Анализ обобщающих показателей качества продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатель

 

Прошлый год

 

Отчетный год

 

план   факт  
Средневзвешенный балл качества              
продукции   0,70   0,75   0,74  
Удельный вес, %:              
продукции высшей категории качества   75   76   78  
экспортируемой продукции   12,5   15,6   15,7  
забракованной продукции   0,55   0,40   0,50  
зарекламированной продукции   0,30   0,25   0,20  
Потери от брака, млн руб.   450   350   420  
       

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кон­диции) в общем объеме производства, средний коэффициент сор­тности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых услови­ях. При оценке выполнения плана по первому показателю фак­тическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают c плановой, а для изучения динамики качества - c данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить дву­мя способами: отношением количества продукции I сорта к об­щему количеству; отношением стоимости продукции всех сор­тов к возможной стоимости продукции I сорта (табл. 18.11):

Ксорт = S ( VB Пi . Цi) / VB Побщ . ЦIc

   Отсюда коэффициент сортности: по плану - 0,833 (28 800/ /34 560), фактически - 0,908 (27 468/30 240). Выполнение плана по качеству - 109 % (0,908/0,833). Средневзвешенная цена по плану - 500 тыс. руб., фактически — 545 тыс. руб., что по отношению к плану также составляет 109 %.

Т а б л и ц а 18.11

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции, туб

Стоимость выпуска, млн. руб

план факт

план

факт

По цене 1 сорта

    план факт
I II III 6000 5000 2500 2880 1728 1152   3528 1008 504 17280 8640 2880 21168 5040 1260 17280 10368 6912 21168 6048 3024
Итого 5000 5760 5040 28800 26468 34560 30240

 

Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (A777), выручку от реализации продукции (A5) и прибыль (ДЯ). Расчет производится следую­щим образом :

 

DТП = (Ц1 – Ц0) ´ К1

DВ = (Ц1 – Ц0) ´ V РП1

DП = [(Ц1 – Ц0) ´ V РП1] - [(С1 – С0) ´ V РП1]

где Ц0 и Ц1- соответственно цена изделия до и после измене­ния качества; С0 и С1- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K \ - количество про­изведенной продукции повышенного качества; V РП1- объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации .

 

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

`Цпл = S (Кi пл ´ Цi пл) / S Кi пл

Цф = Σ ﴾К× Цiф) / Σ К

 

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18.12).

Таблица 18.12

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении

Сорт продукции Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.  

Структура продукции, %

 

Изменение средней

цены за счет структуры, тыс. руб.

      план   факт   +, -      
I   6000   50   70   +20   + 1200  
II   5000   30   20   -10   -500  
III   2500   20   10   -10   -250  
Итого   5000   100   100   X   +450  

 

В связи c улучшением качества продукции (увеличением до­ли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли про­дукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическо­го выпуска — на 2268 млн py6.(450 тыс. руб. x 5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по ко­торым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:

1. Себестоимость забракованной продукции 500

2. Расходы по исправлению брака                            80

3. Стоимость брака по цене возможного использования 150

4. Сумма удержаний c виновных лиц                      10

5. Потери от брака (n.l + п.2 - п.З - n.4)                         420

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость - 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 - 84 168)/84 168 x 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продук­ции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 x 1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устра­нению. Основными причинами понижения качества продук­ции являются плохое качество сырья, низкий уровень техноло­гии и организации производства, квалификации рабочих, арит­мичность производства и др.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.