Показания, включая и признания вины обвиняемыми, полученные в результате пыток или других форм жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, не могут использоваться в разбирательстве, за исключением дел, возбужденных против подозреваемых виновников этих преступлений. Любое заявление, сделанное под пытками, является неприемлемым доказательством, за исключением процессов против подозреваемых в этих преступлениях.
Международные нормы исключают не только заявления, сделанные в результате применения пыток, но и те, которые были получены в результате других видов жестокого, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения. Эти нормы применимы не только к заявлениям, сделанным обвиняемыми, но и к заявлениям, сделанным свидетелями.
Исключение показаний, полученных в результате физического принуждения
Существуют виды физического принуждения, которые не квалифицируются как пытки, но остаются запрещенными методами получения доказательств и лишают силы любые доказательства, полученные таким путем.
Комитет ООН по правам человека распространил запрет и на доказательства, полученные в результате физического принуждения, заявив, что «закон должен запрещать использовать в судебных разбирательствах в качестве допустимых заявления или признания, полученные в результате пыток или других видов запрещенного обращения»[74].
Комитет постановил, что «закон должен предусматривать, что любые доказательства, полученные принудительным путем, являются полностью неприемлемыми»[75]. Комитет также заявил, что «признания, полученные в результате физического принуждения, должны всегда изыматься из судебных разбирательств...»[76]. Свод принципов запрещает использовать положение задержанных для принуждения их к даче показаний или признанию вины или использовать насилие, угрозы и методы допроса, ослабляющие силу судебных решений или приговоров. Принцип 27 предусматривает, что несоответствие этим принципам получения доказательств должно приниматься во внимание при определении приемлемости таких доказательств.
Международная Амнистия полагает, что если имеется заявление о том, что доказательства были получены в результате пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или физического принуждения, следует проводить отдельное слушание перед принятием судом таких доказательств. На подобном слушании должны быть приведены свидетельства о том, были ли рассматриваемые показания даны добровольно. Если будет признано, что показания не были даны добровольно, они должны быть исключены из всех разбирательств, кроме тех, которые возбуждены против обвиняемых в принуждении к даче показаний.
Если обвинение получило доказательства против подозреваемого, которые, как им известно, или как они обоснованно предполагают, были получены незаконными способами, что является грубым нарушением прав подозреваемого, оно должно предпринять все необходимые меры для того, чтобы виновные в применении подобных способов были отданы в руки правосудия.
Межамериканская комиссия по правам человека выразила свое мнение о том, что использование признаний, полученных в то время, когда обвиняемый содержался в заключении без права общения (без доступа к адвокату), нарушает права обвиняемого в соответствии с Американской конвенцией прав человека[77].
РЯД ОБЩИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И БОРЬБЕ С ПЫТКАМИ
Прежде всего следует усилить и расширить меры гуманизации в процессе деятельности правоохранительных органов в отношении граждан, проходящих через дознание, следствие, а также осужденных. Практически, гуманизация может осуществляться в русле элементарного соблюдения прав людей, так или иначе вовлеченных в поле деятельности правоохранительных органов.
Заметные гуманные действия незамедлительно вызовут обратную реакцию общества, возникнет доверие к правоохранительным органам, к уголовно-исправительным учреждениям, которые действительно должны быть исправительными и символизировать справедливое, хотя и строгое, отношение государства к преступившим закон лицам. Иначе, нынешняя ситуация пока продолжает продуцировать обратную реакцию насилия.
Чрезвычайно важно удовлетворить и потребности людей жить в открытом обществе. Гражданское общество предполагает открытость его в самом широком смысле этого слова.
Деятельность правоохранительных органов, администраций исправительных учреждений должна быть известна общественности. Закрытость этих организаций идеальным образом способствует применению пыток и насилия.
В преодолении закрытости правоохранительных органов большую роль играют СМИ. Неслучайно представители правоохранительных органов активно противостоят предложениям по применению общественного контроля за их деятельностью, пытаясь отгородиться от него положениями инструкций и других подзаконных актов. Мы ничего не добьемся в деле борьбы с пытками и насилием в правоохранительных органах, если не будем настойчиво отстаивать правоту общественного мнения о том, что пределы открытости и допустимости критики в отношении государственных органов и государственных служащих значительно шире, чем в отношении частного лица.
Высока потребность в специализированных правовых изданиях, которые могли бы информировать о неблагополучии в местах лишения свободы или о нарушениях закона и прав человека правоохранительными органами, равно как и о позитивных изменениях в этих организациях. Таковым мог бы стать региональный журнал, издаваемый один раз в три месяца, аналогичный Бюллетеню Международная Амнистия.
В преодолении применения насилия и пыток в правоохранительных органах и уголовно-исправительных учреждениях необходимо постоянно вести поиск «островков» и точек опоры в обществе. Опора на них помогает укреплению и развитию надежных гарантий против нарушений прав людей, подвергаемых дознанию, следствию и заключению под стражу. Речь идет о множестве общественных организаций гуманитарного характера: женских, детских, религиозных, благотворительных, деятельность которых можно было бы отчасти направить на сотрудничество с правоохранительными органами. Все они обладают огромным воздействием на массовое общественное сознание на уровне психологических установок, а также веры, осуждающей и запрещающей любое насилие и пытки.
Недостаточно используется и огромный потенциал международных гуманитарных организаций, с мнением которых не могут не считаться государственные органы.
Из неотложных мер, необходимых для улучшения работы учреждений пенитенциарной системы, предотвращения пыток и насилия в правоохранительных органах, срочно следует заняться актуализацией вопроса о необходимости принятия закона о компенсациях. Такой закон даст право человеку, оказавшемуся жертвой насилия в процессе дознания, следствия или отбывания срока наказания, на адекватное материальное и моральное возмещение нанесенного ему ущерба.
Другой неотложной мерой является создание Центров реабилитации жертв пыток и насилия со стороны правоохранительных органов. Не менее важно и создание Центра по адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, так как современные условия содержания их в уголовно-исполнительных учреждениях Казахстана наносят определенный урон физическому и психическому здоровью человека, зачастую неспособного длительное время включиться в нормальную жизнь общества.
Назрела необходимость принятия в Министерстве внутренних дел и других органах, ведущих дознание, следствие и заключающих под стражу Кодекса поведения своих сотрудников, который стал бы сводом правил их профессиональной корпоративной этики. В Европе таковым является Кодекс поведения полицейских, принятый в 1976 году.
В связи с тем, что, как показывает практика, недозволенные методы следствия применяются обычно к лицам, содержащимся под стражей, необходимо повысить контроль за обоснованностью избрания следователем в качестве меры пресечения ареста. Наиболее эффективным было бы наделить правом дачи санкции на арест суд.
Требуется предпринять дальнейшие шаги по уравниванию процессуальных прав защиты и обвинения. В условиях состязательности уголовного процесса сохранение прокурорского надзора за судами является рудиментом административно-командной системы. По отношению к суду полномочия прокуратуры могут быть лишь в объеме полномочий стороны по делу. Вместе с тем, отказ от прокурорского надзора за судами должен носить поэтапный характер. На первом этапе следует лишить прокурора, участвовавшего в судебном рассмотрении дела, права опротестовывать судебные постановления. Такой прокурор, как сторона по делу, может обладать лишь правом на обжалование судебного постановления. Право принесения протестов следует сохранить только за вышестоящим, не участвовавшим в судебном рассмотрении дела, прокурором. В последующем, когда судебная система приобретет все присущие независимой, самостоятельной ветви власти свойства, прокуратура должна быть лишена надзорных функций в отношении судов.
Сохраняя тенденцию постепенного сужения сферы публичного и расширяя сферу частного обвинения, необходимо законодательно урегулировать примирительные процедуры между стороной обвинения и защиты.
Следует пересмотреть действующие формы статистической отчетности, а также методы ее оценки с целью исключения мотивации у работников правоохранительных органов к обвинительному уклону в процессе расследования.
Очень важно обеспечить «прозрачность» уголовного процесса. Назрела необходимость пересмотреть законодательные нормы, запрещающие средствам массовой информации предрешать результаты следствия и рассмотрения дел в суде. Деятельность правоохранительных органов и суда должна стать более открытой для прессы.
Обязательной предпосылкой соблюдения прав человека является достаточно высокий уровень правовой информированности населения. В этой связи очевидна острая потребность повышения юридической грамотности граждан, что требует развертывания широкой пропаганды правовых знаний в обществе.
Необходимо создание национальных механизмов по борьбе с пытками (создание независимого комитета из числа судей, адвокатов, врачей, представителей правозащитных организаций; увеличение числа неправительственных организаций (НПО) по борьбе с пытками, их активизация и т. д.).
Крайне важно, чтобы ни один процессуальный документ уголовного дела, особенно содержащий признательные показания, в суде любой инстанции не рассматривался как доказательство, если в нем нет подписи адвоката. Адвокат должен присутствовать с самого начала дознания и следствия и расписываться на всех документах процессуального характера. Целесообразно ввести норму о недопустимости встречи следователя с подследственным наедине; если есть основания полагать, что адвокат ведет дело недобросовестно (уговаривает подопечного отказаться от признательных показаний, подстрекает свидетелей изменить свои показания и т. д.), то необходимо возбуждать уголовные дела против такого адвоката.
Необходимо вменить в обязанность врачей изоляторов временного содержания и тюремных учреждений проводить медицинский осмотр подследственных и осужденных ежедневно, и обязать руководство этих учреждений незамедлительно сообщать обо всех следах совершенных пыток, избиений судебно-медицинским экспертам, прокурору, уполномоченному по правам человека; неинформирование об этом рассматривать как сокрытие преступления о пытках (избиениях) и привлекать к уголовной ответственности всех причастных к этому сокрытию лиц.
Необходимо вывести медицинские службы из ведения МВД и передать в ведение Минздрава.
Все перечисленное, естественно, не является исчерпывающим, однако, позволяет оказать реальное влияние на повышение эффективности защиты прав граждан от пыток.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОЕКТ НОРМАТИВНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РК
Исходя из понимания юридической природы нормативных постановлений Верховного суда очевидно, что данное постановление впервые должно представить обобщение судебной практики по реализации конституционного положения, закрепленного в п.2 ст.17 Конституции РК «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Причем это будет вообще первый основной нормативный правовой акт (согласно терминологии принятой в Законе Республики Казахстан от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах»), целиком посвященный проблеме пыток и судебной защите от них.
В связи с этим, с нашей точки зрения, представляется недостаточным принятие Нормативного постановления Верховного суда РК, касающегося только судебной практики проверки жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на применение пыток и других видов жестокого или унижающего достоинство обращения, хотя именно такой предмет нормативного постановления кажется наиболее очевидным.
Существует ряд прав человека, закрепленных в международных договорах, Конституции, уголовно-процессуальном законодательстве Республики Казахстан, которые прямо или косвенно связаны с проблемой предупреждения и борьбы с пытками.
В связи с этим представляется целесообразным отражение в нормативном постановлении Верховного суда необходимости соблюдения этих прав в контексте судебной защиты от пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.
Кроме того, Нормативное постановление по вопросу предупреждения и борьбы с пытками должно содержать и пункты, связанные с применением норм международных договоров по этому вопросу, ратифицированных Республикой Казахстан и, прежде всего, Конвенции против пыток.
Понятие пытки
Прежде всего в нормативное постановление Верховного суда необходимо включить соответствующее принятому в международных договорах определение пытки и дать четкое разъяснение по поду квалификации действий, связанных с пытками и другими видами жестокого обращения.
Конвенция против пыток определяет «пытку» как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.
Таким образом пытка характеризуется такими признаками, как :
1) умышленный характер причинения сильной боли либо физических или нравственных страданий;
2) причинение таких боли или страданий с целями получения сведений либо наказания либо запугивания или принуждения либо дискриминации;
3) совершение этого деяния должно иметь место со стороны представителя власти либо по его подстрекательству, либо с его ведома либо с его молчаливого согласия.
При этом следует иметь в виду, что из определения пытки, содержащегося в ст. 1 Конвенции против пыток следует ряд очень важных выводов, имеющих значение при проведении проверки жалоб на применение пыток:
а) пыткой может являться не только целенаправленное действие, но и бездействие, когда должностное лицо обязано было осознавать, что следствием такого бездействия станет причинение сильной боли или страданий;
б) как пытку следует рассматривать действия, которые не только повлекли физическое страдание, но следствием которых явилось страдание нравственное;
в) как пытку следует рассматривать действия, в результате которых сведения или признания дает не только лицо, непосредственно подвергнутое пытке, но и третье лицо; в этом случае в качестве жертвы пыток необходимо рассматривать также и это третье лицо, поскольку оно испытывало нравственные страдания;
г) пытка может быть направлена не только на получение информации (признания , показаний, сведений иного характера) , но и на наказание человека за совершенное им или вмененное ему действие;
д) квалифицировать как пытку следует также и действие, связанное с причинением страданий или боли, направленное на принуждение объекта пыток или третье лицо совершить какое- то действие или отказаться от его совершения;
е) пыткой является также причинение физической боли или страданий в связи с расовой, национальной, религиозной, социальной, языковой, половой, возрастной или иной принадлежностью лица, а также в связи с его деятельностью в определенном направлении или позиции по определенному вопросу;
ж) Для того, чтобы причинение боли или страданий подпадало под действие Конвенции против пыток необязательно, чтобы эти действия причинялись официальным должностным лицом, а достаточно, чтобы такое лицо выступило в качестве подстрекателя, либо знало о применении пытки и не препятствовало этому («с их ведома или молчаливого согласия»).
При этом:
- под «сильной болью» следует понимать такую боль, которая лишает человека возможности поступать по собственной воле в соответствии с собственными желаниями, намерениями, интересами, либо существенно ограничивает его волю;
- под «подстрекательством» понимается только такое воздействие одного лица на другое, в результате которого второй субъект добровольно совершает деяние которые бы он в противном случае совершать не стал;
- под «лицом, выступающем в официальном качестве» понимается любое лицо, которому временно или постоянно поручены функции отдавать обязательные для исполнения распоряжения другим лицам либо контролировать соблюдение этими лицами законов, норм и правил.
Таким образом, пытки можно классифицировать по следующим четырем категориям:
- пытки, совершенные в ходе оперативно-следственных действий, то есть направленные на получение сведений или признаний;
- пытки, применяемые в качестве наказания за деяние;
- превентивные пытки, то есть направленные на принуждение лица к совершению в каких - то действий или, напротив, к отказу от их совершения;
- дискриминационные пытки, применяемые в отношении лиц, принадлежащих к представителям дискриминируемой половозрастной, этноконфессиональной или по иным признакам выделенной группы, а также в связи с его деятельностью или позицией;
Следовательно международно-правовое содержание понятия пытки значительно шире того представления о пытках, которое существует в обыденном сознании. Этот момент должен быть отражен в нормативном постановлении Верховного суда.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 248.