Технология разработки экскурсии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. Точно сформулированная цель помогает авторам правильно организовать работу над темой экскурсии.

Цель экскурсии – это то, ради чего избираются различные экскурсионные объекты. Целью экскурсии могут быть как вопросы познания (получение знаний, расширение кругозора), так и вопросы воспитания. У одной экскурсии может быть несколько целей.

Четко сформулированные цели и задачи определяют направленность экскурсии, помогают раскрыть ее тему. Целью экскурсии в г. Аксай является расширение знаний об истории казачества, их обычаях и традициях, а так же воспитание патриотических чувств к родному краю. 

Выбор темы. Тема экскурсии – это то, что положено в ее основу и является стержнем, на котором строится показ и рассказ, составляет предмет рассуждений и разъяснений. Четкое определение темы экскурсии оказывает решающее влияние на ее содержание, повышает эмоциональный уровень.

Экскурсия в города Аксай - Новочеркасск – историческая, охватывает период 18 – 20 вв.

В ходе создания экскурсии ведется составление библиографии по теме экскурсии. Выписываются названия книг, брошюр, статей в журналах и газетах, содержащий нужный по теме материал.

Работа над содержанием экскурсии. Вся работа по созданию экскурсии – это работа над ее содержанием. Она начинается уже в ходе поисков, накопления материала, изучения первоисточников, специальной литературы. Содержание каждой экскурсии строится на основе принципов научной пропаганды: научности, связи теории с жизнью, достоверности.

Приступая к отбору материала, опираясь на обозначенный темой исторический период, определяется, какие события, а, следовательно, и какие объекты станут ее основой. Члены творческой группы используют различные формы отбора материала и определения степени его значимости. Составители данной экскурсии изучали письменные, вещественные, этнографические (орудия труда, утварь), устные (традиции, обычаи, народное творчество), видео- и фотодокументы.

Экскурсия независимо от темы и формы проведения основана, прежде всего, на краеведческом материале. Тематическим стержнем исторических экскурсий являются важные исторические места и события с ними связанные. Поэтому в содержании экскурсии в Аксай включены подтемы, где раскрывается история старой казачьей станицы, ее почтовой станции, подземной таможенной заставы и другие. Тема природы края входят в содержание практически всех загородных экскурсий. Мухина балка – не только экологический заповедник, но и исторический объект (на территории экологического уголка находится таможенная застава).

Специфике экскурсии близки мемуары, которые отличаются сравнительной точностью сообщаемых фактов, содержат подробности жизни выдающихся людей, например, жизнь и подвиг летчика Гулаева Н. Д., земляка жителей Аксая, атамана Платова. 

Подготовка новой экскурсии включает выявление дополнительных документов, находящихся в архивах. Документы Аксайского исторического музея, его архивов очень разнообразны по своему содержанию, объему и форме. Здесь имеются как документы государственной власти, так и хроники, эпистолярные материалы, мемуары. Отбирая материал, необходимо учитывать его увязку со зрительным рядом. То есть надо оставлять только то, что может быть раскрыто зрительно – в объектах.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Зрительную основу экскурсии составляют экскурсионные объекты. Объектами для проведения экскурсии могут быть памятные места, где проходили исторические события. Памятными местами могут быть: улицы и площади населенных пунктов; здания и сооружения (башни, крепости, мосты); памятники, установленные в честь событий, в том числе и мемориальные доски; произведения архитектуры и градостроительства; природные объекты (леса, рощи, парки, реки, озера); экспозиции музеев, музеев – заповедников, картинных галерей, выставок.

В практике подготовки экскурсий разработана особая методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда на маршруте встречаются несколько объектов, сходных по содержанию. Для оценки объектов рекомендуется использовать следующие критерии:

- познавательная ценностьсвязь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известных людей;

- известность объектаего популярность среди населения;

- экзотичность объектаимеется в виду неповторимость, необычность памятника или события. Экзотичность может быть природного характера (каньон реки, карстовые пещеры);

- выразительность объектавнешняя выразительность, его взаимодействие с внешней средой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами;

- месторасположение объектаучитывается расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, природная обстановка, наличие смотровой площадки;

- сохранность объектапроизводится оценка состояния объекта в данный момент, его пригодность к показу;

- временное ограничение показа объекта (по времени суток, сезона) - когда посещение и осмотр объекта невозможны из – за плохой видимости.

В процессе работы над экскурсией в г. Аксай - Новочеркасск, учитывая все принципы и критерии отбора объектов, творческой группой в соответствии с намеченными подтемами были определены те достопримечательности, которые отвечали цели, задачам, теме экскурсии и могли быть интересны для экскурсантов.

 Объектами стали жилые постройки городов Ростов-на-Дону и Аксай, церковь, площадь героев с мемориальным комплексом, медицинский центр «Здравница», склоны Мухиной балки, родовое имение атамана Платова, церковь в х. Малый Мишкин. Особое внимание заслуживают объекты, которые являются многоплановыми и соответствуют практически всем критериям оценки зрительного ряда.

Примером может служить «Почтовая станция». Являясь историческим местом, комплексным объектом, включает в себя еще ряд объектов: экспозиции быта, расположенные в Домике почтового смотрителя; одежда казаков; интерьер гостиницы; каретный сарай, где расположены подлинные вещи жителей станицы Аксайской; экзотическим объектом для горожан является действующий колодец с ключевой водой. Осмотр «Почтовой станции» является пешеходным вариантом экскурсии, в процессе которой экскурсанты могут увидеть, услышать и даже практически соприкоснуться с теми или иными предметами (например, посидеть в фаэтоне) и попробовать их на вкус (испить воду из колодца). 

В экскурсии важно число отобранных объектов. Не следует перегружать большим количеством объектов – это утомляет. Для загородной экскурсии продолжительностью 5 – 7 часов оптимальное количество объектов 25 – 30. В ходе подготовки новой экскурсии большое внимание уделяется изучению объектов на месте. По окончанию изучения и отбора объектов составляется карточка объекта. В нее вносятся следующие данные: наименование объекта; исторические события, связанные с ним; местонахождение (адрес); описание (подъезд к нему, автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен и т. д.); источник сведений о памятнике; сохранность; в какой экскурсии используется; дата и автор составления карточки.

Составление и объезд маршрута. Маршрут экскурсииэто путь следования экскурсионной группы. Маршрут определяется порядком показа объектов, последовательностью их осмотра. Построение маршрута находится в прямой зависимости от темы экскурсии, места и порядка расположения объектов.

Маршрут должен быть составлен так, чтобы, во-первых, показ объектов велся в логической последовательности, во-вторых, обеспечивалась зрительная основа для раскрытия темы.

Известны три варианта построения маршрута:

– хронологический;

– тематический;

– тематико-хронологический.

Важным требованием к маршруту является отсутствие повторных проездов по одному и тому же отрезку пути. Желательно, чтобы все объекты на маршруте были расположены не очень близко, но и не слишком удалены друг от друга. Переезд от объекта к объекту в автобусной экскурсии не должен занимать более 10 – 15 мин. В пешеходных экскурсиях так же не следует планировать больших переходов, так как длительные паузы нарушают ритм экскурсии.

Маршрут экскурсии в г. Аксай - Новочеркасск построен по тематико-хронологическому принципу. То есть порядок показа объектов и изложение материала подчинены единой теме – истории станицы и ее жителей, традициям и обычаям казаков. Особенностью перерабатываемого маршрута является то, что он не имеет так называемых «петель», то есть повторов при перемещении группы: из г. Ростова до г. Новочеркасска маршрут проходит через г. Аксай, а из г. Новочеркасск в г. Ростов – по Воронежской трассе.

Любые дополнения, изменения по маршруту могут быть уточнены во время его объезда. При этом ставятся задачи:

- уточнить места расположения объектов на улицах и площадях;

- освоить объезд на автобусе;

- произвести хронометраж времени осмотра и показа объекта;

- уточнить время экскурсии в целом;

- проверить возможности применения методических приемов показа;

- выбрать наиболее удачные точки для осмотра объектов.

Подготовка текста экскурсии

1. Контрольный текст.

Объезд маршрута дает возможность завершить работу над текстом экскурсии, который должен максимально отражать реальную экскурсию. Текст экскурсии представляет собой логически построенный рассказ, включающий в себя обязательный круг вопросов, которые нужно осветить в экскурсии. Подготовка текста экскурсии является одним из этапов ее создания. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Текст экскурсии для тур фирмы составляется творческой группой и впоследствии становится контрольным.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, литературный язык. Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в структурной последовательности.

На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсии на ту же тему, в том числе для различных групп населения. Кроме материалов для основного рассказа экскурсовода, в контрольный текст включаются материалы для вступительного слова и заключения экскурсии.

2. Составление индивидуального текста.

Основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст – последовательное и полное изложение мысли в процессе ведения экскурсии.

Обычный объем индивидуального текста для автобусной экскурсии, продолжительностью 3 часа – 40 – 50 стр., и 20 – 25 стр. - для пешеходной.

Индивидуальный текст составляется на основе контрольного и в соответствии с методической разработкой. Индивидуальный текст точно отражает структуру экскурсии: имеет вступление, основную часть, заключение. Материал излагается в той последовательности, в какой показываются объекты. Текст отражает индивидуальные качества, присущие самому автору: эмоциональность, любовь к излагаемому материалу.

При изложении индивидуального текста методика требует от экскурсовода знаний лекторского мастерства и специфических особенностей речи экскурсовода. Продолжительность рассказа не должна превышать времени, на которое памятник способен приковывать к себе внимание экскурсантов. Чаще всего, это 5 – 7 мин. Одна из задач экскурсовода при составлении индивидуального текста – заставить «заговорить» объект.

Комплектование «портфеля экскурсовода». «Портфель экскурсовода»общепринятое экскурсионными работниками название комплекта наглядных пособий, которые дополняют или восстанавливают недостающие сведения зрительного ряда. Это особенно важно в тех экскурсиях, где по тем или иным причинам не все можно показать (например, давно разрушенное от времени историческое здание).

Экскурсия «В старой казачьей станице» одна из немногих, где зрительный ряд составляют достаточно хорошо сохранившиеся объекты. Поэтому «Портфель экскурсовода» составляет небольшое количество фотографий знаменитых людей, рисунков с изображением старинных транспортных средств, карта – схема застройки казачьей станицы, гербарий растений «Мухиной балки».

«Портфель экскурсовода» является постоянным спутником экскурсовода, поэтому должен быть удобен для использования. Количество пособий не должно быть велико, так как это может отвлекать экскурсантов от осмотра подлинных объектов. Наглядные пособия должны быть выразительные, отражающие подлинность событий. Перечень наглядных материалов определенной темы, включенных в «портфель экскурсовода», должен уточняться на протяжении все разработки новой экскурсии.

Определение методических приемов и техники ведения экскурсии. Разрабатывая новую экскурсию, творческая группа особое внимание уделяет отбору методических приемов. Правильно отобранные методические приемы помогают лучше донести до экскурсантов содержание экскурсии. Выбор приема – не произвольное дело. Определяющим фактором являются поставленные перед экскурсией задачи, информационная насыщенность конкретного объекта. Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:

- определение наиболее эффективных методических приемов в зависимости от состава группы, сезонности, времени суток и т. д.;

- определение приемов сохранения внимания экскурсантов;

- выработка рекомендаций по использованию выразительных средств речи экскурсовода;

- отбор правил техники ведения экскурсии.

Учитывая, что разрабатываемая экскурсия предназначена для школьников, творческая группа рекомендует экскурсоводам использовать приемы объяснения, цитирования, зрительной реконструкции, описания, сравнения, литературного монтажа и другие. То есть все то, что делает экскурсию запоминающейся, поддерживает внимание, вызывает интерес экскурсантов.

Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса. Тщательно продумываются следующие моменты: выход из автобуса, осмотр объектов, передвижение между объектами, демонстрация «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методической разработки «Организационные указания». Указания могут относиться как к экскурсоводу (например, где стоять во время показа объекта), так и к экскурсантам (соблюдение правил безопасности).

Составление методической разработки. Завершает подготовку экскурсии составление технологической карты экскурсии – методической разработки – основного документа экскурсионного учреждения, который при наличии текста дает право на проведение и оплату экскурсии по данной теме и служит руководством для экскурсовода. Методическая разработка определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объектов, какую методику и технику необходимо применить, то есть данный документ отвечает на два вопроса: что следует показывать и рассказывать и как это делать. 

При составлении методической разработки экскурсии для школьников необходимо придерживаться следующих педагогических требований:

- показывать только то, что соответствует цели наблюдения. Выбранный для демонстрации экскурсионный объект должен быть типичным представителем изучаемой группы объектов с ярко выраженными существенными признаками, понятным для экскурсантов, отличным от сходных предметов и явлений;

- правильно выбирать время и место для показа. Экскурсоводу необходимо учитывать освещенность экскурсионного объекта и место расположения группы с тем, чтобы объект смотрелся наиболее выразительно;

- применяя методические приемы показа, экскурсовод должен учить экскурсантов наблюдать, выделять главное, сравнивать;

- не перегружать экскурсию наглядными пособиями из «портфеля экскурсовода»;

- обеспечивать высокое качество наглядности путем использования закона контраста, повышающего эффект ощущения и восприятия.

Методическая разработка определяет цель, тему экскурсии, формулирует подтемы, излагает маршрут, называет объекты экскурсии, ее продолжительность, указывает методические приемы показа и рассказа.

Оформление методической разработки происходит следующим образом:

- на титульном листе: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, составители, реквизиты учреждения;

- на втором листе излагаются цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объектов и остановок.

Методическая разработка, так же как и текст, состоит из вступления, основной части, заключения. Вступление и заключение разработки располагаются до и после материалов основной части. Материалы основной части располагаются по определенной схеме. Указанная схема является в настоящее время обязательной для всех экскурсионных учреждений.

1. В графе «Маршрут» называются улицы, переулки, площади, по которым передвигается группа (начало и конец подтемы).

2. В графе «Остановка» указываются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы или осмотр объекта из окон автобуса.

3. В графе «Объекты показа» перечисляются основные и дополнительные объекты, которые показываются на остановке или в ходе переезда к следующей остановке.

4. Графа «Продолжительность экскурсии» – время, которое представляет собой сумму времени: показ + рассказ + пауза.

5. Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» – называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршрута, в данный отрезок времени; формулируются основные вопросы, излагаемые при раскрытии подтемы. Количество вопросов, входящих в подтему, не должно превышать 5-ти.

6. В графе «Организационные указания» помещают рекомендации по передвижению группы, обеспечению безопасности на маршруте, правила поведения у памятников и т. д.

7. Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, использованию методических приемов. В этой графе излагаются варианты логических переходов, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода».

Размеры методической разработки – 6 – 12 страниц машинописного текста. Объем зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности, протяженности.

Итоги экскурсии обсуждаются на заседании методической секции. При положительном заключении руководитель туристско-экскурсионного учреждения дает приказ о приеме новой экскурсии. Экскурсоводы к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания. Допуск к проведению экскурсии так же оформляется приказом по экскурсионному учреждению.

Работа считается завершенной, если подготовлены все необходимые документы (Таблица ). Документация по экскурсионным темам должна храниться в методическом кабинете или у методиста.

Таблица .  Документация, необходимая для экскурсионной темы.

№ п/п Название документа Содержание документа
1 Список литературы по теме Перечисляются все книги, брошюры, статьи, которые были использованы при подготовке данной экскурсии
2 Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут Сведения, характеризующие экскурсионный объект. Вид объекта, его наименование, событие, с которым он связан, место нахождения, краткое описание, авторы и время создания объекта, источники
3 Контрольный текст экскурсии Подобранный и выверенный по источникам материал, раскрывающий тему. Содержание текста раскрываемой подтемы и основные вопросы, служащие основой для индивидуальных текстов
4 Индивидуальные тексты экскурсоводов Материал, изложенный конкретным экскурсоводом в соответствии с методической разработкой, структурой экскурсии, ее маршрутом на основе контрольного текста. Дает характеристику объектов и событий, содержит вступление, основную часть, заключение, логические переходы.
5 Схема (карта) маршрута На отдельном листе показан путь следования группы. Обозначены начало и конец маршрута, объекты показа, места их наблюдения, остановки для выхода группы к объектам
6 «Портфель экскурсовода» Папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции фирмы, другие наглядные пособия
7 Методическая разработка на тему Рекомендация по проведению экскурсии. Называются методические приемы показа и рассказа, определяются последовательность демонстрации объектов, наглядных пособий и техника ведения экскурсии с учетом дифференцированного подхода к экскурсантам
8 Материалы экскурсии Относящиеся к теме рефераты, справки, таблицы, цифровой материал, выдержки из документов, копии, цитаты из литературных произведений
9 Список экскурсоводов, допущенных к проведению экскурсии по теме Пополняется по мере допуска к проведению экскурсии новых экскурсоводов

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 286.