Студент должен
иметь представление:
- о географическом распространении краснозёмов, желтозёмов и почв горных областей;
знать:
- особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности;
- характеристику почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.
Почвы влажных субтропиков, их распространение, образование,
строение, агрохимическая характеристика.
Лесорастительные свойства, использование и улучшение
краснозёмов и желтозёмов.
Распространение почв горных областей.
Вертикальная почвенная зональность.
Формирование бурых лесных и горно-луговых почв, их строение и
свойства.
Лесохозяйственное использование почв горных областей.
Литература
Основная: (2), с. 213- 223; (3), с. 252-263; (4), с. 138-142; (5), с. 158-163.
Дополнительная: (7), с. 194-195.
Методические указания
Почвы влажных субтропиков и горных областей имеют небольшое распространение. Однако лесоводы должны знать особенности их образования, строения, характеристику данных почв и правильно их использовать.
Лесорастительные свойства почв влажных субтропиков, горных областей (красноземов и желтоземов, горных бурых лесных) вполне удовлетворительные, но нужно иметь в виду, что при неправильном использовании этих почв они подвергаются водной эрозии.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы особенности почвообразования в зоне влажных субтропиков?
2. В чем отличие красноземов и желтоземов?
3. Как используются почвы влажных субтропиков?
4. Каковы особенности образования почв в горах?
5. В чем различие между горными бурыми лесными почвами и горно-луговыми?
Тема 3.8. Почвы речных пойм
Студент должен
иметь представление:
- о распространении пойменных почв, строении поймы;
знать:
- особенности почвообразования в поймах рек;
- основные типы пойменных почв, их характеристику, использование и мероприятия по улучшению.
Распространение пойменных почв.
Понятие о речной долине и пойме. Строение поймы.
Особенности почвообразования в поймах рек.
Пойменный и аллювиальный процессы почвообразования.
Характеристика почв речных пойм, их классификация.
Использование почв речных пойм и мероприятия по повышению
их плодородия.
Литература
Основная: (2), с. 223-229; (3), с. 266- 271; (4), 142-145; (5), с. 163-167.
Дополнительная: (7), с. 199-204.
Методические указания
При изучении данной темы следует разобраться, что такое пойма, из каких частей она состоит и чем они отличаются друг от друга. Нужно обратить внимание на то, что почвы речных пойм образуются под влиянием двух процессов: аллювиального и пойменного. Первый состоит в приносе и переотложении частиц и влияет на механический и химический состав почвообразующей породы и почв. Второй выражается в периодическом затоплении поймы вешними водами и оказывает сильное влияние на видовой состав растительности и микробиологическую деятельность. В различных частях поймы эти два процесса проявляются по-разному, т. к. затопляемость их не одинакова, поэтому следует уяснить роль данных процессов в образовании аллювиальных дерновых, аллювиальных дерново-глеевых и аллювиальных болотных почв, также их характеристику. Специалистам лесного и лесопаркового хозяйства важно знать, как используются почвы речных пойм в лесном хозяйстве.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое речная пойма? Какие части поймы Вы знаете?
2. Каковы характерные особенности каждой из частей речной поймы?
3. Каковы особенности образования почв в поймах рек?
4. Какие типы почв преобладают в поймах?
5. Как используются почвы речных пойм в лесном и сельском хозяйствах?
Тема 3.9 Методика исследования почв, составление почвенных карт
И картограмм
Студент должен
знать:
- задачи исследования почв;
- методику полевого исследования почв;
- виды и назначение почвенных разрезов, расположение, технику их заложения и описания;
- особенности почвенного обследования лесных питомников;
- виды почвенных карт;
- методику составления почвенных карт и картограмм;
Уметь:
- читать и составлять почвенные карты и агрохимические картограммы;
- назначать мероприятия по повышению плодородия почв.
Задачи исследования почв.
Подготовка к почвенным исследованиям.
Методика полевого исследования почв.
Рекогносцировочное и детальное почвенное обследование.
Виды и назначение почвенных разрезов.
Расположение, техника их заложения и описание почвенного разреза.
Особенности почвенного обследования лесных питомников.
Камеральная и лабораторная обработка материалов
полевых почвенных исследований.
Составление почвенных карт и картограмм.
Назначение комплекса мероприятий по повышению плодородия почв.
Практическое занятие
Чтение почвенной карты страны, района, области, лесничества.
Составление фрагмента крупномасштабной почвенной карты.
Чтение и составление агрохимических картограмм.
Литература
Основная: (2), с. 229-235; (3), с. 282-290,(4), с. 146-149; (5), с. 167-173.
Дополнительная: (7), с. 204-212.
Методические указания
При изучении данной темы необходимо иметь в виду то, что этот материал имеет большое практическое значение и должен быть закреплен на практике в лесу, на вырубке, в питомнике и т.д.
Полевое исследование почв проводят с целью изучения почвенного покрова исследуемой территории. Результаты полевых исследований используются при планировании лесохозяйственных и лесокультурных работ, разработке мер по повышению продуктивности лесов.
Изучите порядок проведения полевых и камеральных работ, составления почвенных карт и агрохимических картограмм.
Для знакомства с почвенными картами следует использовать почвенные карты субъектов федерации из Интернета, почвенную карту ближайшего лесничества.
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью проводятся полевые исследования почв?
2. Для чего закладываются полные разрезы, полуразрезы и прикопки?
3. Как правильно выбрать место под разрез?
4. Какие работы выполняются в камеральный период?
5. Почвенные карты, какого масштаба составляются при проведении полевых исследований?
6.Что такое картограмма? Как она составляется?
Дата: 2019-12-10, просмотров: 341.