Тема 3.7. Почвы влажных субтропиков и горных областей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Студент должен

иметь представление:

- о географическом распространении краснозёмов, желтозёмов и почв горных областей;

знать:

- особенности почвообразования в условиях вертикальной зональности;

- характеристику почв влажных субтропиков и горных областей, их использование и мероприятия по улучшению.

 

Почвы влажных субтропиков, их распространение, образование,

строение, агрохимическая характеристика.

Лесорастительные свойства, использование и улучшение

краснозёмов и желтозёмов.

Распространение почв горных областей.

Вертикальная почвенная зональность.

Формирование бурых лесных и горно-луговых почв, их строение и

свойства.

Лесохозяйственное использование почв горных областей.

 

Литература

Основная: (2), с. 213- 223; (3), с. 252-263; (4), с. 138-142; (5), с. 158-163.

Дополнительная: (7), с. 194-195.

Методические указания

Почвы влажных субтропиков и горных областей имеют небольшое распространение. Однако лесоводы должны знать особенности их образования, строения, характеристику данных почв и правильно их использовать.

Лесорастительные свойства почв влажных субтропиков, горных областей (красноземов и желтоземов, горных бурых лесных) вполне удовлетворительные, но нужно иметь в виду, что при неправильном использовании этих почв они подвергаются водной эрозии.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности почвообразования в зоне влажных субтропиков?

2. В чем отличие красноземов и желтоземов?

3. Как используются почвы влажных субтропиков?

4. Каковы особенности образования почв в горах?

5. В чем различие между горными бурыми лесными почвами и горно-луговыми?

Тема 3.8. Почвы речных пойм

 

Студент должен

иметь представление:

- о распространении пойменных почв, строении поймы;

знать:

- особенности почвообразования в поймах рек;

- основные типы пойменных почв, их характеристику, использование и мероприятия по улучшению.

 

Распространение пойменных почв.

Понятие о речной долине и пойме. Строение поймы.

Особенности почвообразования в поймах рек.

Пойменный и аллювиальный процессы почвообразования.

Характеристика почв речных пойм, их классификация.

Использование почв речных пойм и мероприятия по повышению

их плодородия.

 

Литература

Основная: (2), с. 223-229; (3), с. 266- 271; (4), 142-145; (5), с. 163-167.

Дополнительная: (7), с. 199-204.

 

Методические указания

При изучении данной темы следует разобраться, что такое пойма, из каких частей она состоит и чем они отличаются друг от друга. Нужно обратить внимание на то, что почвы речных пойм образуются под влиянием двух процес­сов: аллювиального и пойменного. Первый состоит в приносе и переотложении частиц и влияет на механический и химический состав почвообразующей породы и почв. Второй выражается в периодическом затоплении поймы вешними водами и оказывает сильное влияние на видовой состав растительности и микробиологическую деятельность. В различных частях поймы эти два процесса проявляются по-разному, т. к. затопляемость их не одинакова, поэтому следует уяснить роль данных процессов в образовании аллювиальных дерновых, аллю­виальных дерново-глеевых и аллювиальных болотных почв, также их характеристику. Специалистам лесного и лесопаркового хозяйства важно знать, как используются почвы речных пойм в лесном хозяйстве.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое речная пойма? Какие части поймы Вы знаете?

2. Каковы характерные особенности каждой из частей речной поймы?

3. Каковы особенности образования почв в поймах рек?

4. Какие типы почв преобладают в поймах?

5. Как используются почвы речных пойм в лесном и сельском хозяйствах?

 

Тема 3.9 Методика исследования почв, составление почвенных карт

И картограмм

 

 

Студент должен

знать:

- задачи исследования почв;

- методику полевого исследования почв;

- виды и назначение почвенных разрезов, расположение, технику их заложения и описания;

- особенности почвенного обследования лесных питомников;

- виды почвенных карт;

- методику составления почвенных карт и картограмм;

Уметь:

- читать и составлять почвенные карты и агрохимические картограммы;

- назначать мероприятия по повышению плодородия почв.

 

Задачи исследования почв.

Подготовка к почвенным исследованиям.

Методика полевого исследования почв.

Рекогносцировочное и детальное почвенное обследование.

Виды и назначение почвенных разрезов.

Расположение, техника их заложения и описание почвенного разреза.

Особенности почвенного обследования лесных питомников.

Камеральная и лабораторная обработка материалов

полевых почвенных исследований.

Составление почвенных карт и картограмм.

Назначение комплекса мероприятий по повышению плодородия почв.

Практическое занятие

Чтение почвенной карты страны, района, области, лесничества.

Составление фрагмента крупномасштабной почвенной карты.

Чтение и составление агрохимических картограмм.

 

Литература

Основная: (2), с. 229-235; (3), с. 282-290,(4), с. 146-149; (5), с. 167-173.

Дополнительная: (7), с. 204-212.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо иметь в виду то, что этот материал имеет большое практическое значение и должен быть закреплен на практике в лесу, на вырубке, в питомнике и т.д.

Полевое исследование почв проводят с целью изучения почвенного покрова исследуемой территории. Результаты полевых исследований используются при планировании лесохозяйственных и лесокультурных работ, разработке мер по повышению продуктивности лесов.

Изучите порядок проведения полевых и камеральных работ, составления почвенных карт и агрохимических картограмм.

Для знакомства с почвенными картами следует использовать почвенные карты субъектов федерации из Интернета, почвенную карту ближайшего лесничества.

Вопросы для самоконтроля

1. С какой целью проводятся полевые исследования почв?

2. Для чего закладываются полные разрезы, полуразрезы и прикопки?

3. Как правильно выбрать место под разрез?

4. Какие работы выполняются в камеральный период?

5. Почвенные карты, какого масштаба составляются при проведении полевых исследований?

6.Что такое картограмма? Как она составляется?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.