Методика анализа производства продукции. Факторы изменения ее объема.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, |когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают c помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает c товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Анализ начинается c изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год
| Объем производства продукции, млн руб. | Темпы роста, %
| Объем реализации, млн руб.
| Темпы роста, %
| ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
XXX 1 | 90000 | 100 | 100 | 89500 | 100 | 100 |
xxx2 | 92400 | 102,7 | 102,7 | 92600 | 103,4 | 103,4 |
хххЗ | 95800 | 106,4 | 103,6 | 94300 | 105,4 | 101,8 |
xxx4 | 94 100 | 104,5 | 98,2 | 93500 | 104,4 | 99,2 |
xxx5 | 100800 | 112 | 107,1 | 96600 | 107,9 | 103,0 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Используем среднегеометрическую.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.
Анализ выполнения плана no выпуску и реализации продукции предприятием
Изделие | Объем производства продукции, млн. руб. | Реализация продукции, млн. руб. | ||||||
план | факт | +,- | % к плану | план | факт | +,- | % к плану | |
А В С D И т.д. | 28800 33600 19200 14400 | 25200 33264 22176 20160 | -3600 -336 +2976 +5760 | -12,5 -1,0 +15,5 +40,0 | 28500 33600 18900 14250 | 24250 31800 21350 19200 | -4250 -1800 +2450 +4950 | -14,9 -5,35 +13,0 +34,7 |
Итого | 96000 | 100800 | +4800 | +5,0 | 95250 | 96600 | +1350 | +1,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом c начала месяца, а также отклонение от плана (табл. .3).
Т а б л и ц а 18.3
Оперативный анализ выполнения плана no выпуску и отгрузке продукции, млн руб.
Вид продукции | План | 02.01.19---г. | 03.01 | ||||
На сутки | На месяц | План с начала месяца | Фактический объем | Отклонение от плана | И т.д. | ||
За сутки | С начала месяца | ||||||
Изделие А: Выпуск Отгрузка Изделие В: Выпуск Отгрузка | 80 82 125 126 | 1600 1640 2500 2520 | 80 82 125 126 | 82 78 124 128 | 82 78 124 128 | +2 -4 -1 +2 | |
Итого: Выпуск Отгрузка | 330 333 | 6600 6660 | 330 333 | 329 330 | 329 330 | -1 -3 |
Т а б л и ц а 18.
Т а б л и ц а 18.5
Таблица 18.10
Анализ качества продукции
Сорт продукции | Цена за 1 туб, тыс. руб. | Выпуск продукции, туб | Стоимость выпуска, млн. руб | ||||
план | факт | план | факт | По цене 1 сорта | |||
план | факт | ||||||
I II III | 6000 5000 2500 | 2880 1728 1152 | 3528 1008 504 | 17280 8640 2880 | 21168 5040 1260 | 17280 10368 6912 | 21168 6048 3024 |
Итого | 5000 | 5760 | 5040 | 28800 | 26468 | 34560 | 30240 |
Вторая задача анализа — определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (A777), выручку от реализации продукции (A5) и прибыль (ДЯ). Расчет производится следующим образом :
DТП = (Ц1 – Ц0) ´ К1
DВ = (Ц1 – Ц0) ´ V РП1
DП = [(Ц1 – Ц0) ´ V РП1] - [(С1 – С0) ´ V РП1]
где Ц0 и Ц1- соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0 и С1- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества; K \ - количество произведенной продукции повышенного качества; V РП1- объем реализации продукции повышенного качества.
Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации .
Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:
`Цпл = S (Кi пл ´ Цi пл) / S Кi пл
Цф = Σ ﴾Кiф × Цiф) / Σ Кiф
Расчет влияния сортового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно произвести по всем четырем способам, описанным в предыдущем параграфе, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц (табл. 18.12).
Таблица 18.12
Влияние сортового состава продукции на объем выпуска изделия А в стоимостном выражении
Сорт продукции | Оптовая цена 1 туб, тыс. руб. | Структура продукции, %
| Изменение средней цены за счет структуры, тыс. руб. | ||
план | факт | +, - | |||
I | 6000 | 50 | 70 | +20 | + 1200 |
II | 5000 | 30 | 20 | -10 | -500 |
III | 2500 | 20 | 10 | -10 | -250 |
Итого | 5000 | 100 | 100 | X | +450 |
В связи c улучшением качества продукции (увеличением доли продукции I сорта и уменьшением соответственно доли продукции II и III сортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 450 тыс. руб., а стоимость всего фактического выпуска — на 2268 млн py6.(450 тыс. руб. x 5040 туб).
Аналогичные расчеты делают по всем видам продукции, по которым установлены сорта, после чего результаты обобщаются.
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.
В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака:
1. Себестоимость забракованной продукции 500
2. Расходы по исправлению брака 80
3. Стоимость брака по цене возможного использования 150
4. Сумма удержаний c виновных лиц 10
5. Потери от брака (n.l + п.2 - п.З - n.4) 420
Для определения потерь товарной продукции необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость товарной продукции в действующих ценах составляет 104 300 млн. руб., а ее себестоимость - 84 168 млн. руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен +23,9 % (104 300 - 84 168)/84 168 x 100). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,239 раза. Потери же товарной продукции равны 420 x 1,239 = 520,4 млн. руб., или 0,5 % от стоимости фактического выпуска.
Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.
Таблица 18.13
Ритмичность выпуска продукции по декадам.
Декада
| Выпуск продукции за год, млн руб.
| Удельный вес продукции, %
| Выполнение плана, коэффициент
| Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, %
| ||
план | факт | план | факт | |||
Первая Вторая Третья | 32000 32000 32000 | 30240 34272 36288 | 33,3 33,3 33,4 | 30 34 ' 36 | 0,945 1,071 1,134 | 30,0 33,33 33,34 |
Всего за год | 96000 | 100 800 | 100 | 100 | 1,05 | 96,67 |
Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение
среднеквадратического отклонения от планового задания за
сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднеде-
кадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому
выпуску продукции:
Кв = √∑ Δx²⁄n : xпл = [(30,24 - 32)² + (34,3 - 32)² + (36,3 - 32)²] / 3 : 32 = 0,094
где Δx² - квадратическое отклонение от среднедекадного задания; п - число суммируемых плановых заданий; х - среднедекадное задание по графику.
В нашем примере коэффициент вариации составляет 0,094. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 9,4 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности. В нашем примере (табл. 18.13) он равен
К аритм = 0,055 + 0,071 + 0,134 = 0,26.
Если известны причины недовыполнения (перевыполнения) плана выпуска продукции по декадам (суткам), можно рассчитать их влияние на показатель аритмичности. Для этого относительное изменение объема производства продукции по данной причине необходимо отнести к общему показателю аритмичности и умножить на 100. Например, за первую декаду план выпуска недовыполнен на 960 млн. руб., или на 3 %, по причине несвоевременной поставки сырья и на 800 млн. руб., или 2,5 %, по причине неисправности оборудования. Отсюда доля первого фактора в изменении общего показателя аритмичности составляет 11,5 % (0,03 / 0,26 х 100), а второго - 9,6 % (0,025 / 0,26 х 100).
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленном исходя из наибольшего среднесуточного (средне декадного) объема производства (100 800 - 36 288 х 3 = 8064.млн руб.).
Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.
В заключение анализа разрабатывают конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы..
Глава 5. Анализ факторов и резервов увеличения выпус ка и реализации продукции
5.1 Методика расчета влияния факторов на объем производства и реализации продукции. Порядок определения и обобщения ве личины резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема
Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ГПн+ТП=РП+ГПк.
Отсюда РП = ГПН + ТП - ГПк
Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:
ГПН + ТП + ОТН = РП + ОТк + ГПк.
Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – Отк – ГПк ,
где ГПН, ГПК — соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТН, ОТК - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.
Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции (табл. 18.14).
Таблица 18.14
Рис. 18.3. Источники резервов увеличения объема и реализации продукции
Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:
Р↑ВПкр = Р↑ КР • ГВф,
Р↑ВПфрв = Р↑ФРВ • ЧВф,
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ • ФРВв
где Р↑ВПкр, Р↑ВПфрв, Р↑ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи c сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р↑ КР - резерв увеличения количества рабочих мест; Р↑ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р↑ЧВ - резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени c учетом выявленных резервов его роста.
По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р↑ К), времени его работы (Р↑Т) и выпуска продукции за один машин-но-час (Р↑ЧВ) рассчитываются по формуле:
Р↑ВПк = Р↑ К x ГВф;
Р↑ВПт = Р↑Тx ЧВф
Р↑ВПчв = Р↑ЧВ x Тв.
По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:
а) дополнительное количество \-го материала делится на норму его расхода на единицу j'-ro вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:
Р↑ВП = Σ (Р ↑Мj / Нпjiпл • Цiпл);
б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу /-ro вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:
. Р↑ВП = Σ (Р↓ОТХj / Нпjiпл • Цiпл);
в) планируемое сокращение нормы расхода j-гo ресурса на единицу j-гo вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства j-гo вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:
Р↑ВП = Σ (Р↑ НРji x V ВПiпл / НПjiпл x Цiпл).
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции (табл. 18.15).
Т а б л и ц а 18.15
Методика анализа производства продукции. Факторы изменения ее объема.
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, |когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают c помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает c товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.
Анализ начинается c изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1).
Т а б л и ц а 1 Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год
| Объем производства продукции, млн руб. | Темпы роста, %
| Объем реализации, млн руб.
| Темпы роста, %
| ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
XXX 1 | 90000 | 100 | 100 | 89500 | 100 | 100 |
xxx2 | 92400 | 102,7 | 102,7 | 92600 | 103,4 | 103,4 |
хххЗ | 95800 | 106,4 | 103,6 | 94300 | 105,4 | 101,8 |
xxx4 | 94 100 | 104,5 | 98,2 | 93500 | 104,4 | 99,2 |
xxx5 | 100800 | 112 | 107,1 | 96600 | 107,9 | 103,0 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Используем среднегеометрическую.
В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.
Анализ выполнения плана no выпуску и реализации продукции предприятием
Изделие | Объем производства продукции, млн. руб. | Реализация продукции, млн. руб. | ||||||
план | факт | +,- | % к плану | план | факт | +,- | % к плану | |
А В С D И т.д. | 28800 33600 19200 14400 | 25200 33264 22176 20160 | -3600 -336 +2976 +5760 | -12,5 -1,0 +15,5 +40,0 | 28500 33600 18900 14250 | 24250 31800 21350 19200 | -4250 -1800 +2450 +4950 | -14,9 -5,35 +13,0 +34,7 |
Итого | 96000 | 100800 | +4800 | +5,0 | 95250 | 96600 | +1350 | +1,42 |
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом c начала месяца, а также отклонение от плана (табл. .3).
Т а б л и ц а 18.3
Оперативный анализ выполнения плана no выпуску и отгрузке продукции, млн руб.
Вид продукции | План | 02.01.19---г. | 03.01 | ||||
На сутки | На месяц | План с начала месяца | Фактический объем | Отклонение от плана | И т.д. | ||
За сутки | С начала месяца | ||||||
Изделие А: Выпуск Отгрузка Изделие В: Выпуск Отгрузка | 80 82 125 126 | 1600 1640 2500 2520 | 80 82 125 126 | 82 78 124 128 | 82 78 124 128 | +2 -4 -1 +2 | |
Итого: Выпуск Отгрузка | 330 333 | 6600 6660 | 330 333 | 329 330 | 329 330 | -1 -3 |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.