Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ ООО ПО ВОПРОСУ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 12, 32, 33, 35 - 38, 51, 54 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- п. п. 1, 1.1.1, 1.1.2, 6, 8, 10, 11, абз. 2 п. 21 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Примечание. Согласно абз. 6 п. 4 введения к Кодексу корпоративного управления положения данного документа могут применять, в частности, общества с ограниченной ответственностью. При изложении соответствующих норм в настоящем Путеводителе информация приводится с учетом специфики ООО.

 

Согласно п. 1 ст. 51 Закона об ООО общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Решение о реорганизации общества вправе принять только общее собрание (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Следовательно, для проведения реорганизации необходимо подготовить, созвать и провести общее собрание участников ООО.

На практике вопрос о реорганизации ООО, как правило, рассматривается на внеочередном общем собрании участников общества. Это связано с необходимостью рассмотрения и принятия решений по значительному количеству вопросов, связанных с реорганизацией.

В случае если вопрос о реорганизации ООО рассматривается на очередном общем собрании участников, порядок принятия решения о проведении собрания аналогичен порядку принятия решения о проведении очередного собрания с учетом указанных ниже особенностей, касающихся содержания решения о проведении собрания.

Принятие решения о проведении очередного общего собрания участников ООО >>>

 

Органы, уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания участников ООО

1. Исполнительный орган (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Подробнее

Законом об ООО не определено, к компетенции какого исполнительного органа - единоличного или коллегиального - относятся полномочия по подготовке, созыву и проведению общего собрания участников. Поэтому в случае образования в ООО, одновременно с единоличным, также коллегиального исполнительного органа данный вопрос необходимо предусмотреть в уставе ООО.

 

2. Совет директоров (наблюдательный совет) (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Подробнее

Совет директоров (наблюдательный совет) общества рассматривает требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников, уставом отнесено к его компетенции (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

 

Содержание решения о проведении общего собрания участников ООО

Закон об обществах с ограниченной ответственностью не содержит положений, устанавливающих обязанность принимать решение о проведении общего собрания, а также не регламентирует его содержание. Вместе с тем на практике органу, созывающему внеочередное общее собрание, рекомендуется принимать данное решение.

В данном решении рекомендуется указывать:

1. Наименование органа, принявшего решение о проведении общего собрания участников ООО.

2. Дату, место и время проведения собрания. Если собрание проводится в форме заочного голосования, указывается только дата.

3. Форму внеочередного общего собрания участников (совместное присутствие или заочное голосование (опросным путем)).

 

Обратите внимание!

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества. В связи с этим возможность проведения внеочередного общего собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена уставом общества.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 38 Закона об ООО внутренним документом общества должен регулироваться порядок проведения заочного голосования. Этот порядок должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования с необходимой информацией и материалами, возможность внесения предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам общества до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике отсутствие в уставе или внутреннем документе указанного порядка может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на собрании, проведенном в такой форме.

 

4. Повестку дня внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

При подготовке повестки дня рекомендуется указывать, кем был предложен соответствующий вопрос (п. 8 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

5. Порядок уведомления участников о созываемом внеочередном общем собрании участников ООО.

Порядок уведомления о проведении общего собрания должен обеспечивать участникам возможность надлежащим образом подготовиться к нему (п. 1.1.2 гл. I Кодекса корпоративного управления).

Согласно требованиям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью уведомление о созыве общего собрания осуществляется (п. 1 ст. 36 Закона об ООО):

а) в порядке, установленном уставом общества;

б) если уставом общества порядок уведомления не определен - уведомление о созыве общего собрания направляется заказным письмом по адресам, указанным в списке участников общества.

Нарушение порядка извещения участника о проведении общего собрания может быть признано существенным нарушением, влекущим признание недействительным решения такого собрания.

См. подтверждающую судебную практику >>>

Кроме того, могут быть предусмотрены следующие дополнительные способы уведомления участников:

- по электронной почте;

- в печатном издании.

Если устав не конкретизирует СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников ООО, а целевая аудитория СМИ, в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом.

6. Почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, и дату окончания их приема (в случае проведения внеочередного общего собрания в форме заочного голосования).

7. Информацию (перечень материалов), предоставляемую участникам общества при подготовке к проведению общего собрания, и порядок ее предоставления.

Подробнее

К перечню материалов относятся:

- проект передаточного акта и его расшифровка;

- проекты решений по вопросам повестки дня;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме того, целесообразно предоставить участникам общества сведения о позиции совета директоров (наблюдательного совета) относительно повестки дня общего собрания, а также об особых мнениях членов совета директоров (наблюдательного совета) по каждому вопросу повестки дня (пп. 2 п. 10 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Информация и материалы должны быть предоставлены всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа ООО в течение 30 дней до проведения общего собрания. По требованию участника общество обязано предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 36 Закона об ООО).

Рекомендуется не отказывать участнику в ознакомлении с материалами, если, несмотря на опечатки и иные несущественные недостатки, требование участника в целом позволяет определить его волю и подтвердить его право на ознакомление с указанными материалами. При наличии существенных недостатков целесообразно незамедлительно сообщить о них участнику, чтобы он мог своевременно устранить эти недостатки (п. 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Если порядок и способы получения информации не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Кроме того, рекомендуется размещать материалы на сайте общества в сети Интернет (п. 6 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Согласно судебной практике непредоставление участнику информации и материалов, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

8. Форму и текст бюллетеня для голосования (если голосование осуществляется бюллетенями).

 

Вернуться к таблице >>>

 

1.2. Направление требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 12, 32, 33, 35 - 38, 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. п. 1, 1.1.1, абз. 2 п. 21 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Примечание. Согласно абз. 6 п. 4 введения к Кодексу корпоративного управления положения данного документа могут применять, в частности, общества с ограниченной ответственностью. При изложении соответствующих норм в настоящем Путеводителе информация приводится с учетом специфики ООО.

 

Согласно п. 1 ст. 51 Закона об ООО общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Решение о реорганизации общества вправе принять только общее собрание (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Следовательно, для проведения реорганизации необходимо подготовить, созвать и провести общее собрание участников ООО.

 

Содержание решения о проведении собрания по вопросу реорганизации в форме разделения

1. Орган, рассматривавший требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

- исполнительный орган (ст. 35 Закона об ООО);

- совет директоров (наблюдательный совет), если его образование предусмотрено уставом (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

 

2. Лицо или орган, направившие требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

- исполнительный орган, если согласно уставу общества вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания участников находится в компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2.2 ст. 32 Закона об ООО);

- совет директоров (наблюдательный совет) (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- ревизионная комиссия (ревизор) общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- аудитор общества (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- участники общества, обладающие в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Из буквального толкования абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО следует, что требовать созыва внеочередного общего собрания может только группа участников, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества. Один участник, пусть и обладающий не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества, не вправе требовать созыва собрания.

Однако судебная практика свидетельствует об обратном.

 

3. Дата, время и место собрания (в случае проведения собрания в форме заочного голосования указывается только дата).

Подробнее

Порядок проведения общего собрания участников в части, не урегулированной Законом об ООО, уставом общества и его внутренними документами, может быть установлен решением общего собрания (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).

Такой порядок целесообразно регламентировать, например, положением об общем собрании, утверждаемым общим собранием (п. 1 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Обществу следует создать максимально благоприятные условия для участия в общем собрании (п. 1.1.1 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

При определении даты собрания необходимо учитывать следующие сроки:

- в течение пяти дней с даты получения требования исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен рассмотреть его и принять решение о проведении или об отказе в проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен уведомить каждого участника общества о проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, п. п. 1, 4 ст. 36 Закона об ООО);

- если принято решение о проведении собрания, оно должно быть проведено не позднее чем через 45 дней со дня получения требования (п. 3 ст. 35 Закона об ООО).

Время проведения собрания необходимо определять с учетом интересов участников.

Если общее собрание проводится в форме заочного голосования, время проведения не указывается.

Общее собрание рекомендуется проводить в месте нахождения общества, если иное место не предусмотрено уставом или внутренним документом. В решении целесообразно указать точный адрес места проведения собрания.

Подробнее по вопросу см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

Если общее собрание проводится в форме заочного голосования, место проведения не указывается.

 

4. Форма созываемого собрания.

Подробнее

Внеочередное общее собрание может быть проведено в форме совместного присутствия или заочного голосования (опросным путем).

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества. В связи с этим возможность проведения внеочередного собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена в уставе общества.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 38 Закона об ООО во внутреннем документе общества должен содержаться порядок проведения заочного голосования, который должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам общества до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике отсутствие в уставе или внутреннем документе указанного порядка может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании.

 

Обратите внимание!

Если решение о проведении собрания принято на основании требования, орган, в компетенции которого согласно уставу ООО находится вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания, не вправе изменять форму собрания, предложенную лицами или органами, требующими его проведения (абз. 6 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

 

5. Формулировка повестки дня общего собрания участников.

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения Общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона об ООО если решение о проведении внеочередного общего собрания принято на основании требования, орган, в компетенции которого согласно уставу ООО находится вопрос подготовки, созыва и проведения общего собрания, не вправе вносить изменения в формулировки вопросов, предложенных для включения в повестку дня. Однако он вправе не включать в повестку дня вопросы, которые не относятся к компетенции общего собрания или не соответствуют требованиям федеральных законов, а также вправе по собственной инициативе включать дополнительные вопросы.

При подготовке повестки дня общего собрания рекомендуется указывать, кем был предложен соответствующий вопрос (п. 8 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

6. Порядок направления участникам сообщения о проведении внеочередного общего собрания участников.

Порядок уведомления о проведении общего собрания должен обеспечивать участникам возможность надлежащим образом подготовиться к нему (п. 1.1.2 гл. I Кодекса корпоративного управления).

Согласно требованиям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью уведомление о созыве общего собрания осуществляется (п. 1 ст. 36 Закона об ООО):

а) в порядке, установленном уставом общества;

б) если уставом общества порядок уведомления не определен - уведомление о созыве общего собрания направляется заказным письмом по адресам, указанным в списке участников общества.

Нарушение порядка извещения участника о проведении общего собрания может быть признано существенным нарушением, влекущим признание недействительным решения такого собрания.

См. подтверждающую судебную практику >>>

Кроме того, могут быть предусмотрены следующие дополнительные способы уведомления участников:

- по электронной почте;

- в печатном издании.

Если устав не конкретизирует СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников ООО, а целевая аудитория СМИ, в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом.

7. Информация (материалы), подлежащая представлению участникам ООО, и порядок ее предоставления.

Подробнее

К такой информации (материалам) относятся:

- проект передаточного акта и его расшифровка;

- проекты решений по вопросам повестки дня;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме того, целесообразно предоставить участникам общества сведения о позиции совета директоров (наблюдательного совета) относительно повестки дня общего собрания, а также об особых мнениях членов совета директоров (наблюдательного совета) по каждому вопросу повестки дня (пп. 2 п. 10 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Информация и материалы должны быть предоставлены всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа ООО в течение 30 дней до проведения общего собрания. По требованию участника общество обязано предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 36 Закона об ООО).

Рекомендуется не отказывать участнику в ознакомлении с материалами, если, несмотря на опечатки и иные несущественные недостатки, требование участника в целом позволяет определить его волю и подтвердить его право на ознакомление с указанными материалами. При наличии существенных недостатков целесообразно незамедлительно сообщить о них участнику, чтобы он мог своевременно устранить эти недостатки (п. 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Если порядок и способы получения информации не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Кроме того, рекомендуется размещать материалы на сайте общества в сети Интернет (п. 6 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Согласно судебной практике непредоставление участнику информации и материалов, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

8. Форма и текст бюллетеня (в случае голосования бюллетенями).

9. Почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, и дата окончания их приема в случае проведения собрания в форме заочного голосования (опросным путем).

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 3. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ООО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Подготовка проекта передаточного акта при реорганизации ООО в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. 54 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- ст. 59 ГК РФ;

- п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания).

 

Содержание и приложения передаточного акта

Согласно п. 3 ст. 58 ГК РФ передаточный акт является документом, в соответствии с которым к вновь возникшим в результате разделения обществам переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого общества.

Требования к содержанию передаточного акта предусмотрены в ст. 59 ГК РФ: он должен включать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

В соответствии с п. 4 Методических указаний передаточный акт по решению (договору) учредителей может включать приложения.

1. Бухгалтерская отчетность.

Подробнее

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". По этой отчетности определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого общества, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке.

 

2. Акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества.

Подробнее

В соответствии с законодательством РФ инвентаризация должна быть проведена перед составлением передаточного акта. Ее результаты будут подтверждать достоверность этих документов (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств).

 

3. Первичные учетные документы по материальным ценностям (акты (накладные) приемки-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации общества.

4. Расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей.

Подробнее

Данные документы должны содержать информацию о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

 

Вернуться к таблице >>>

 

Подготовка проектов уставов ООО, создаваемых при реорганизации в форме разделения

 

О требованиях к уставу общества с ограниченной ответственностью см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок создания общества с ограниченной ответственностью >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

Содержание уведомления о созыве собрания

1. Дата, время и место собрания.

Подробнее

Порядок проведения общего собрания участников в части, не урегулированной Законом об ООО, уставом общества и его внутренними документами, может быть установлен решением общего собрания (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).

Такой порядок целесообразно регламентировать, например, положением об общем собрании, утверждаемым общим собранием (п. 1 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

При определении даты собрания необходимо учитывать следующие сроки:

- в течение пяти дней с даты получения требования исполнительный орган (совет директоров (наблюдательный совет)) должен рассмотреть его и принять решение о проведении или об отказе в проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, абз. 2 п. 2 ст. 35 Закона об ООО);

- не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания совет директоров (наблюдательный совет) должен уведомить каждого участника общества о проведении собрания (пп. 10 п. 2.1 ст. 32, п. п. 1, 4 ст. 36 Закона об ООО);

- если принято решение о проведении собрания, оно должно быть проведено не позднее чем через 45 дней со дня получения требования (п. 3 ст. 35 Закона об ООО).

Общее собрание рекомендуется проводить в месте нахождения общества, если иное место не предусмотрено уставом или внутренним документом. В уведомлении целесообразно указать точный адрес места проведения собрания.

Подробнее по вопросу см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

В уведомлении должен быть точно определен адрес проведения собрания с указанием номера офиса, помещения, в котором оно состоится (см. Определение ВАС РФ от 26 ноября 2010 г. N ВАС-13456/10).

Судебная практика по вопросу недействительности положений устава или внутренних документов ООО, содержащих требования к времени, в течение которого проводится общее собрание участников, не обнаружена.

 

2. Форма собрания (совместное присутствие или заочное голосование (опросным путем)).

Подробнее

Устав должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества (абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО). В связи с этим возможность проведения внеочередного собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена в уставе общества.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 38 Закона об ООО во внутреннем документе общества должен содержаться порядок проведения заочного голосования. Этот порядок должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников до начала голосования с необходимой информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике отсутствие в уставе или внутреннем документе указанного порядка может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на таком собрании.

 

3. Предлагаемая повестка дня.

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения Общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

 

4. Информация (материалы), подлежащая предоставлению участникам ООО.

Подробнее

К такой информации (материалам) относятся:

- проект передаточного акта и его расшифровка;

- проекты решений по вопросам повестки дня;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме того, целесообразно предоставить участникам общества сведения о позиции совета директоров (наблюдательного совета) относительно повестки дня общего собрания, а также об особых мнениях членов совета директоров (наблюдательного совета) по каждому вопросу повестки дня (пп. 2 п. 10 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Информация и материалы должны быть предоставлены всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа ООО в течение 30 дней до проведения общего собрания. По требованию участника общество обязано предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затраты на их изготовление (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 36 Закона об ООО).

Рекомендуется не отказывать участнику в ознакомлении с материалами, если, несмотря на опечатки и иные несущественные недостатки, требование участника в целом позволяет определить его волю и подтвердить его право на ознакомление с указанными материалами. При наличии существенных недостатков целесообразно незамедлительно сообщить о них участнику, чтобы он мог своевременно устранить эти недостатки (п. 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Если порядок и способы получения информации не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Кроме того, рекомендуется размещать материалы на сайте общества в сети Интернет (п. 6 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Согласно судебной практике непредоставление участнику информации и материалов, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

Порядок регистрации

Аналогичен порядку проведения регистрации участников, прибывших на внеочередное или очередное общее собрание участников ООО.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок проведения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. Этап 5, п. 5.1 >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

Открытие общего собрания участников по вопросу реорганизации в форме разделения, выборы председательствующего и организация ведения протокола

 

Порядок проведения собрания

Аналогичен порядку проведения внеочередного общего собрания в форме заочного голосования (опросным путем).

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок проведения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. Этап 5, пп. 5.5 >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

Содержание уведомления

Подробнее

Уведомление о начале процедуры реорганизации должно быть направлено по форме N Р12003, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

Общие требования к оформлению документов, подаваемых в регистрирующий орган, установлены разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

К оформлению документов предъявляются, в частности, следующие требования:

- форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо от руки;

- не допускается наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок);

- незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

- после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация страниц в поле "Стр.", расположенном в верхней части листа формы заявления. Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы - 001, для, например, шестнадцатой - 016;

- при распечатывании формы заявления для заполнения от руки или уже заполненной с использованием программного обеспечения отражение информации об утверждении формы (в верхнем правом углу первого листа формы заявления) не требуется;

- цвет шрифта заявления, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатывании на принтере должен быть черного цвета;

- при распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие обрамления для заполненных и незаполненных знакомест. Изменение расположения полей и размеров знако-мест не допускается;

- форма заявления может заполняться с использованием программного обеспечения, которое предусматривает вывод на страницах заявления двумерного штрихкода при распечатывании;

- не допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством.

По вопросу заполнения текстовых полей заявления см. п. п. 1.1 - 1.9 разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Требования к оформлению уведомления о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 установлены разд. IV Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

 

Следует отметить, что согласно абз. 1 п. 38 Административного регламента заявитель при составлении заявления указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).

 

ЭТАП 9. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ КАЖДОГО ОБЩЕСТВА, СОЗДАВАЕМОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Содержание решения о проведении общего собрания участников каждого общества, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения

1. Дата, место и время проведения собрания.

2. Повестка дня общего собрания участников ООО.

Подробнее

Вопрос 1. Об утверждении устава создаваемого в результате реорганизации в форме разделения ООО.

Вопрос 2. Об избрании единоличного исполнительного органа общества, создаваемого в результате разделения.

Вопрос 3. Об образовании совета директоров (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества).

Вопрос 4. Об образовании коллегиального исполнительного органа (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества).

Вопрос 5. Об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора общества (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества или является обязательным согласно Закону об ООО).

Вопрос 6. Об избрании аудитора общества (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества или является обязательным согласно Закону об ООО).

 

3. Порядок уведомления участников о созываемом собрании.

4. Информация (перечень материалов), предоставляемая участникам общества при подготовке к собранию, и порядок ее предоставления.

5. Форма и текст бюллетеня для голосования (если голосование осуществляется бюллетенями).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Содержание уведомления о созыве внеочередного общего собрания участников

1. Дата, место и время проведения собрания.

2. Повестка дня внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

Вопрос 1. Об утверждении устава общества, создаваемого в результате разделения.

Вопрос 2. Об избрании единоличного исполнительного органа общества, создаваемого в результате разделения.

Вопрос 3. Об образовании совета директоров (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества).

Вопрос 4. Об образовании коллегиального исполнительного органа (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества).

Вопрос 5. Об образовании ревизионной комиссии или избрании ревизора общества (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества или является обязательным согласно Закону об ООО).

Вопрос 6. Об избрании аудитора общества (если данный орган предусмотрен уставом создаваемого общества или является обязательным согласно Закону об ООО).

 

3. Порядок уведомления участников о созываемом общем собрании.

4. Информация (перечень материалов), предоставляемая участникам общества при подготовке к собранию, и порядок ее предоставления.

5. Форма и текст бюллетеня для голосования (если голосование осуществляется бюллетенями).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Открытие общего собрания участников каждого общества, создаваемого в результате реорганизации в форме разделения, выборы председательствующего и организация ведения протокола

 

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не содержит положений о порядке открытия общего собрания участников общества, создаваемого в результате разделения, выбора председательствующего и организации ведения протокола. Порядок совершения данных действий следует установить в решении общего собрания о разделении. Он должен быть подобен порядку открытия общего собрания участников, выборов председательствующего и организации ведения протокола >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ УЧАСТНИКОВ ООО ПО ВОПРОСУ РЕОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 12, 32, 33, 35 - 38, 51, 54 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- п. п. 1, 1.1.1, 1.1.2, 6, 8, 10, 11, абз. 2 п. 21 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Примечание. Согласно абз. 6 п. 4 введения к Кодексу корпоративного управления положения данного документа могут применять, в частности, общества с ограниченной ответственностью. При изложении соответствующих норм в настоящем Путеводителе информация приводится с учетом специфики ООО.

 

Согласно п. 1 ст. 51 Закона об ООО общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Решение о реорганизации общества вправе принять только общее собрание (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Следовательно, для проведения реорганизации необходимо подготовить, созвать и провести общее собрание участников ООО.

На практике вопрос о реорганизации ООО, как правило, рассматривается на внеочередном общем собрании участников общества. Это связано с необходимостью рассмотрения и принятия решений по значительному количеству вопросов, связанных с реорганизацией.

В случае если вопрос о реорганизации ООО рассматривается на очередном общем собрании участников, порядок принятия решения о проведении собрания аналогичен порядку принятия решения о проведении очередного собрания с учетом указанных ниже особенностей, касающихся содержания решения о проведении собрания.

Принятие решения о проведении очередного общего собрания участников ООО >>>

 

Органы, уполномоченные на подготовку, созыв и проведение общего собрания участников ООО

1. Исполнительный орган (абз. 1 п. 2 ст. 35 Закона об ООО).

Подробнее

Законом об ООО не определено, к компетенции какого исполнительного органа - единоличного или коллегиального - относятся полномочия по подготовке, созыву и проведению общего собрания участников. Поэтому в случае образования в ООО, одновременно с единоличным, также коллегиального исполнительного органа данный вопрос необходимо предусмотреть в уставе ООО.

 

2. Совет директоров (наблюдательный совет) (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Подробнее

Совет директоров (наблюдательный совет) общества рассматривает требование о проведении внеочередного общего собрания участников ООО, если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников, уставом отнесено к его компетенции (пп. 10 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

 

Содержание решения о проведении общего собрания участников ООО

Закон об обществах с ограниченной ответственностью не содержит положений, устанавливающих обязанность принимать решение о проведении общего собрания, а также не регламентирует его содержание. Вместе с тем на практике органу, созывающему внеочередное общее собрание, рекомендуется принимать данное решение.

В данном решении рекомендуется указывать:

1. Наименование органа, принявшего решение о проведении общего собрания участников ООО.

2. Дату, место и время проведения собрания. Если собрание проводится в форме заочного голосования, указывается только дата.

3. Форму внеочередного общего собрания участников (совместное присутствие или заочное голосование (опросным путем)).

 

Обратите внимание!

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 12 Закона об ООО устав общества должен содержать в том числе сведения о порядке принятия решений органами общества. В связи с этим возможность проведения внеочередного общего собрания участников ООО в форме заочного голосования должна быть предусмотрена уставом общества.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 38 Закона об ООО внутренним документом общества должен регулироваться порядок проведения заочного голосования. Этот порядок должен предусматривать обязательность сообщения всем участникам общества предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех участников общества до начала голосования с необходимой информацией и материалами, возможность внесения предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем участникам общества до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

Согласно судебной практике отсутствие в уставе или внутреннем документе указанного порядка может являться основанием для признания недействительными решений, принятых на собрании, проведенном в такой форме.

 

4. Повестку дня внеочередного общего собрания участников ООО.

Подробнее

Вопрос 1. О реорганизации общества путем разделения общества с ограниченной ответственностью "____________" (указать наименование общества, подлежащего разделению).

Вопрос 2. О порядке и об условиях разделения общества.

Вопрос 3. О создании новых обществ.

Вопрос 4. Об утверждении передаточного акта.

При подготовке повестки дня рекомендуется указывать, кем был предложен соответствующий вопрос (п. 8 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

5. Порядок уведомления участников о созываемом внеочередном общем собрании участников ООО.

Порядок уведомления о проведении общего собрания должен обеспечивать участникам возможность надлежащим образом подготовиться к нему (п. 1.1.2 гл. I Кодекса корпоративного управления).

Согласно требованиям законодательства об обществах с ограниченной ответственностью уведомление о созыве общего собрания осуществляется (п. 1 ст. 36 Закона об ООО):

а) в порядке, установленном уставом общества;

б) если уставом общества порядок уведомления не определен - уведомление о созыве общего собрания направляется заказным письмом по адресам, указанным в списке участников общества.

Нарушение порядка извещения участника о проведении общего собрания может быть признано существенным нарушением, влекущим признание недействительным решения такого собрания.

См. подтверждающую судебную практику >>>

Кроме того, могут быть предусмотрены следующие дополнительные способы уведомления участников:

- по электронной почте;

- в печатном издании.

Если устав не конкретизирует СМИ, в котором может быть размещено сообщение о проведении общего собрания участников ООО, а целевая аудитория СМИ, в котором размещено сообщение, не обеспечивает реального уведомления участников, последние не считаются уведомленными о проведении собрания надлежащим образом.

6. Почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, и дату окончания их приема (в случае проведения внеочередного общего собрания в форме заочного голосования).

7. Информацию (перечень материалов), предоставляемую участникам общества при подготовке к проведению общего собрания, и порядок ее предоставления.

Подробнее

К перечню материалов относятся:

- проект передаточного акта и его расшифровка;

- проекты решений по вопросам повестки дня;

- иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Кроме того, целесообразно предоставить участникам общества сведения о позиции совета директоров (наблюдательного совета) относительно повестки дня общего собрания, а также об особых мнениях членов совета директоров (наблюдательного совета) по каждому вопросу повестки дня (пп. 2 п. 10 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Информация и материалы должны быть предоставлены всем участникам для ознакомления в помещении исполнительного органа ООО в течение 30 дней до проведения общего собрания. По требованию участника общество обязано предоставить копии указанных документов. Плата, взимаемая за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 36 Закона об ООО).

Рекомендуется не отказывать участнику в ознакомлении с материалами, если, несмотря на опечатки и иные несущественные недостатки, требование участника в целом позволяет определить его волю и подтвердить его право на ознакомление с указанными материалами. При наличии существенных недостатков целесообразно незамедлительно сообщить о них участнику, чтобы он мог своевременно устранить эти недостатки (п. 11 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Если порядок и способы получения информации не определены уставом, она должна быть направлена вместе с уведомлением о созыве общего собрания (абз. 2 п. 3 ст. 36 Закона об ООО).

Кроме того, рекомендуется размещать материалы на сайте общества в сети Интернет (п. 6 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Согласно судебной практике непредоставление участнику информации и материалов, необходимых для подготовки к общему собранию, признается существенным нарушением. Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью >>>

 

8. Форму и текст бюллетеня для голосования (если голосование осуществляется бюллетенями).

 

Вернуться к таблице >>>

 

1.2. Направление требования о проведении внеочередного общего собрания участников ООО по вопросу реорганизации в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 12, 32, 33, 35 - 38, 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО);

- ст. 55 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. п. 1, 1.1.1, абз. 2 п. 21 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления).

Примечание. Согласно абз. 6 п. 4 введения к Кодексу корпоративного управления положения данного документа могут применять, в частности, общества с ограниченной ответственностью. При изложении соответствующих норм в настоящем Путеводителе информация приводится с учетом специфики ООО.

 

Согласно п. 1 ст. 51 Закона об ООО общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном Законом. Решение о реорганизации общества вправе принять только общее собрание (п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Следовательно, для проведения реорганизации необходимо подготовить, созвать и провести общее собрание участников ООО.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.