Тема 1.1 Происхождение Земли и строение земного шара
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Студент должен

иметь представление:

- о геологии и её взаимосвязи с почвоведением;

- о происхождении и строении Земли;

знать:

- процессы образования земной коры и её химический состав.

 

Понятие о геологии.

Связь геологии с почвоведением.

Происхождение Земли.

Строение земного шара.

Образование и химический состав земной коры.

Литература

Основная: (2), с.11-57; (3), с.11-29; (4), с. 9-13; (5), с.7-13.

Дополнительная: (7), с. 10-18.

Методические указания

Изучая данную тему, важно понять, что выветривание – это механическое и химическое разрушение горных пород, а также слагающих их минералов под влиянием условий окружающей среды. Процессы выветривания протекают под воздействием различных факторов, которые действуют одновременно и ком­плексно. Суммарный результат их влияния не идентичен сумме воздействий каждого из факторов в отдельности. В зависимости от условий, участвующих в этом процессе, выделяют три вида выветривания: физическое, химическое и биологическое. Важно понять, что в результате процессов выветривания формируется минеральная часть, но минеральный рухляк, хотя и приобретает новые свойства, еще не является почвой. Основой для ее образования являются молодые осадочные породы, которые образовались в результате геологической деятельности воды, ветра, ледников. Важно уяснить влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, которые на них формируются, а также их воздействие на состав и продуктивность лесов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает геология?

2. Какова роль отечественных ученых в развитии современных представлений о происхождении Земли и Солнечной системы?

3. Каково строение земного шара, состав и физическое состояние геосфер?

4. Какие эндогенные и экзогенные процессы воздействуют на образование земной коры?

5. Каков химический состав земной коры?

Тема 1.2. Главнейшие минералы и горные породы

 

Студент должен

знать:

- основные породообразующие минералы и горные породы, их состав, свойства и значение в почвообразовании;

уметь:

- определять физические свойства наиболее распространённых минералов и горных пород;

- распознавать главнейшие минералы и горные породы по физическим свойствам и внешним признакам.

 

Понятие о минерале.

Химический состав и физические свойства минералов.

Основные породообразующие минералы. Их характеристика.

Значение минералов в почвообразовании, их влияние на лесорастительные свойства почв.

Понятие о горной породе, происхождение горных пород (магматические, осадочные, метаморфические) и значение в почвообразовании.

 

Практическая работа

Определение наиболее распространенных минералов и горных пород по физическим свойствам и внешним признакам.

 

Литература

Основная: (2), с. 14-24; (3),14-24; (4),с. 14-26; (5), с. 14-19

Дополнительная: (7), с. 18-27.

Методические указания

Земная кора сложена из различных горных пород. В свою очередь, каждая из них состоит из минералов. Поэтому при изучении данной темы нужно обратить внимание на основные породообразующие минералы: кварц, полевые шпаты, роговые обманки, слюды, кальцит, каолинит, лимонит и др.; минералы, содержащие элементы питания растений или использующиеся в качестве удобрений или сырья для их производства: сильвинит, карналлит, апатит, фосфорит, доломит и другие.

Изучите физические свойства минералов: цвет, цвет черты, блеск, прозрачность, твердость, плотность, спайность и излом, так как с их помощью можно отличить один минерал от другого в полевых условиях.

Необходимо уяснить из каких химических элементов они состоят и как изменяются при выветривании.

Следует обратить особое внимание на значение минералов в почвообразовании и влияние их на лесорастительные свойства почв.

При изучении горных пород следует уяснить различия между магматическими и осадочными породами, которые имеют отношение к происхождению почвообразующих пород (гранит, габбро, известняки, кварциты, песчаники и т. д.).

Вопросы для самоконтроля

1.Что называется минералом? На какие классы подразделяются минералы?

2. Какие минералы являются породообразующими и почему?

3. Какие минералы используются в качестве сырья для производства минеральных удобрений?

4. По каким внешним признакам можно определить минералы в полевых условиях?

5. Что такое горная порода? Чем они отличаются от минералов?

6. Где и как образуются магматические горные породы?

7. Как классифицируют осадочные горные породы?

8. Как образуются метаморфические горные породы?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.