Тема 4.  Система организационных форм преподавания окружающего мира
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы для самостоятельного изучения

 1. Какие Вам известны определения категории «форма обучения»? Выскажите свое мнение.

2. Назовите группы форм обучения. Дайте характеристику каждой из них, выделив при этом их отличительные черты.

3. Какая форма обучения является основной?

4. Каковы  функции урока?

5. Что такое структура урока? Чем она обусловлена? Перечислите этапы проведения урока.

6. Назовите типы уроков по начальному естествознанию. В чем сущности каждого из них?

7. В чем сущность и функции внеурочной работы? Почему в процессе преподавания окружающего мира в начальной школе такая форма работы необходима?

8. Назовите виды внеурочной работы и дайте характеристику каждого из них.

9. Какова роль и место экскурсий для изучения окружающего мира?

10. Какие требования предъявляются к их организации?

11. Какие методы, с какой целью и на каком этапе работы следует использовать при проведении экскурсии?

12. В чем заключается подготовка учителя к экскурсии?

13. В чем сущность и функции внеклассной работы?

14. Назовите виды внеклассной работы и дайте характеристику каждого из них.

15. Объясните связь внеклассной работы с учебной.

16. В чем различия урока, внеурочной деятельности и внеклассной работы? В чем их взаимосвязи?

 

 

 Рекомендации для самостоятельной работы

        По материалам лекций и учебных пособий уточните содержание понятия «формы обучения», выделите группы форм обучения и их общие черты. Определите связи, существующие между ними. Каждая организационная форма имеет свои особенности, поэтому в группах форм определяют их виды. Уточните классификацию форм обучения и приведите примеры мелких организационных форм, характерных для каждой группы. Оформите их в виде схемы.

       Многообразие форм подачи учебного материала требуют четкого планирования работы. Учителю необходимо продумывать системы урочных, внеурочных и внеклассных мероприятий – планирование. Выявите, какие виды планирования используются в практике, каковы задачи и содержание каждого вида, какие требования предъявляются к их оформлению.

       Затем переходите к анализу материала об уроке как главной форме обучения. Определите функции урока, требования к уроку, типы уроков и его структурные элементы.

       Далее выявите содержание понятия «внеурочная работа», ее значение и задачи для изучения курса «Окружающий мир». Затем определите виды внеурочной работы. Составьте характеристику каждого вида. Особое внимание обратите на экскурсию как форму внеурочной деятельности.

       Проработайте вопрос о сущности экскурсии, ее месте в учебно-воспитательном процессе. Определите виды экскурсии их классификацию.  Рассмотрите этапы экскурсии, определите задачи и содержание каждого из них, установите связи между ними.

       После этого переходите к рассмотрению вопроса о внеклассной работе. Определите ее сущность и значение, отличия от внеурочной работы и урока.

       В завершении работы над темой определите, в чем состоит положительное влияние внеклассной работы на обязательную учебную деятельность.

 

       Задание 4.1. Подготовка учителя к урокам  окружающего мира  в начальных классах

        4.1.1. Разработать и оформить календарно-тематический план (7-10 тем) по предложенной преподавателем   схеме.

        4.1.2. Составьте конспект урока по  окружающему миру по предложенной схеме (Приложение №  1)

       4.1.3. Проведите анализ урока и результаты оформите в виде таблицы (Приложение № 2)

 

Задание 4.2. Экскурсия как внеурочная форма обучения младших школьников

4.2.1. Проанализируйте программы по предмету «Окружающий мир» и составьте таблицу «Тематика экскурсий в начальных классах»

 

Программа (авторы) Класс Тема экскурсии Формируемые понятия и УУД
       

 

4.2.2. Составьте план-конспект экскурсии по изучению сезонных явлений в природе.

Методические рекомендации

       Для проведения экскурсии в природу студенту необходимо проделать следующую подготовительную работу: определить тему экскурсии, ее задачи, объем и содержание материала, выбрать место экскурсии, наметить маршрут, остановки, объекты для наблюдения, составить план-конспект экскурсии.

При разработке содержания экскурсии, например, на тему «Зимние явления в природе» обратить внимание на раскрытие следующих вопросов:

1. Изменения неживой природы с приходом зимы (погода, снежный покров, форма снежинок и т.д.).

2. Как похолодание и снег повлияли на растения? Наблюдения за состоянием лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Как зимуют растения под снегом.

3. Зимующие птицы:

а) снегирь (краткие сведения из биологии вида; про­блемы вида в городе);

б) свиристель (биология вида, сходство со снегирем; проблемы вида в городе);

в) большая синица (биология вида: проблема вида в городе: некоторые виды синиц, встречающиеся в городе).

Подкормка птиц  зимой. Необходимость подкормки птиц зимой. Изготовление кормушек. Пища птиц зимой. 

Птицы в городе. Проблема численности серых ворон в Уфе.

 4. Животные рядом с человеком. Проблемы животных,
обитающих в непосредственной близости от человека.


Задание 4.3. Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

    4.3.1. Разработайте тематический план  работы кружка или факультатива в рамках курса «Окружающему мир» в начальной школе.

 4.3.2.  Разработайте сценарий проекта по предлагаемым программой темам и предоставьте результат вашей творческой работы в виде презентации.

Методические рекомендации

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

 Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимы и уникальны.

Рассмотрим этапы работы над проектом

1. Погружение в проект. Целью этого этапа является подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи:

– определение проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

2.  Планирование деятельности. Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы. Цель – разработка проекта. Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

4. Оформление результатов. Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

5. Презентация результатов. Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

       Примеры организации проектной деятельности в начальной школе (Приложения  № 3, 4)

  Литература

  1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
  2.  Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и Ко, 2012- Режим доступа: http: //www. Biblioclu.
  3. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / А.В.Миронов. – Ростов н/Д:Феникс, 2013. – 510 с.
  4. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. - М.: Академия, 2011 – 144 с.
  5. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты /авт.-сост. Н.П.Битютская. – Волгоград: Учитель, 2012.– 222 с.
  6. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст]:/ Р.Г.Чуракова. – М.:Академкнига, 2011. – 112 с.
  7.  Фаткуллина, Л. К. Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира // Теория и практика начального образования: традиции и инновации: Материалы Международной научной конференции / Ред. В. М. Янгирова, С. Д. Максютова. – Уфа, 2013 – С. 95-97.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 531.