Лица и органы, имеющие право требовать проведения внеочередного общего собрания участников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Исполнительный орган, если согласно уставу общества вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания участников находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.2 ст. 32 Закона об ООО).

2. Совет директоров (наблюдательный совет) (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

3. Ревизионная комиссия (ревизор) общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

4. Аудитор общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

5. Участники (участник) общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Из буквального толкования абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО следует, что требовать созыва внеочередного общего собрания может только группа участников, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества. Вследствие этого один участник, пусть и обладающий не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества, не вправе требовать созыва собрания.

Однако судебная практика свидетельствует об обратном.

 

Порядок направления требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

Аналогичен порядку направления требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

 

Содержание требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

Закон об ООО лишь косвенно регламентирует содержание требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО (абз. 5, 6 п. 2 ст. 35 Закона об ООО). Статья 55 Закона об АО содержит соответствующие положения относительно внеочередного собрания акционеров. Их анализ позволяет сделать вывод о возможном содержании требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

Исходя из указанных норм можно сделать вывод о том, что требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО может содержать:

- формулировки вопросов, подлежащих внесению в повестку дня (также могут быть включены формулировки решений по вопросам предлагаемой повестки дня);

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения Общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

 

- форму проведения созываемого собрания (совместное присутствие или заочное голосование (опросным путем));

Подробнее

Устав общества должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества (абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО). В связи с этим возможность проведения внеочередного собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена в уставе общества.

Кроме того, порядок проведения заочного голосования должен регулироваться внутренним документом общества (п. 3 ст. 38 Закона об ООО). Этот порядок должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность внесения предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике, если порядок проведения собрания в форме заочного голосования не определен в уставе или внутреннем документе, это может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании.

 

- сведения о лице или органе, требующем проведения внеочередного общего собрания участников ООО, а также подпись лица или председателя органа, требующего проведения общего собрания.

 

Обратите внимание!

В случае если требование о созыве внеочередного общего собрания участников исходит от участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества, такое требование должно содержать имена (наименования) всех участников, требующих созыва такого собрания. Кроме того, рекомендуется указывать количество голосов от общего числа, принадлежащих данным участникам.

 

Кто направляет требование

Сведения, которые должно содержать требование

1. Единоличный исполнительный орган

Физическое лицо Паспортные данные
Управляющий ФИО, ИНН и ОГРНИП
Управляющая организация Фирменное наименование организации, ИНН, ОГРН

2. Коллегиальный исполнительный орган

Данные о решении, принятом коллегиальным исполнительным органом, на основании которого направляется требование о проведении общего собрания участников (номер и дата протокола)

3. Совет директоров

Данные о решении, принятом советом директоров (наблюдательным советом), на основании которого направляется требование о проведении общего собрания участников (номер и дата протокола)

4. Ревизионная комиссия

Ревизионная комиссия, созданная в ООО Данные о решении, на основании которого направляется требование о проведении общего собрания участников (номер и дата протокола)
Ревизор Паспортные данные

5. Аудитор

Физическое лицо Паспортные данные; номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов
Юридическое лицо Наименование организации, ИНН, ОГРН, номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов

6. Участники (участник) общества

Физические лица Паспортные данные
Несовершеннолетний в возрасте до 14 лет Данные свидетельства о рождении; паспортные данные законного представителя
Юридические лица Фирменные наименования, ИНН, ОГРН

 

Рекомендуется также в требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО включить:

- дату, место и время собрания (в случае проведения собрания в форме заочного голосования в требовании указывается только дата);

- обоснование необходимости рассмотрения каждого из предлагаемых вопросов;

- почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, и дату окончания приема бюллетеней (в случае проведения собрания в форме заочного голосования (опросным путем));

- порядок сообщения участникам о проведении общего собрания участников ООО;

- форму и текст бюллетеня для голосования (если голосование осуществляется бюллетенями);

- информацию (перечень материалов), подлежащую предоставлению участникам ООО при подготовке к собранию.

 

Документы, прилагаемые к требованию о проведении общего собрания участников ООО

К требованию о проведении внеочередного общего собрания участников ООО рекомендуется прилагать документы, подтверждающие право лица на подписание таких требований. Перечень приложенных документов зависит от того, кто подписывает требование.

 

Кто подписывает требование

Документы

1. Единоличный исполнительный орган

Физическое лицо Протокол об избрании лица единоличным исполнительным органом   Обратите внимание! Прилагать данный документ рекомендуется в целях подтверждения наличия у лица, направляющего требование, права требовать проведения общего собрания. Особенно данная рекомендация актуальна при наличии в обществе спора по поводу того, кто является законным единоличным исполнительным органом.
Управляющий Протокол о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему; копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с 01.01.2017 - копия листа записи ЕГРИП)   Обратите внимание! Прилагать данный документ рекомендуется в целях подтверждения наличия у лица, направляющего требование, права требовать проведения общего собрания. Особенно данная рекомендация актуальна при наличии в обществе спора по поводу того, кто является законным единоличным исполнительным органом.
Единоличный исполнительный орган управляющей организации Протокол о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации; протокол об избрании лица единоличным исполнительным органом управляющей организации   Обратите внимание! Прилагать данный документ рекомендуется в целях подтверждения наличия у лица, направляющего требование, права требовать проведения общего собрания. Особенно данная рекомендация актуальна при наличии в обществе спора по поводу того, кто является законным единоличным исполнительным органом. Протокол об избрании лица единоличным исполнительным органом управляющей организации
Представитель управляющей организации по доверенности Протокол о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации; протокол об избрании лица единоличным исполнительным органом управляющей организации; доверенность на подписание от имени управляющей организации требований о проведении общих собраний участников общества

2. Председатель коллегиального исполнительного органа

Протокол, которым оформлено решение коллегиального исполнительного органа о направлении требования о проведении общего собрания участников ООО и утверждена информация, содержащаяся в требовании

3. Председатель совета директоров

Протокол, которым оформлено решение совета директоров (наблюдательного совета) о направлении единоличному исполнительному органу требования о проведении общего собрания участников ООО и утверждена информация, содержащаяся в требовании; протокол об избрании совета директоров (наблюдательного совета), если в обществе произошел корпоративный конфликт, сопровождающийся сменой совета директоров (наблюдательного совета)

4. Председатель ревизионной комиссии или ревизор

Протокол ревизионной комиссии, на основании которого направляется требование о проведении общего собрания участников ООО и которым утверждена информация, содержащаяся в требовании; протокол об избрании ревизионной комиссии (ревизора), если в обществе произошел корпоративный конфликт, сопровождающийся сменой ревизионной комиссии (ревизора), - протокол о ее (его) избрании

5. Аудитор

Протокол об избрании аудитора, если в обществе произошел корпоративный конфликт, сопровождающийся сменой аудитора

6. Участники (участник) общества или их представители

Представитель участников - физических лиц по доверенности Доверенность; выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об участниках
Представитель участников - юридических лиц по доверенности Доверенность; документы, подтверждающие полномочия лиц, выдавших доверенность (протокол об избрании этих лиц (решение) единственного акционера (участника)), выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения об участниках
Единоличный исполнительный орган участника Документы, подтверждающие полномочия органа, направляющего требование (протокол об избрании (решение) единственного акционера (участника))
Законный представитель участника - физического лица Документ, удостоверяющий статус законного представителя (свидетельство о рождении участника, акты органов опеки и попечительства, решения суда, др.)

 

Последствия нарушения порядка направления требования о проведении общего собрания участников ООО

1. Исполнительный орган или совет директоров (наблюдательный совет) вправе принять решение об отказе в проведении общего собрания участников ООО по причине несоблюдения установленного Законом об ООО порядка предъявления требования (абз. 3 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

2. Решения, принятые на общем собрании участников, созванном и проведенном инициатором самостоятельно, могут быть признаны недействительными. Подробнее по вопросу см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

1.2.1. Рассмотрение требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Порядок рассмотрения требования о проведении собрания по вопросу реорганизации в форме разделения

Аналогичен порядку рассмотрения требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

 

Вернуться к таблице >>>

 

1.2.2. Принятие на основании требования решения о проведении или об отказе в проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 12, 32, 35 - 38 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- п. п. 1, 1.1.1, 1.1.2, 6, 8, 10, 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Примечание. Согласно абз. 6 п. 4 введения к Кодексу корпоративного управления положения данного документа могут применять, в частности, общества с ограниченной ответственностью. При изложении соответствующих норм в настоящем Путеводителе информация приводится с учетом специфики ООО.

 

Порядок принятия на основании требования решения о проведении собрания по вопросу реорганизации в форме разделения

Аналогичен порядку принятия решения на основании требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

 

Содержание решения о проведении собрания по вопросу реорганизации в форме разделения

1. Орган, рассматривавший требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

- исполнительный орган (ст. 35 Закона об ООО);

- совет директоров (наблюдательный совет), если его образование предусмотрено уставом (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

 

2. Лицо или орган, направившие требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

- исполнительный орган, если согласно уставу общества вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания участников находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.2 ст. 32 Закона об ООО);

- совет директоров (наблюдательный совет) (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- ревизионная комиссия (ревизор) общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- аудитор общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Из буквального толкования абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО следует, что требовать созыва внеочередного общего собрания может только группа участников, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества. Один участник, пусть и обладающий не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества, не вправе требовать созыва собрания.

Однако судебная практика свидетельствует об обратном.

 

3. Дата, время и место собрания (в случае проведения собрания в форме заочного голосования указывается только дата).

Подробнее

Порядок проведения общего собрания участников в части, не урегулированной Законом об ООО, уставом общества и его внутренними документами, может быть установлен решением общего собрания (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).

Такой порядок целесообразно регламентировать, например, положением об общем собрании, утверждаемым общим собранием (п. 1 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Обществу следует создать максимально благоприятные условия для участия в общем собрании (п. 1.1.1 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

При определении даты собрания необходимо учитывать следующие сроки:

- в течение пяти дней с даты получения требования исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен рассмотреть его и принять решение о проведении или об отказе в проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен уведомить каждого участника общества о проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, п. п. 1, 4 ст. 36 Закона об ООО);

- если принято решение о проведении собрания, оно должно быть проведено не позднее чем через 45 дней со дня получения требования (п. 3 ст. 35 Закона об ООО).

Время проведения собрания необходимо определять с учетом интересов участников.

Если общее собрание проводится в форме заочного голосования, время проведения не указывается.

Общее собрание рекомендуется проводить в месте нахождения общества, если иное место не предусмотрено уставом или внутренним документом. В решении целесообразно указать точный адрес места проведения собрания.

Подробнее по вопросу см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

Если общее собрание проводится в форме заочного голосования, место проведения не указывается.

 

4. Форма созываемого собрания.

Подробнее

Внеочередное общее собрание может быть проведено в форме совместного присутствия или заочного голосования (опросным путем).

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества. В связи с этим возможность проведения внеочередного собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена в уставе общества.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об ООО во внутреннем документе общества должен содержаться порядок проведения заочного голосования, который должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам общества до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике отсутствие в уставе или внутреннем документе указанного порядка может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании.

 

Обратите внимание!

Если решение о проведении собрания принято на основании требования, орган, в компетенции которого согласно уставу ООО находится вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания, не вправе изменять форму собрания, предложенную лицами или органами, требующими его проведения (абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

 

5. Формулировка повестки дня общего собрания участников.

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения Общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона об ООО если решение о проведении внеочередного общего собрания принято на основании требования, орган, в компетенции которого согласно уставу ООО находится вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания, не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня. Однако он вправе не включать в повестку дня вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания или не соответствуют требованиям федеральных законов, а также вправе по собственной инициативе включать дополнительные вопросы.

При подготовке повестки дня общего собрания рекомендуется указывать, кем был предложен соответствующий вопрос (п. 8 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

6. Порядок направления участникам сообщения о проведении внеочередного общего собрания участников.

Порядок уведомления о проведении общего собрания должен обеспечивать участникам возможность надлежащим образом подготовиться к нему (п. 1.1.2 гл. I Кодекса корпоративного управления).

Согласно требованиям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью уведомление о созыве общего собрания осуществляется (п. 1 ст. 36 Закона об ООО):

а) в порядке, установленном уставом общества;

б) если уставом общества порядок уведомления не определен - уведомление о созыве общего собрания направляется заказным письмом по адресам, указанным в списке участников общества.

Нарушение порядка извещения участника о проведении общего собрания может быть признано существенным нарушением, влекущим признание недействительным решения такого собрания.

См. подтверждающую судебную практику >>>

Кроме того, могут быть предусмотрены следующие дополнительные способы уведомления участников:

- по электронной почте;

- в печатном издании.

Если устав не конкретизирует СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников ООО, а целевая аудитория СМИ, в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом.

7. Информация (материалы), подлежащая представлению участникам ООО, и порядок ее предоставления.

Подробнее

К такой информации (материалам) относятся:

- проект передаточного акта и его расшифровка;

- проекты решений по вопросам повестки дня;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме того, целесообразно предоставить участникам общества сведения о позиции совета директоров (наблюдательного совета) относительно повестки дня общего собрания, а также об особых мнениях членов совета директоров (наблюдательного совета) по каждому вопросу повестки дня (пп. 2 п. 10 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Информация и материалы должны быть предоставлены всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа ООО в течение 30 дней до проведения общего собрания. По требованию участника общество обязано предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 36 Закона об ООО).

Рекомендуется не отказывать участнику в ознакомлении с материалами, если, несмотря на опечатки и иные несущественные недостатки, требование участника в целом позволяет определить его волю и подтвердить его право на ознакомление с указанными материалами. При наличии существенных недостатков целесообразно незамедлительно сообщить о них участнику, чтобы он мог своевременно устранить эти недостатки (п. 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Если порядок и способы получения информации не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Кроме того, рекомендуется размещать материалы на сайте общества в сети Интернет (п. 6 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Согласно судебной практике непредоставление участнику информации и материалов, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

8. Форма и текст бюллетеня (в случае голосования бюллетенями).

9. Почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, и дата окончания их приема в случае проведения собрания в форме заочного голосования (опросным путем).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.