[76] Заключительные выводы КПЧ: Грузия, UN Doc: CCPR/C/79/Add. 75, пар. 26 (5 мая 1997 года).

[77] Резолюция № 29/89 от 29 сентября 1989 года (Никарагуа), Ежегодный доклад Межамериканской комиссии по правам человека , 1989–1990, OEA/Ser.L/V/II.77 док. 7, rev. 1, 1990, стр.73–96.

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 210.