Тема 1.3 Выветривание горных пород и минералов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Почвообразующие породы

 

Студент должен

иметь представление:

- о процессах выветривания и формирования почвообразующих пород;

знать:

- продукты выветривания, их состав и свойства;

- основные почвообразующие породы, их характеристику и распространение;

- влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв.

 

Общие сведения о процессе выветривания.

Виды выветривания: физическое, химическое и биологическое.

Формирование почвообразующих пород, их характеристика.

Влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, рост и продуктивность лесных насаждений.

Литература

Основная: (2), с. 24-57; (3), с. 24-29; (4), с.26-32; (5), с.20-42.

Дополнительная: (7), с. 27-54.

 

Методические указания

 

Изучая данную тему, важно понять, что выветривание – это механическое и химическое разрушение горных пород, а также слагающих их минералов под влиянием условий окружающей среды. Процессы выветривания протекают под воздействием различных факторов, которые действуют одновременно и комплексно. Не следует смешивать выветривание с деятельностью ветра. В зависимости от условий, участвующих в этом процессе, выделяют три вида выветривания: физическое, химическое и биологическое. Важно понять, что в результате процессов выветривания формируется минеральная часть, но минеральный рухляк, хотя и приобретает новые свойства, еще не является почвой. При рассмотрении геологической деятельности ветра обратите внимание на то, что ветер разрушает скалы, камни, изменяя их форму, переносит, сортирует и откладывает обломочный материал, образуя отложения лесса и эоловые отложения, отличающиеся свойствами. Изучая геологическую деятельность текучих вод следует обратить внимание на перенос продуктов выветривания различными водотоками, которые с разной скоростью стекают по неровной поверхности земной коры. Воды ручьев и рек не только перемещают взмученные в воде частицы, смытые с поверхности, но ведут большую разрушительную работу по углублению своих русел. Они сортируют частицы соответственно крупности и образуют отложения разного состава и свойств. В прошлые геологические эпохи большую работу на поверхности Земли производили ледники. Скопления льда, сползая с возвышенностей, разрушали скалы, передвигали обломки горных пород и создали отложения разного состава с включениями крупных обломков горных пород. При таянии ледника временные водотоки создавали наносы из более мелких частиц. При изучении этой темы необходимо уяснить то, что продукты выветривания в виде обломков горных пород и минералов разного размера и химического состава, накапливаясь в определенных местах на поверхности Земли, образуют почвообразующие (материнские) породы.

Важно уяснить влияние почвообразующих пород на состав и свойства почв, которые на них формируются, а также их воздействие на состав и продуктивность лесов.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под выветриванием горных пород?

2. Какие факторы вызывают физическое выветривание?

3. Как происходит образование вторичных минералов?

4. Какова роль биологического выветривания?

5. Какие породы называются материнскими или почвообразующими?

6. Чем отличаются ледниковые отложения от отложений ледниковых вод?

7. Какие материнские породы образовались под влиянием текучих вод?

8. Как образуются лессы и где они распространены?

9. Почему на лессах и лессовидных суглинках образуются самые плодородные почвы?

РАЗДЕЛ 2. ОБРАЗОВАНИЕ, СОСТАВ И СВОЙСТВА ПОЧВ

Тема 2.1. Почвообразовательный процесс

Студент должен

Иметь представление:

- о сущности почвообразовательного процесса;

знать:

- факторы почвообразования.

 

Сущность почвообразовательного процесса.

Факторы почвообразования.

Значение природных и антропогенных факторов в образовании и дальнейшем развитии почв.

Литература

Основная: (2), с.59-68; (3), с.49-57; (4), с. 33-40; (5), с. 43-48.

Дополнительная: (7), с. 55-61.

Методические указания

 

При изучении этой темы необходимо, прежде всего, уяснить взаимосвязь между процессами выветривания и почвообразования и в то же время качественные различия между ними. Необходимо знать сущность почвообразовательного процесса, в основе которого лежит биохимическое превращение верхних слоев земной коры, т.е. процесс превращения материнской породы в почву. Для этого нужны определенные условия (факторы) почвообразования. При этом следует четко представлять значение их в процессе почвообразования.

Образование почв – сложный процесс, основой которого является биологический круговорот веществ, поэтому важно знать суть его и значение в развитии главного свойства почвы – плодородия, формировании почвенного профиля определенного строения.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что лежит в основе почвообразовательного процесса?

2. Какие условия определяют характер почвообразовательного процесса?

3. Какой главный фактор почвообразования Вы знаете?

4. Каково значение почвообразующих пород в процессе формирования почв?

5. В чем заключается влияние климата на процесс почвообразования?

6. Как влияет рельеф на формирование почв?

7. В чем отличие относительного возраста почв от абсолютного?

8. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность на почвообразование?

Дата: 2019-12-10, просмотров: 251.