Проведение готового тренировочного занятия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Весь класс располагается вокруг нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии раскладываются карточки. Затем объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы приглашаем двух добровольцев. Они вместе с учителем будут выполнять работу от первого до последнего этапа. Остальные дети на первом занятии будут участвовать пока как зрители и помощники.

Выбранные «исследователи» определяют тему своего исследования. Для этого предлагаем изготовленные карточки с различными изображениями. После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку с выбранной темой кладем на середину стола.

Например, дети выбрали тему «Попугай». Объясним исследователям, что их задача – подготовить небольшое сообщение или короткий доклад. Но для того чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать о том, что существует много способов сбора информации - методов исследования. Конечно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы педагог подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали.

Начнем с обычных проблемных вопросов, например: что мы должны сделать вначале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? Эти вопросы задаются не только «исследователям», но всем учащимся. Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите» их к идее, что сначала надо подумать. Как только с этим все согласятся, кладем на стол перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие «подумать».

Следующий вопрос – где еще мы можем узнать что-то новое о попугае? Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «получить информацию из компьютера» и др.

Сбор материала. Разложенные карточки на столе есть ни что иное, как план исследования. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудоемко, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Для этого можно предложить детям записать в виде кратких записей на листках бумаги. Можно сделать зарисовки, схему, рисунок.

Первый пункт нашего плана действий – «подумать». Подумав, приходим к выводу: попугай живет в дикой природе в джунглях, в жарких странах. Для того чтобы это зафиксировать, напишем несколько предложений или нарисуем на листочке изображение пальмы (джунгли) и солнца (жаркий климат). Следующая идея, например, - «попугаи бывают большие и маленькие» (рисуют большие и маленькие овалы). Отметим это на листочках. Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Также отмечают или рисуют цветными фломастерами (только штрихи и наброски).

Вывод: Способность ребенка делать краткие записи, изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и выступает важным средством их развития.

Следующий этап работы – «спросить у другого человека». Необходимо настроить «исследователей» на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Это на первых порах вызывает большие трудности. Дети объективно в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, им трудно спрашивать, им трудно услышать и воспринимать ответ другого человека.  

Вывод: способность спрашивать и воспринимать информацию должна рассматриваться как одна из важнейших целей педагогической работы

«Узнать из книги». Можно подобрать самим литературу, могут принести энциклопедии сами дети. Необходимо прочитать нужный текст вслух.

«Наблюдение и эксперимент». Если есть возможность надо провести наблюдения и эксперимент.

Отметим, что у младшего школьника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Работа должна идти на одном дыхании.

«Обобщение материалов». Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на столе, так чтобы все дети видели, листочки с собранной информацией и начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, какие умозаключения позволяет сделать наша информация, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, конечно, надо помогать исследователям обобщать полученные ими разрозненные данные. Для ребенка это сложная задача.

Наша задача научить детей на собранном материале выделить главные идеи, затем отметить второстепенные. Затем можно попытаться дать определение некоторым основным понятиям.  Если в таком возрасте не научить ребенка смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.

«Сообщение» Как только информация обобщена, наши исследователи делают сообщение. Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их доклада, дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.

Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определение основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этими сведениями других.  Дети обычно настроены критически к докладчику, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети могут включиться в спор, делают поправки, если не согласны. Это является эффективным средством для развития критического мышления.

Педагогу важно не забыть похвалить исследователей за работу, отметив, что у них получилось хорошо.

       По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто отвечал, но и задавал умные интересные вопросы.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРОЕКТ

Дата: 2019-12-10, просмотров: 233.