Тема 3.1 Понятие о почвенных типах и зонах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Студент должен

иметь представление:

- о многообразии почв в природе, закономерностях их географического

распространения;

знать:

- принципы построения генетической классификации почв и систему таксономических единиц, используемых при классификации;

- основные типы почв, встречающиеся на территории России.

 

Многообразие почв в природе и их классификация.

Понятие о почвенных зонах.

Основные типы почв РФ.

Закономерности географического распространения почв.

 

Литература

Основная: (2), с. 145-147; (3), с. 128-131; (4), с. 99-101; (5), с. 104-107.

Дополнительная: (7), с. 132-135.

Методические указания

При изучении данной темы нужно иметь представление о многообразии почв в природе, необходимости их классификации, о закономерностях географического распространения почв и о почвенной зоне.

Важно знать основные принципы генетической классификации почв и основные таксономические единицы. Необходимо уяснить и запомнить основные почвенные зоны, встречающиеся на территории России, и их границы. Следует разобраться в сущности законов горизонтальной и вертикальной зональностей почв.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено многообразие почв в природе?

2. Почему классификация почв, разработанная В.В. Докучаевым, названа генетической?

3. Назовите основные таксономические единицы, используемые при классификации почв. Дайте их определение.

4. Что понимают под почвенной зоной?

5. Какие почвенные зоны вы знаете, и какие зональные типы почв им соответствуют?

6. Какова общая закономерность распределения почв в природе?

Тема 3.2 Почвы тундровой и лесной зон

 

Студент должен

знать:

- географическое положение и природные условия тундровой и лесной зон;

- особенности образования тундровых почв, их строение, лесорастительные свойства, использование и улучшение;

- генезис подзолистых, дерновых и болотных почв; роль растительности в почвообразовании лесных почв;

- типы лесных болот;

- строение, свойства, агрохимическую характеристику и классификацию подзолистых, дерновых, дерново-подзолистых, подзолисто-болотных и болотных почв;

- мероприятия по повышению плодородия почв лесной зоны;

уметь:

- определять и описывать почвы лесной зоны по морфологическим признакам;

- распознавать типы и виды лесных почв, определять их полное название;

- разрабатывать комплекс мероприятий по повышению плодородия лесных почв.

 

Географическое положение тундровой зоны.

Природные условия почвообразования в тундре.

Строение, лесорастительные свойства и классификация тундровых почв.

Использование почв тундры и мероприятия по их улучшению.

Географическое положение лесной зоны. Природные условия

почвообразования.

Генезис подзолистых почв. Подзолистый процесс почвообразования.

Роль древесной растительности в подзолообразовании.

Дерновый процесс почвообразования.

Глеевый процесс почвообразования.

Строение, агрохимическая характеристика и классификация подзолистых, дерново-подзолистых и дерновых почв.

Болотный процесс почвообразования. Причины и виды заболачивания. Типы лесных болот.

Строение, агрохимическая характеристика и классификация болотных и подзолисто-болотных почв.

Использование и лесорастительные свойства почв лесной зоны, мероприятия по повышению их плодородия.

 

Практические занятия

Определение и описание почв лесной зоны по монолитам.

Разработка комплекса мероприятий по повышению плодородия лесных почв.

 

Литература

Основная: (2), с. 147-175; (3), с. 132-174; (4), с. 101-113; (5), с. 107-129.

Дополнительная: (7), с. 139-169.

Методические указания

При изучении почв тундровой зоны нужно иметь представление о географическом положении её, природных условиях и особенностях почвообразования. Уяснить значение леса в тундровой зоне. Обратите внимание на использование почв тундры и мероприятия по защите тундровых почв, так как данные почвы, растительность, да и весь ландшафт тундры крайне уязвимы и легко поддаются разрушению человеком.

Изучая почвы лесной зоны, которая занимает самую значительную площадь, следует разобраться в особенностях условий почвообразования, нужно понять сущность подзолистого, дернового и болотного процессов почвообразования, протекающих в данной зоне. Нужно знать строение и агрохимическую характеристику подзолистых, дерновых, дерново-подзолистых и болотно-подзолистых почв и болотных почв, их классификацию. Особое внимание обратить на мероприятия по повышению плодородия почв лесной зоны, их использование и лесорастительные свойства.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы оказывают влияние на образование почв тундры?

2. Какие особенности характерны для почвообразования в тундре?

3. Какие типы почв преобладают в тундровой зоне? Дайте их

характеристику.

4. Как используются почвы тундровой зоны, и какие мероприятия необходимо проводить по защите и охране данных почв?

5. Где расположена лесная зона?

6. На какие подзоны подразделяют лесную зону?

7. Как отличаются условия почвообразования в разных частях лесной зоны?

8. Какие типы почв преобладают в лесной зоне?

9. Под какой растительностью протекает подзолообразовательный процесс? В чем его сущность и как изменяется почва в результате его протекания?

10. В чем сущность дернового процесса почвообразования?

11. Как происходит заболачивание суши и водоемов?

12. Что такое глеевый процесс, где и когда он протекает?

13. Какие типы болот вы знаете?

14. Какими лесорастительными свойствами обладают лесные почвы?

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 290.