Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Особенности социокультурного развития на Востоке и на Западе. Философия древней Индии и Китая.
2. Античная философия и основные этапы ее развития. Космоцентризм ранней греческой философии. Начало диалектики. Атомистическая трактовка бытия.
3. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.
4. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Ключевые понятия по теме:
Веды, карма, реинкарнация, нирвана, атман, аскетизм, астика, настика, брахман, буддизм, индуизм, даосизм, инь, ян, дао, конфуцианство; космогония, первоначало, субстанция, натурфилософия, элеаты, диалектика, космоцентризм, атом, материя, эйдос, объективный идеализм, материализм, антропология, софистика, платонизм, эпикуреизм, стоицизм,
Методические пояснения к теме
При изучении данной темы первоочередной задачей является обращение к проблеме эволюции знания, изменения способов и форм постижения окружающего мира (о чем речь шла на предыдущем занятии). Учитывая факт непрерывного развития философского способа осмысления действительности, необходимо выделить первые его проявления на Древнем Востоке.
В первом вопросе надо показать, что в древнеиндийской религиозно-мистической мудрости зарождаются первые рефлексивные формы, свойственные рациональному знанию, философствованию. Они берут свое начало от ведической литературы, постепенно обретая собственный взгляд на миропорядок и жизнеустройство. Существовавшие ортодоксальные (миманса, веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы стремились найти источник истинного знания, осознать различия между вечным и невечным бытием, разрабатывали идеи эсхатологии и сотериологии, выдвигая учения о переселении душ, их спасении и чистом существовании.
Рассматривая древнекитайскую философскую мысль, необходимо отметить ее менее мистичный и ориентирующий философа на рассмотрение «земных дел» характер, имеющий общественный смысл.
В учении Конфуция, как представляется, характерными являются антропоцентризм и гуманизм (проблемы человека, его возможностей и нравственного воспитания и поведения). Он излагает учение о благородном муже, о справедливом государственном устройстве.
Лао-Цзы искал вечный путь возникновения и исчезновения всего существующего, разрабатывал закон гармонии как универсального нравственного состояния жизни, принципы непротивления природному естеству.
Следует подчеркнуть, что в целом древневосточная философия отличается религиозно-мистическим содержанием, в ней сокрыт огромный антропо-социоцентрический вектор развития восточной цивилизации, который уже в этот период стал оформляться в конфуцианско-даосистский и индо-буддистский типы культуры.
Второй вопрос знакомит с периодом античной философии. Необходимо понять, что это один из первоначальных периодов становления и развития европейского философского знания, представляющий собой совокупность различных философских учений, возникших в древней Греции и Риме в VII–VI вв. до н.э. и завершающийся в IV–V вв. н.э.
При рассмотрении периодизации истории античной философии следует выделить четыре основных периода: 1) досократический или натурфилософский (ионийская и италийская философия); 2) классический (софисты, Сократ, Платон, Аристотель); 3) эллинистический; 4) древнеримский. В контексте этой периодизации необходимо дать характеристику и показать закономерности развития философии в каждый период.
Общеизвестно, что первоначально античная философия развивалась в Малой Азии (милетцы, Гераклит), потом в Италии (пифагорейцы, элеаты), а затем собственно в Греции. Основные философские проблемы ранней греческой философии выстраиваются вокруг определения первоначал мироздания, закономерностей его возникновения и существования, проблем устойчивости и изменчивости, разработки учения об истинном бытии. Складывается метафизика и диалектика, онтология, космоцентризм.
Знаменательно, что классический период древнегреческой мысли (конец V–IV вв. до н.э.) начинается с поворота философской проблематики от космоса к человеку, от познания окружающей природы к осмыслению внутреннего мира личности в философии софистов. Надо выделить положительную роль софистов в развитии античной культуры, но и указать на недостатки в их стиле философствования.
При рассмотрении третьего вопроса необходимо подчеркнуть, что в этот период наиболее последовательно и взаимосвязано антропологическая и гносеологическая проблематика была представлена философией Сократа. Путь к знанию, по Сократу, проистекает через самопознание, постижение сущности нравственности, что в итоге приводит человека к счастью.
Самым выдающимся учеником Сократа принято считать Платона. Он – основатель философской Академии, создатель целостного философского учения об идеальном и реальном мирах. Согласно этому учению, чувственно воспринимаемые предметы – всего лишь несовершенные подобия вечных сущностей, образующих особый, идеальный мир подлинного бытия. Следует также обратить внимание на учения Платона о душе и теле, о благе, об идеальном государстве.
Ученик Платона Аристотель выступил систематизатором античных знаний, основоположником ряда наук (логика, риторика, эстетика). Предлагается проанализировать, почему Аристотель подверг критике учение Платона об идеях, почему он не принял утверждения о раздвоении бытия. Следует объяснить метафизику Аристотеля как учение о божественном уме, философию как науку о первых началах и причинах сущего. Особого внимания заслуживает учение о познании (эпистемология) и о душе (психея).
В ходе рассмотрения четвертого вопроса надо понять, что в эллинистический период (III–I в. до н.э.) наряду с платониками, перипатетиками (последователями Аристотеля) распространенными становятся школы Эпикура, стоиков (Зенон, Христипп), скептиков (Пиррон, Тимон), эклектиков (Филон, Посидоний). Примечательно, что в этот период основное свое назначение философия видит в объяснении путей выхода из кризиса античного общества, в обретении практической мудрости, ориентированной не на общественную жизнь, а на личностный мир человека. Важно осмыслить, какой путь противостояния злу предлагали эпикурейцы, какой – стоики, эклектики, скептики. Общее в их учениях видится в постижении безмятежного состояния, отказа от страстей и лжи.
В период поздней античности (I в. до н.э.–IV в. н.э.) складывается и развивается Римская философия. Важно осознать причины и особенности распространения в древнеримском обществе стоицизма (Марк Аврелий, Сенека), неоплатонизма (Плотин, Порфирий, Прокл), которые становятся философской основой распространения христианства, а также эклектизма (Цицерон, Потамон), скептицизма (Энесидем, Секст Эмпирик), гностицизма (Василид, Валентин), как реакцию на христианское вероучение.
В конце занятия следует резюмировать, что в целом для античной философии характерна постановка «вечных» философских проблем, начиная от рассмотрения сути мироздания и завершая размышлениями над душой и разумом человека. Основное свое предназначение античная философия видела в обнаружении возможностей достижения гармонии физического и духовного как наиболее совершенного способа истинной жизнедеятельности.
Становление древневосточной и античной философской мысли предопределило сущность и пути дальнейшего развития культуры в период средневековья, оказало огромное влияние на конфуцианско-даосистскую, индо-буддистскую, христианскую, мусульманскую культуры, на всю последующую философскую традицию и современную цивилизацию.
Темы для докладов и дискуссий
1. Феномен философского мышления как основы генезиса научного миропонимания.
2. Роль и значение древневосточной философской традиции в современном мире.
3. Идеал «благородного мужа» в философии Конфуция.
4. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
5. Атомистическое мировоззрение Демокрита и его роль в понимании динамики мироздания.
6. Аскетизм киников и гедонизм киринайков как два типа мировоззрения и моделей человеческого поведения.
Примеры многоуровневых творческих заданий
1. Гераклит критиковал Гомера следующим образом: «Этот мудрейший из эллинов, сказавший «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы все исчезнет». Дайте философский анализ высказанным афоризмам. (2 балла)
2. Заполните таблицу:
Направления (школы) | Предста-вители | Работы | Высказывания, афоризмы | Важнейшие философские идеи, проблемы | |
Древняя Индия | |||||
Древний Китай |
Проведите сравнительный анализ основных положений конфуцианства и буддизма. (4 балла)
3. Используя высказывания Сократа «Познай самого себя» и «Я знаю, что ничего не знаю…», а также приведенный ниже план, изложите его учение о методе философствования.
а) Сомнение, скепсис (акаталепсия)
б) Ирония (выявление противоречия)
в) Майевтика (поиск ответов)
г) Индукция (наведение)
д) Дефиниция (определение) (3 балла)
3. Прокомментируйте высказывание Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать». Как соотносится это суждение с общим способом и стилем философствования античности? (3 балла)
4. Кому из философов античности принадлежат данные высказывания и афоризмы:
а) «Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»;
б) «То, что движется, не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет»;
в) «Есть только одно благо – знание и одно только зло – невежество».
г) «Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих»
д) «Знание – это припоминание виденного в потустороннем мире».
(Зенон, Пифагор, Платон, Протагор, Сократ) (2 балла)
5. Заполните схему понятиями из учения Платона об идеях:
(2 балла)
6. Как Вы полагаете, почему каждое приходящее в мир поколение людей обращается к изучению античной философии и культуры, и в чем тайна ее огромной притягательности? (3 балла)
7. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Философия», «Мировоззрение», «Космоцентризм», «Идеализм» (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см.). (5 баллов)
Тематика рефератов
1. Культурно-исторические традиции Восточной и Западной цивилизаций (сравнительный анализ).
2. Основные идеи древнеиндийской философии и их судьба в современном мире.
3. Философские основания Вед и Авесты.
4. Роль классических школ древнеиндийской философии для осмысления мировоззрения индийского народа.
5. Роль философии буддизма и джайнизма в разработке непотребительской экзистенции индийской цивилизации.
6. Проблематика морали и государства в древнекитайской философии.
7. Философия Дао и культурно-цивилизационное значение даосизма.
8. Проблема первоначала в древнегреческой философии.
9. Антропологические и морально-этические основания философии софистов и Сократа.
10. Место Платона в истории философии.
11. Философское учение Аристотеля.
12. Этические учения стоиков и Эпикура.
13. Философские школы и направления древнего Рима.
Рекомендуемая литература
1. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.
2. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М., 1978. – Т. 2.
3. Антология мировой философии: в 4 т. – М, 1969–1972.
4. Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. – М, 1999.
5. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии. Абхидхармакаша / Санкт-Петербургский гос. ун-т. – СПб, 2006.
6. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997.
7. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М., 1979.
8. Древнегреческая философия. От Платона до Аристотеля. – М.; Харьков, 1999.
9. Древнеиндийская философия. Начальный период. – М., 1972.
10. Древнекитайская философия: собрание текстов: в 2 т. – М., 1972–1973.
11. Кессиди, Ф.Х. От мифа к логосу / Ф.Х. Кессиди. – М., 1972.
12. Лукьянов, А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А.Е. Лукьянов. – М., 1992.
13. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. / Платон. – М., 1970. – Т. 2.
14. Пролеев, С.В. История античной философии / С.В. Пролеев. – М.; Киев, 2001.
15. Философия природы в античности и в средние века /ред.: П.П. Гайденко, В.В. Петров. – М., 2000.
16. Фрагменты ранних греческих философов: в 4 ч. – М., 1989. – Ч. 1.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 356.