Социально-экономический институт
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социально-экономический институт

 

Кафедра менеджмента

 

Методические рекомендации

По выполнению курсовой работы

по дисциплине

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

 

 

Нижний Новгород

2009


 

 

Прохорова М. П. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения» – ВГИПУ, 2009

 

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управленческие решения» предназначено для студентов очной, очно-заочной, заочной формы обучения, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации». Методические рекомендации включают примерные темы курсовых работ, структуру, содержание, порядок выполнения, требования к оформлению, порядок защиты курсовой работы. Кроме того, в рекомендации включены методы обоснования основных положений работы.

© ВГИПУ

© Прохорова М. П.

 


Оглавление

Стр.

 

Введение……………………………………………………………………             4

I. Примерные темы курсовых работ………………………………………          5

II. Структура и содержание работы……………………………………….          8

III. Методы обоснования основных положений работы…………... ….…      10

IV. Требования к оформлению работы……………………………………       21

V. Порядок выполнения и защиты курсовой работы…………………....        24

VI. Список рекомендуемой литературы…………………………………..       25

Приложения…………………………………………………………………       30

 

Введение

Курсовая работа по дисциплине "Управленческие решения" преследует цель закрепления теоретических знаний в области разработки, принятия и реализации управленческих решений, а также отработки практических навыков применения методик разработки, оценки и выбора вариантов потенциально возможных решений, повышающих экономическую и социальную эффективность деятельности организаций.

Помимо этого, курсовая работа как вид научной работы должна развивать способности студентов к научно-исследовательской деятельности, формировать готовность выполнить дипломную работу в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к дипломному проектированию.

Курсовая работа выполняется на материале конкретной организации и должна включать в себя:

 - теоретическое обоснование проблемы, технологии или методики разработки управленческого решения на примере конкретной организации;

 - эмпирические данные и параметры, характеризующие ту или иную проблему развития организации;

- выбор и обоснование управленческого решения, способствующего оптимальному решению данной проблемы.

В курсовой работе должны быть отражены основные аспекты процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения в соответствии с требованиями к содержанию учебного курса по дисциплине "Управленческие решения", которое предполагает изучение следующих проблем:

- функции управленческого решения в методологии и организации процесса управления;

- типология управленческих решений;

- условия и факторы качества управленческого решения;

- методология и организация процесса разработки и принятия управленческого решения;

- технологическое обеспечение процессов разработки и реализации управленческих решений;

- анализ альтернатив действий;

- анализ факторов внешней и внутренней среды и ее влияния на реализацию альтернатив;

- приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска;

- качество и эффективность решений;

- контроль реализации управленческих решений;

- управленческие решения и социально-экономическая ответственность руководителя.

Предлагаемые в методических рекомендациях темы курсовых работ являются примерными и могут быть изменены по согласованию с руководителем работы. Разделы плана являются обязательными, однако некоторые аспекты структуры и содержания курсовой работы студенты также вправе менять в соответствии с выбранной проблемой и авторским видением ее решения.

Курсовая работа является разновидностью научной работы студента и должна соответствовать основным требованиям к содержанию и оформлению научных работ, установленных Министерством образования и Комитетом по печати РФ.

 

I .  Примерные темы курсовых работ

При выборе темы курсовой работы студентам рекомендуется учитывать собственные научные и практические интересы, ориентироваться на предполагаемую тему будущей дипломной работы, а также использовать результаты курсовых работ, выполненных в предыдущие годы обучения по дисциплинам "Менеджмент", "Маркетинг", «Производственный менеджмент», «Управление персоналом».

Для выполнения курсовой работы предлагаются следующие темы:

1. Критерии и ограничения при принятии управленческих решений.

2. Современные информационные технологии как средство поддержки процессов разработки и реализации управленческих решений.

3. Методологические основы управленческих решений и обоснование их выбора.

4. Управление рисками при разработке и реализации управленческих решений.

5. Применение математических методов при разработке управленческих решений.

6. Экспертные методы разработки управленческих решений.

7. Метод функционально-стоимостного анализа как метод обоснования и оптимизации управленческих решений.

8. Социально-экономическая ответственность руководителя при разработке и реализации управленческих решений.

9. Нормативно-правовые основы разработки управленческих решений в организации.

10. Оценка качества и эффективности управленческих решений.

11. Социальные и психологические методы достижения взаимодействия в процессе разработки и реализации управленческих решений.

12. Проектный характер управленческих решений.

13. Методы анализа проблемных ситуаций при разработке управленческих решений.

14. Сопротивление персонала нововведениям: причины, формы, диагностика, пути преодоления.

15. Участие персонала организации в разработке управленческих решений.

16. Влияние личностных характеристик руководителя на процесс разработки и реализации управленческих решений.

17. Прогнозирование как метод разработки управленческих решений.

18. Контроллинг как система поддержки разработки и реализации управленческих решений.

19. Использование методов теории рационализаторства и изобретательства при разработке альтернативных вариантов управленческих решений.

20. Разработка и реализация управленческих решений с использованием метода сценариев.

21. Организационные и психологические условия принятия качественных решений.

22. Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений.

23. Система стандартов качества управленческой деятельности и их влияние на процессы разработки и реализации управленческих решений.

24. Управленческие ошибки как организационные патологии.

25. Методы и приемы анализа управленческих решений.

26. Критерии и способы принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

27. Игровые и сценарные методы в разработке управленческих решений.

28. Методы генерации альтернатив при разработке управленческих решений.

29. Организация деятельности руководителя при разработке и реализации управленческих решений.

30. Принятие управленческого решения в условиях организационного конфликта.

31. Становление и развитие теории управленческих решений (по материалам отечественной и зарубежной литературы).

Помимо этого темой курсовой работы могут стать любые проблемы разработки, принятия и реализации решения в сфере управления организациями разных форм собственности, направленные на повышение экономической и социальной эффективности их функционирования.

Предлагаемые темы курсовых работ должны быть раскрыты на примере той или иной проблемы развития конкретной организации. Например: "Методы и приемы анализа управленческих решений в сфере маркетинга (на примере ОАО «Стройцентр»)" или "Современные информационные технологии как средство поддержки процессов разработки и реализации управленческих решений (на примере информатизации процесса управления перевозками ЗАО «Логистик»).

 

II. Структура и содержание работы

Курсовая работа должна состоять из оглавления, введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. По желанию автора работа может включать в себя приложения. В начале работы обязателен титульный лист.

2.1. Оглавление. Является обязательной частью работы. Выполняется на отдельном листе с указанием страниц каждого раздела.

2.2. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой проблемы; формулируются цели и задачи работы, ее методологические основания (принципы и подходы к разработке управленческого решения); указываются методы исследования; отражается практическая значимость предполагаемых результатов. Желательно показать степень разработанности данной проблемы в отечественной и зарубежной научной литературе.

2.3. Основная часть работы. Как правило, она состоит из нескольких, чаще всего, трех разделов (если раздел делится на подразделы или параграфы, он называется главой).

Первый раздел необходимо посветить теоретическим основам рассматриваемой проблемы: раскрывать основные понятия, отражать сущность принципов, подходов, теорий и концепций, на основе которых проблема может быть решена, освещать отечественный и зарубежный опыт исследования данного вопроса.

Второй раздел представляет собой эмпирическую часть исследования. Он включает описание исследуемой организации и проблемы, которой посвящена работа. В соответствии с технологией разработки управленческого решения необходимо дать краткую характеристику внешней и внутренней среды организации, проанализировать ресурсы решения рассматриваемой проблемы. Данный раздел должен содержать информацию по следующим пунктам:

- название организации, организационно-правовую форму, основные виды и показатели деятельности;

- описание организационной структуры организации или подразделения, в рамках которого рассматривается проблема;

-  общая характеристика процесса управления организацией или подразделением;

- описание содержания проблемы, её существующих или возможных последствий, внешних и внутренних условий её возникновения;

- выявление ресурсов решения проблемы, факторов и условий, способствующих и препятствующих решению проблемы в данных условиях.

Третий раздел представляет собой обоснованное управленческое решение по рассматриваемой проблеме. В нем должны быть отражено:

- формулирование цели решения проблемы;

- выработка критериев и определение основных показателей, характеризующих достижение цели;

- выбор методов разработки альтернативных вариантов решения;

- описание альтернативных вариантов решения проблемы (не менее 3-х);

- выбор и описание методики расчета показателей для сравнения альтернативных вариантов;

- расчет основных показателей, их сравнение по  выработанным критериям, оценки эффективности каждого варианта;

- выбор оптимального решения и обоснование результатов;

- описание основных этапов и процедур процесса реализации решения с указанием лица, принимающего решения, и исполнителей.

Логическая схема формирования и сравнения альтернатив и выбора управленческого решения, представлена на рис.1.

 

Рис. 1. Логическая схема формирования и сравнения альтернатив управленческого решения

 

Основные показателей, расчет и оценка эффективности которых выступает основанием выбора оптимального решения, могут носить экономический, социальный, технический или управленческий характер. Рекомендуется использовать показатели, приведенные в Приложении 1.

    2.4. Заключение. В этой части работы подводятся итоги исследования: делаются основные выводы, показывается их практическая значимость. Автором могут быть отражены затронутые, но не рассмотренные аспекты проблемы, поставлены задачи дальнейшего исследования.

2.5. Список использованной литературы должен содержать учебные, научные и методические издания, использованные в курсовой работе: учебники и учебные пособия, монографии, сборники статей, материалы научных и научно-практических конференций, журнальные статьи и т.д. Список, как и ссылки в тексте работы, оформляется в соответствии с действующим ГОСТом (см. раздел IV данных методических указаний).

2.6. Приложения могут включать в себя таблицы и рисунки (схемы, графики и т.п.), а также любые материалы по выбору автора, которые не несут в работе основной логической нагрузки и выполняют дополнительные обосновывающие функции (усиливают аргументацию или иллюстрируют отдельные положения). Вынесение в приложения вспомогательного материала повышает лаконичность основного текста работы.

 


VI. Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература

1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феликс, 1992.

2. Акофф Р. Искусство решения проблем. - М.: Мир, 1982.

3. Воробьев С.Н. Управленческие решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

4. Доусон Р. Уверенно принимать решения: как научиться принимать решения в бизнесе и Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебный комплекс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

5. Захарченко Н.Н. Экономические решения. Теория и методы. - СПб.: Университет экономики и финансов, 1993.

6. Зотова Е.С. Поиск решений. - СПб.: Мысль, 1989.

7. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. - М.: РОУ, 1992.

8. Карась Л.Ю. Системный анализ и принятие решений в деятельности менеджера. - М., 1996.

9. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. - М.: Русская Деловая Литература, 1998.

10. Карданская Н.Л. Управленческие решения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003.

11. Кунц Г. и др. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих решений. - М.: Прогресс, 1981.

12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - М.: ДЕЛО, 2000.

13. Лобел Дж. Логические таблицы принятия решений. - М.: Прогресс, 1971.

14. Михайлов В.И. Как принимать решения: Учеб. пособие. - СПб.: Химера, 1999.

15. Пригожин А.И. Социологические проблемы управленческих решений. - М.: Знание, 1994.

16.  Райфа Х. Анализ решений. - М.: Наука, 1977.

17. Ременников В.В. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2000.

18. Смирнов,Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

19. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

21. Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - М.: ИНФРА-М, 1996.

22. Шапиро Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий. - М.: Энергоиздат, 1983.

23.  Эддоус М. Методы принятия решений. - М.: ЮНИТИ, Аудит, 1997.

 

6.2. Дополнительная литература

1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента: Учебно-практическое пособие. - М.: ПРИОР, 1998.

2. Букович У. и др.Управление знаниями: руководство к действию. - М.: ИНФРА-М, 2002.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.

4. Гинзбург А.И. Экономический анализ. - СПб.: Питер, 2003.

5. Дафт Р.Л. Менеджмент. - СПб.: Питер, 2002.

6. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. - СПб.: Питер, 2002.

7. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХI веке. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2001.

8. Друккер П. Управление, нацеленное на результаты. - М.: Технолог, Школа бизнеса, 1992.

9. Жариков О.Н. и др. Системный подход к управлению. - М.: ЮНИТИ, 2001.

10. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2003.

12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

13. Норткотт Д. Принятие инвестиционного решения. - М.: ЮНИТИ, 2001.

14. Ньюстром Дж. Организационное поведение. - СПб.: Питер, 2000.

15. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.

16. Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

17. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001.

18. Савруков Н.Т., Егоров А.И., Егорова Е.А. Экономическая стратегия фирмы: Конспект лекций. - СПБ.: Политехника, 2000.

19. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002.

20. Социальный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М.: Высшая школа, 2001.

21. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. - М.: Маркетинг, 2002.

22. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М.: Гардарики, 2001.

 

6.3. Справочные издания

1. Булыгин Ю.Е. Организация управления: Словарь-справочник. - М.: ОЛМА-Пресс, 2003. - 544 с.

2. Вечканов Г.С., Вечканова  Г.Р. Современная экономическая энциклопедия. - СПб.: Изд-во "Лань", 2002.

3. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996.

4. Современное управление: Энциклопедический справочник / Пер. с англ. - М.: Издатцентр, 1997.

5. Толковый словарь по управлению / Под ред. В.В. Позднякова. - М.: Аланс, 1994.

6. Управление организацией: Словарь-справочник / Под ред. А.Г. Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2000.

 

6.4. Литература по методике научной работы студентов

1. Бурдин К.С., Веселов, П.В. Как оформить научную работу. - М.: Высшая школа, 1997.

2. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Русский язык, 1991.

3. Менеджмент: Итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование: Учеб. пособие / Под ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2003.

4. Новиков А.М. Пособие для начинающего исследователя. – М.: Изд-во ИПК и ПРМО, 1996.

5. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов (для студентов и аспирантов). - М.: Издательство АПК и ПРО, 2001.

6. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. - М.: Изд-во МГУ, 1998.

 

Рекомендуется также использовать статьи и материалы, опубликованные в научных журналах:

Альма матер (Вестник высшей школы)

Вопросы экономики

Высшее образование в России

Маркетолог

Менеджмент в России и за рубежом

Проблемы теории и практики управления

Современный экономический журнал

Управление персоналом

Экономика и управление

 

Приложение 1

Таблица 1

Организации

Показатель Способ расчета Достоинства Ограничения
Балансовая прибыль, руб. Выручка от реализации продукции (услуг) за вычетом себестоимости, отражаемая в бухгалтерском балансе. Основной обобщающий показатель, отражающий финансовые результаты в денежной форме. Зависит от объема выпуска продукции (услуг) и уровня цен. Неприменим для убыточных организаций.
Доход, руб. Выручка от реализации продукции (услуг) за вычетом материальных затрат и амортизации. Экономический показатель прибавочного продукта. Стимулирует экономию ресурсов. Зависит от объема выпуска продукции (услуг). Включает в себя фонд заработной платы - расходную статью себестоимости.
Себестоимость, руб. Часть стоимости, включающая затраты на потребленные средства производства и оплату труда. Характеризует абсолютные размеры затрат на производство, снижение которых дает прибыль. Не может служить сравнительным показателем для различных организаций.
Уровень рентабельности, руб. Отношение прибыли к стоимости основных производственных фондов (ОПФ) или себестоимости продукции. Относительный показатель конечного результата, сопоставимый для разных организаций. При различной структуре ОПФ организаций сопоставимость затруднена. Неприменим для убыточных организаций.
Затраты на 1 руб. продукции, коп., руб. Отношение себестоимости к стоимости товарной продукции (услуги). Показывает структуру себестоимости, прибылей или убытков. Сопоставим для любых организаций. Завышение цен на продукцию (услуги) приводит к искусственному снижению затрат и росту прибыли.
Объем товарной продукции, руб. Стоимость произведенной и реализованной покупателю продукции (услуг) на определенный период. Характеризует продажу произведенной продукции (услуг), факт обмена "товар - деньги". Зависит от спроса и предложения товара и монополизации рынка производителем.
Качество продукции (услуг), (% брака или рекламаций) Рассчитывается как отношение объема качественной продукции (услуг) к общему объему товарной продукции (услуг). Показывает удельный вес брака и рекламаций в объеме товарной продукции (услуг). Позволяет влиять на технологии производства. Характеризует качество продукции в период гарантийного срока или в процессе пользования услугой. Может быть определен только по предъявлении рекламаций.
Затраты на управление организацией, руб. Отношение суммарных затрат на содержание аппарата управления к общим затратам организации. Позволяет судить о доле затрат на управление, динамике их изменения во времени. Характеризует эффективность работы только управленческого персонала.
Внедрение результатов научно-технического прогресса, руб. Рассчитывается как суммарный годовой эффект от внедрения новой техники или технологии (выполнение объемов новых инвестиций). Характеризует эффективность будущей стратегии. Позволяет определить изменение конкурентного статуса организации. Мало применим в работе убыточных или новых организаций.
Фондоотдача основных производственных фондов, руб./ руб. Отношение объема товарной продукции (услуг) к стоимости основных производственных фондов. Позволяет судить об эффективности использования производственных фондов, произведенной продукции (услуг) в расчете на единицу фондов. Зависит от стоимости продукции (услуг) и инфляции, неполной загрузки, простоя оборудования или повышенной стоимости ОПФ.

 

 

Таблица 2

В организации

Показатель Способ расчета (оценки) Достоинства

Ограничения

Производительность труда (выработка на одного работника), руб./чел. Отношение объема выпущенной продукции (услуг) к общей численности производственного персонала. Характеризует долю выпущенной продукции или оказанных услуг в расчете на 1 работника. Позволяет судить о производственном потенциале организации. Динамика несопоставима в условиях инфляции. При оценке уровня экономической эффективности способствует завышению затрат и численности работников.   Соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы, %. Отношение прироста производительности труда к приросту средней заработной платы. Позволяет судить о позитивном развитии или негативном соотношении темпов роста этих показателей. Показывает только динамику, а не источники тенденций. Зависит от стоимости рабочей силы и цены товара.   Коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ), доли Рассчитывается путем суммирования с нормативной единицей достижений (знак +) или упущений (знак -) в работе. Является комплексным показателем, по которому можно судить о результатах и качестве труда персонала. Не отражает прямую связь с конечными результатами деятельности организации. Требует высокого уровня компетентности экспертов при разработке шкалы и определении удельного веса показателей.   Частота производственного травматизма, % Отношение числа случаев производственного травматизма к общей численности персонала. Характеризует состояние охраны труда и техники безопасности. Фиксирует только явные случаи производственного травматизма. Зависит от факторов производства и соблюдения правил работниками.   Потери рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины и плохой организации труда, чел.-дни Отношение суммарных потерь рабочего времени из-за неявок и простоев работников к общей численности персонала. Показывает резервы повышения эффективности использования труда персонала. Не фиксирует внутрисменные потери рабочего времени. Нередко зависит от факторов внешней среды организации.   Фонд оплаты труда (заработной платы), руб. Общий фонд основной и дополнительной заработной платы, включаемый в себестоимость продукции. Позволяет контролировать размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. Является базой для налогообложения. Зависит от размера организации, ее производственного профиля и внешних факторов (социальная политика государства, налоги, состояние рынка труда, уровень его монополизации, конкурентный статус организации и др.).   Средняя заработная плата 1 работника, руб./чел. Отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала. Характеризует уровень оплаты труда и ее динамику по периодам времени. Отражает кадровую политику организации и ее стратегию на рынке труда. Зависит от цены продукции (услуг), инфляции и внешних факторов.   Качество труда персонала, баллы Отношение удельного веса брака и рекламаций к общей численности персонала. Второй способ - экспертная оценка по 10-балльной шкале. Позволяет увязать работу персонала с внешней оценкой качества потребителями и клиентами. Простота расчета, возможность сравнения по подразделениям. Фиксируется лишь часть брака, получившая огласку (рекламации, внутренний контроль качества). Адекватность экспертной оценки требует высокого уровня компетентности экспертов.    

 

 

Таблица 3

Способ расчета (оценки)

Достоинства

Ограничения

Текучесть персонала, % Отношение числа уволенных работников к общей численности персонала

Характеризует уровень стабильности трудового коллектива и качество управления персоналом.

Не учитывает долю работников, уволившихся по уважительным причинам.   Уровень трудовой дисциплины, наруш./чел. или баллы Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала. Другой вариант - экспертная оценка уровня дисциплины по 10-балльной шкале.

Позволяет сравнить уровень трудовой дисциплины по подразделениям, а также выявить динамику на уровне всей организации. Второй вариант характеризуется простой применения.

Сложность исчисления из-за отсутствия четкой фиксации нарушений в оперативной отчетности. Адекватность экспертной оценки зависит от уровня компетентности экспертов.   Надежность работы персонала, доли или балла Расчет вероятности безотказной работы персонала (с минимальным числом отклонений от нормативных показателей). Второй способ - экспертная оценка по 10-балльной шкале.

Позволяет прогнозировать неблагоприятные периоды в работе и убытки от отклонений. Второй вариант характеризуется простой применения.

Сложность применения и высокая затратность метода. Адекватность экспертной оценки зависит от уровня компетентности экспертов.   Равномерность загрузки персонала, доли или баллы Отношение удельного веса потерь и перегрузок к общей трудоемкости. Второй способ - экспертная оценка по 10-балльной шкале.

Позволяет судить о степени приближения к идеальной загрузке, равной единице. Второй вариант характеризуется простой применения.

Требует создания нормативной базы и сбора оперативной информации о потерях и перегрузках. Адекватность экспертной оценки зависит от уровня компетентности экспертов.   Социально-психологический климат в коллективе, уровни или баллы Уровень удовлетворенности персонала межличностными и межгрупповыми отношениями в коллективе. Устанавливается на основе социологических и психологических исследований.

Позволяет выявить позитивные и негативные параметры социальных отношений в организации, компенсировать и предупреждать конфликты, формировать благоприятную неформальную структуру организации.

Затратность исследований. Невысокие возможности улучшения климата в организациях с низкими показателями экономической эффективности и низким качеством менеджмента.   Качество трудовой жизни, уровни или баллы Интегральный показатель уровня удовлетворенности персонала трудовой жизнью. Устанавливается на основе социологического опроса общественного мнения или по оценкам экспертов.

Позволяет оценить качество менеджмента, выявить резервы социально-экономического развития организации.

Затратность социологических исследований. Зависимость адекватности экспертных оценок от уровня компетентности экспертов.   Здоровье персонала, чел.-дни, уровни или баллы Отношение суммарных потерь рабочего времени в результате заболеваний работников к общей численности персонала. Второй способ - медико-статистический анализ объективных показателей состояния здоровья персонала. Третий - самооценка персоналом состояния своего здоровья.

Все перечисленные методы позволяют выявить резервы формирования и развития физического и психосоматического здоровья работников как элемента человеческого капитала организации.

Требуют надежных методик, адаптированных к производственному профилю организации. Полученные показатели в большей мере, чем качеством менеджмента, определяются факторами и условиями внешней среды организации, наследственностью и образом жизни персонала.   Образование персонала, доли. Отношение числа работников с начальным, среднем и высшем профессиональным образованием к общей численности персонала. Распределение персонала по уровням образования осуществляется методом группировки.

Позволяет оценить уровень и динамику образовательной подготовки работников (в т.ч. и по подразделениям) как существенного элемента человеческого капитала организации.

Отражает лишь данные о формальном образовании того или иного уровня. Не включает такого показателя качества человеческого капитала организации как профессиональная компетентность.              

 

 

Социально-экономический институт

 

Кафедра менеджмента

 

Методические рекомендации

Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.