Методика анализа производства продукции. Факторы изменения ее   объема.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика анализа производства продукции. Факторы изменения ее   объема.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, |когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают c помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.  Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает c товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Анализ начинается c изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

 

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

 

Объем реализации, млн руб.

 

Темпы роста, %

 

базисные   цепные   базисные   цепные    
XXX 1   90000   100   100   89500   100   100  
xxx2   92400   102,7   102,7   92600   103,4   103,4  
хххЗ   95800   106,4   103,6   94300   105,4   101,8  
xxx4   94 100   104,5   98,2   93500   104,4   99,2  
xxx5   100800   112   107,1   96600   107,9   103,0  

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Используем среднегеометрическую.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.

Анализ выполнения плана no выпуску и реализации продукции предприятием

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А В С D И т.д. 28800 33600 19200 14400 25200 33264 22176 20160 -3600 -336 +2976 +5760 -12,5 -1,0 +15,5 +40,0 28500 33600 18900 14250 24250 31800 21350 19200 -4250 -1800 +2450 +4950 -14,9 -5,35 +13,0 +34,7
Итого 96000 100800 +4800 +5,0 95250 96600 +1350 +1,42

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом c начала месяца, а также отклонение от плана (табл. .3).

Т а б л и ц а 18.3

Оперативный анализ выполнения плана no выпуску и отгрузке продукции, млн руб.

Вид продукции

        План

02.01.19---г.

03.01

На сутки

На месяц

План с начала месяца

Фактический объем

Отклонение от плана

И т.д.

За сутки С начала месяца
Изделие А: Выпуск Отгрузка Изделие В: Выпуск Отгрузка   80 82   125 126   1600 1640   2500 2520   80 82   125 126   82 78   124 128   82 78   124 128   +2 -4   -1 +2  
Итого: Выпуск Отгрузка   330 333   6600 6660   330 333   329 330   329 330   -1 -3  

 

Т а б л и ц а 18.

Т а б л и ц а 18.5

Таблица 18.10

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за 1 туб, тыс. руб.

Выпуск продукции, туб

Стоимость выпуска, млн. руб

план факт

план

факт

По цене 1 сорта

    план факт
I II III 6000 5000 2500 2880 1728 1152   3528 1008 504 17280 8640 2880 21168 5040 1260 17280 10368 6912 21168 6048 3024
Итого 5000 5760 5040 28800 26468 34560 30240

 

Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (A777), выручку от реализации продукции (A5) и прибыль (ДЯ). Расчет производится следую­щим образом :

 

DТП = (Ц1 – Ц0) ´ К1

DВ = (Ц1 – Ц0) ´ V РП1

DП = [(Ц1 – Ц0) ´ V РП1] - [(С1 – С0) ´ V РП1]

где Ц0 и Ц1- соответственно цена изделия до и после измене­ния качества; С0 и С1- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K \ - количество про­изведенной продукции повышенного качества; V РП1- объем реализации продукции повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и про­изошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и среднев­звешенная себестоимость единицы продукции, а затем по при­веденным выше алгоритмам определить влияние сортового сос­тава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации .

 

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

`Цпл = S (Кi пл ´ Цi пл) / S Кi пл

Цф = Σ ﴾К× Цiф) / Σ К

 

Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18.12).

Таблица 18.12

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении

Сорт продукции Оптовая цена 1 туб, тыс. руб.  

Структура продукции, %

 

Изменение средней

цены за счет структуры, тыс. руб.

      план   факт   +, -      
I   6000   50   70   +20   + 1200  
II   5000   30   20   -10   -500  
III   2500   20   10   -10   -250  
Итого   5000   100   100   X   +450  

 

В связи c улучшением качества продукции (увеличением до­ли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли про­дукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактическо­го выпуска — на 2268 млн py6.(450 тыс. руб. x 5040 туб).

Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по ко­торым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.

Косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:

1. Себестоимость забракованной продукции 500

2. Расходы по исправлению брака                            80

3. Стоимость брака по цене возможного использования 150

4. Сумма удержаний c виновных лиц                      10

5. Потери от брака (n.l + п.2 - п.З - n.4)                         420

Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость - 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 - 84 168)/84 168 x 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продук­ции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 x 1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.

Затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устра­нению. Основными причинами понижения качества продук­ции являются плохое качество сырья, низкий уровень техноло­гии и организации производства, квалификации рабочих, арит­мичность производства и др.

 

 

Таблица 18.13

Ритмичность выпуска продукции по декадам.

Декада

 

Выпуск продукции за год, млн руб.

 

Удельный вес продукции, %

 

Выполнение плана, коэффициент

 

Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %

 

план   факт   план   факт  
Первая  Вторая Третья   32000 32000 32000   30240  34272 36288   33,3  33,3  33,4   30  34 '  36   0,945 1,071  1,134   30,0  33,33 33,34  
Всего за год   96000   100 800   100   100   1,05   96,67  

Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение
среднеквадратического отклонения от планового задания за
сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднеде-
кадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому
выпуску продукции:

Кв = √∑ Δx²⁄n : xпл = [(30,24 - 32)² + (34,3 - 32)² + (36,3 - 32)²] / 3 : 32 = 0,094

 

где Δx² - квадратическое отклонение от среднедекадного зада­ния; п - число суммируемых плановых заданий; х - среднедекадное задание по графику.

В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.

Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчи­тывается также показатель аритмичности как сумма положи­тельных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от пла­на за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен

К аритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.

Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) пла­на выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное из­менение объема производства продукции по данной причине необ­ходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности обо­рудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего пока­зателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а вто­рого - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).

Внутренние причины аритмичности - тяжелое финан­совое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производ­ства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевре­менная поставка сырья и материалов поставщиками, недоста­ток энергоресурсов не по вине предприятия и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и воз­можным выпуском продукции, исчисленном исходя из наиболь­шего среднесуточного (средне декадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064.млн руб.).

Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

В заключение анализа разрабатывают конкретные меропри­ятия по устранению причин неритмичной работы..

Глава 5. Анализ факторов и резервов увеличения выпус­ ка и реализации продукции

5.1 Методика расчета влияния факторов на объем производства и реализации продукции. Порядок определения и обобщения ве­ личины резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Изучив динамику и выполнение плана по реализации про­дукции и выполнению договоров поставки, необходимо устано­вить факторы изменения ее объема

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товар­ной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн+ТП=РП+ГПк.
Отсюда          РП = ГПН + ТП - ГПк

Если выручка определяется после оплаты отгруженной про­дукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТк + ГПк.

 Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – Отк – ГПк ,

где ГПН, ГПКсоответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за от­четный период; ОТН, ОТК - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолют­ных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продук­ции (табл. 18.14).

Таблица 18.14

Рис. 18.3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р↑ВПкр = Р↑ КРГВф,

Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ ЧВф,

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ ФРВв

где  Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв - резерв роста валовой продук­ции соответственно за счет создания новых рабочих мест, уве­личения фонда рабочего времени в связи c сокращением его по­терь и повышения среднечасовой выработки; Р↑ КР - резерв увеличения количества рабочих мест; Р↑ФРВ - резерв увели­чения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выра­ботки за счет совершенствования техники, технологии, органи­зации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени c учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства про­дукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑ К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машин-но-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формуле:

 

Р↑ВПк = Р↑ К x ГВф;

Р↑ВПт  = Р↑Тx ЧВф

Р↑ВПчв = Р↑ЧВ x Тв.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество \-го материала делится на норму его расхода на единицу j'-ro вида продукции и умножает­ся на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Р↑ВП = Σ (Р ↑Мj / Нпjiпл • Цiпл);

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу /-ro вида продукции и умножаются на пла­новую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

. Р↑ВП = Σ (Р↓ОТХj / Нпjiпл • Цiпл);

в) планируемое сокращение нормы расхода j-гo ресурса на единицу j-гo вида продукции умножается на планируемый к вы­пуску объем производства j-гo вида продукции, полученный ре­зультат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается об­щая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП = Σ (Р↑ НРji x V ВПiпл / НПjiпл x Цiпл).

В заключение анализа обобщают выявленные резервы уве­личения производства и реализации продукции (табл. 18.15).

Т а б л и ц а 18.15

Методика анализа производства продукции. Факторы изменения ее   объема.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, |когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают c помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.  Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает c товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

Анализ начинается c изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).

Т а б л и ц а 1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год

 

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

 

Объем реализации, млн руб.

 

Темпы роста, %

 

базисные   цепные   базисные   цепные    
XXX 1   90000   100   100   89500   100   100  
xxx2   92400   102,7   102,7   92600   103,4   103,4  
хххЗ   95800   106,4   103,6   94300   105,4   101,8  
xxx4   94 100   104,5   98,2   93500   104,4   99,2  
xxx5   100800   112   107,1   96600   107,9   103,0  

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Используем среднегеометрическую.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.

Анализ выполнения плана no выпуску и реализации продукции предприятием

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план факт +,- % к плану план факт +,- % к плану
А В С D И т.д. 28800 33600 19200 14400 25200 33264 22176 20160 -3600 -336 +2976 +5760 -12,5 -1,0 +15,5 +40,0 28500 33600 18900 14250 24250 31800 21350 19200 -4250 -1800 +2450 +4950 -14,9 -5,35 +13,0 +34,7
Итого 96000 100800 +4800 +5,0 95250 96600 +1350 +1,42

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом c начала месяца, а также отклонение от плана (табл. .3).

Т а б л и ц а 18.3

Оперативный анализ выполнения плана no выпуску и отгрузке продукции, млн руб.

Вид продукции

        План

02.01.19---г.

03.01

На сутки

На месяц

План с начала месяца

Фактический объем

Отклонение от плана

И т.д.

За сутки С начала месяца
Изделие А: Выпуск Отгрузка Изделие В: Выпуск Отгрузка   80 82   125 126   1600 1640   2500 2520   80 82   125 126   82 78   124 128   82 78   124 128   +2 -4   -1 +2  
Итого: Выпуск Отгрузка   330 333   6600 6660   330 333   329 330   329 330   -1 -3  

 






Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.