Создание экскурсии – сложный процесс, требующий творческих усилий, как от организаторов экскурсионного дела, так и от экскурсоводов. Вот почему должны предъявляться высокие требования к кадрам, которые организуют и проводят экскурсионный процесс. Важная роль при этом отводится квалификации творческой группы, которой и поручается подготовка новой экскурсии. В ее состав включается от 3-х до 7-ми человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в турфирме экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашают специалистов различных отраслей – работников музеев, преподавателей школ, историков, архитекторов и т. д.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или нескольких вопросов подтемы.
Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методиста и членов творческой группы, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, а так же целей, которые преследуют разработчики, планируя тот или иной экскурсионный маршрут.
Рассматривая экскурсии для детей, необходимо учесть те функции экскурсии, которые, с одной стороны, способствуют обучению, расширению кругозора, а, с другой стороны, организации культурно-досуговой работы в школе.
Подготовка экскурсии обычно рассматривается в двух планах:
1. Разработка новой темы экскурсии.
2. Подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в экскурсионном учреждении экскурсии.
Подготовка новой экскурсии является одним из важнейших показателей деятельности туристско-экскурсионных учреждений. Изучение этих запросов позволит избежать случайностей в разработке экскурсионных тем, ориентировать их на определенную аудиторию.
Подготовка экскурсии проходит 3 основные ступени.
1. Предварительная работа – накопление материала по теме экскурсии и его изучение. Одновременно проходит отбор объектов, на основе которых будет построена экскурсия.
2. Непосредственная разработка самой экскурсии, которая включает следующие этапы:
- определение цели и задачи экскурсии;
- выбор темы;
- изучение литературы и составление библиографии;
- определение источников экскурсионного материала;
- отбор и изучение экскурсионных объектов;
- составление маршрута экскурсии;
- объезд или обход маршрута;
- подготовка контрольного текста;
- комплектование «портфеля экскурсовода»;
- определение методических приемов проведения экскурсии;
- определение техники ведения экскурсии;
- составление методической разработки;
- составление индивидуального текста.
3. Заключительная ступень:
- прием (сдача) экскурсии на маршруте;
- утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов к работе на маршруте.
Каждый из названных этапов вполне самостоятелен, но вместе с тем они взаимосвязаны: один продолжает другой, постепенно наращивая экскурсионный потенциал экскурсии. Корреляция (взаимосвязь) указанных этапов предполагает их подвижность и допускает возможность временного сочетания в ином варианте, последовательности. Такие вариации неизбежны, что диктуется творческим характером подготовки экскурсии: комплектование «портфеля экскурсовода» может совмещаться с изучением источников, а определение методических приемов – с отбором экскурсионных объектов.
Предварительная работа включала подробное изучение достопримечательностей г. Аксая, которые можно использовать в автобусно-пешеходной экскурсии.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.