ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения приступили к реализации новых образовательных стандартов. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, инновационной деятельности. В связи с этим появилась необходимость по-новому взглянуть и на методическую подготовку учителя.
Данное учебное пособие разработано в целях оказания помощи студентам в самостоятельной работе по овладению курсом «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», а также помощи при подготовке к практическим занятиям, текущей и итоговой аттестации, производственной педагогической практике.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов, в том числе и к работе по формированию экологической культуры младших школьников.
Самостоятельные работы по дисциплине «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» можно условно разделить на следующие группы:
а) самостоятельные работы аналитического характера, которые способствуют формированию у студентов умения анализировать школьную программу, учебники по окружающему миру, методическую литературу, содержание, видеофильмов и т.п.;
б) самостоятельные работы по формированию у учащихся прочных и глубоких естественнонаучных знаний. Они способствуют выработке умений по выделению опорных знаний, ведущих и второстепенных понятий на элементы знаний, вооружают студентов приемами определения методов, средств формирования школьных понятий, определения уровней усвоения материала школьниками;
в) самостоятельные работы по изучению различных источников знаний о природе. Они формируют умения в проведении предметных уроков, организации учащихся на наблюдения в природе, на постановку опытов, ведения "Дневника наблюдений", календаря природы и труда;
г) самостоятельные работы, связанные с изучением и усвоением студентами приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Они способствуют выработке умений в организации проблемного обучения по естествознанию, использовании межпредметных связей, самонаблюдений, игровых моментов.
Разнообразные самостоятельные работы по курсу «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», способствуют выработке у студентов тех профессиональных компетенций, которые определены действующей программой.
В пособии даются задания для самостоятельной работы студентов по темам программы курса. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, список необходимой литературы.
При выполнении заданий не везде имеет место однотипное их оформление. Большинство заданий выполняется на листках форматом А-4. В отдельных случаях при выполнении творческого задания, например, разработка проекта «Дневник наблюдений», требуется реализация индивидуального подхода и соответственно творческое оформление.
Каждое выполненное задание необходимо поместить в отдельный файл. В свою очередь, все файлы с выполненными заданиями оформляются в виде папки (портфолио).
Контроль выполнения заданий по СРС осуществляется преподавателем в процессе консультаций, а также на зачете и экзамене.
Преподавателем составляется график СРС на семестр. Преподаватель может организовать консультации как индивидуальные, так и групповые.
Для оценивания качества выполненных студентами заданий разработаны следующие рейтинговые уровни и критерии:
Уровни | Основные признаки выделения уровня (критерии оценки сформированности) | Пяти балльная шкала оценка |
Функцио-нальный | Компетентное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия. Компетентное действие по содержанию, выделению основных понятий предметного содержания и инновационный подход к содержанию и образовательным результатам | Отлично (5) |
Проекти-ровочный | Действия с пониманием – ориентация на существенные отношения как основу способа действия. Умение выделить связи между явлениями и понятиями предметного содержания, умение разрабатывать сценарий развивающих занятий, умение выстроить диагностику образовательных результатов (по учебным предметам и образовательной программе НОО) | Хорошо (4) |
Ориенти-ровочный или репродуктивный | Действие по образцу - ориентация на внешние характеристики Умение выстраивать занятие по аналогии, по предложенным структурам построения урока, умение оценивать образовательные результаты на уровне ЗУН | Удовлетворительно (3) |
При выставлении зачета и оценки на экзамене учитывается общий балл (Приложение № 5), полученный студентом в течение всего семестра или всего курса.
Тема 1. История развития отечественного естественнонаучного начального образования
Вопросы для самостоятельного изучения
Используя материалы лекционных занятий и учебников, ответьте на вопросы:
1. Каковы причины введения в российскую школу естественнонаучного образования?
2. Охарактеризуйте особенности первого российского учебника по естествознанию. Выделите прогрессивные идеи содержания и основные положения методики преподавания курса.
3. Какое влияние на развитие начального естественнонаучного образования оказали взгляды К.Д.Ушинского?
4. Каков взгляд А.Я. Герда в разработку содержания и методики начального естествознания?
5. В чем специфика программы Д.Н. Кайгородова и ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе?
6. Какие проблемы методики начального естественнонаучного образования разрабатывались в период с 1917 по 1931 г.?
7. Какое значение для дальнейшего развития методики естествознания имели работы К.П.Ягодовского?
8. Сонгайло К.А. и его роль в становлении географического образования в начальных классах.
9. Дайте характеристику естественнонаучного начального образования в период с 1931 по 1946 г. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны образования?
10. Каково состояние естественнонаучного начального образования в период с 1946 года до конца 60-х гг?
11. Раскройте динамику естественнонаучного начального образования с конца 1960-х до 90-х гг. ХХ века
Рекомендации для самостоятельной работы
Изучение данной темы целесообразно начать с изучения конспектов лекций и материала учебников. Выделите в тексте этапы развития методики естествознания, выявите характерные особенности каждого этапа; установите, кто из ученых разного времени какие идеи выдвигал в области методики, какие вопросы разрабатывал. Результаты анализа запишите в предложенную ниже таблицу
Задание 1.1. Заполните таблицу «Этапы развития методики естествознания»
Этапы развития методики | Видные деятели | Сущность идеи |
Дореволюционный этап | ||
Конец XVIII в. | ||
1-я половина ХIХ в. | ||
2-я половина ХIХ в. | ||
Начало ХХ века | ||
Советский период | ||
1917-1931 годы | ||
30-50-е гг. | ||
60-90 –е годы | ||
Современный этап (Начало ХХ I века) |
Литература
1.Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] /З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
2. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / Миронов. – Ростов н/Д:Феникс, 2013. – 510 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 280 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч.1 - 5-е изд.,перераб. - М. : Просвещение, 2011. — 400 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальное общее образование. – М. 2012. – 110с. (http://window.edu.ru/resource/593/75593)
Тема 2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе
Задание 2.1. Анализ современных программ «Окружающий мир»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Какова связь Государственных образовательных стандартов и программ?
2. Каковы особенности структуры такого документа как «программа»?
3. Дайте характеристику каждому структурному компоненту программы.
4. Выявите требования к разработке современных программ по курсу «Окружающий мир».
Рекомендации для самостоятельной работы
Проанализируйте 2-3 наиболее распространенных учебных программ по предмету «Окружающий мир», включенных в Федеральный перечень.
Концепция программы раскрыта в пояснительной записке. Проведите анализ содержания ее и ответьте на вопросы:
- Какие образовательные и воспитательные задачи стоят перед курсом «Окружающий мир»? Сравните их.
- Каким образом в программах предусматривается развитие школьников? Выявите общие и разные подходы к решению данной проблемы в программах.
- Каково содержание и структура курсов?
- Какие принципы отбора и структурирования учебного материала указываются в пояснительных записках? Проследите их реализацию в содержании курсов.
- Какие формы и методы работы по естествознанию определены в программах? Объясните, почему указаны именно они.
Результаты анализа запишите в таблицу
Элементы Анализа программ | П Р О Г Р А М М Ы | |||
УМК «Школа России» (А.А.Пле-шаков) | УМК «Перспектива» (А.А.Плешаков М.Н.Новицкая) | УМК «Школа 2100» (А.А. Вах- рушев) | УМК «Начальная школа ХХ1 века» (Н.Ф.Вино-градова) | |
1. Структура программы и ее соответствие типологии и стандарту. | ||||
2. Цели и задачи курса | ||||
3. Принципы отбора и расположения учебного материала | ||||
4. Основные методы и формы в преподавании курса |
Литература
Тема 3. Методы и технологии начального образования в области окружающего мира
Вопросы для самостоятельного изучения
Пользуясь материалами курса педагогики, лекционных занятий ответьте на вопросы:
1. Что такое метод обучения? Приведите примеры разной трактовки понятия «метод обучения». Объясните свою точку зрения.
2. Приведите примеры разной классификации методов обучения. Какая классификация, с вашей точки зрения, наиболее приемлема для преподавания естествознания в начальной школе? Докажите свое мнение.
3. Дайте характеристику каждой группы методов.
4. В чем сущность и значение метода наблюдений? Раскройте организацию и методику ведения наблюдений.
5. В чем сущность и значение метода эксперимента? Каково его отличие от метода наблюдений?
6. В чем сущность и значение метода моделирования?
7. Почему в учебном процессе важно сочетать разные методы?
Рекомендации для самостоятельной работы
Изучение темы начните с выявления сущности понятия «метод». Рассмотрите различные трактовки этого понятия. Сравните данное определение метода обучения с тем, что вы разбирали на лекции. Выявите отличительные и сходные признаки.
Далее переходите к рассмотрению классификаций. Более подробно рассмотрите классификацию методов, предложенную Н.М. Верзилиным, ее обоснование.
На следующем этапе проработки материала необходимо выявить сущность каждой группы методов. Составьте характеристику каждой группы методов по плану:
1) название метода, его сущность;
2) виды данного метода, характеристика каждого вида;
3) возможности использования на уроке;
4) место и время использования на уроке;
5) положительные и отрицательные стороны метода;
6) примеры использования.
Сделайте вывод о ценности каждой группы методов и их взаимосвязи. Результаты оформите в виде таблицы.
Задание 3.1. Содержание и организация фенологических наблюдений за природой в начальных классах. Работа с дневниками наблюдений.
Студентам предлагается разработать модель дневника наблюдений для учащихся начальных классов.
Методические рекомендации
Задание выполняется творческими группами и состоит из нескольких этапов работы:
1. Определение формы «Дневника наблюдений» (альбом, тетрадь, папка, календарик и т.д.).
2. Определение содержания «Дневника наблюдения» (система заданий по наблюдению за объектами и явлениями природы).
3. Разработка методических рекомендаций для учителя начальных классов по работе с «Дневником наблюдений».
При определении содержания дневников наблюдений студентам необходимо учитывать следующие требования:
– «Дневник наблюдения» должен строиться по принципу сезонности и краеведения;
– основу «Дневника наблюдений» должны составлять задания по наблюдениям за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений, животных;
– вопросы и задания «Дневника наблюдений» должны включать учащихся в различные виду умственной деятельности: сравнения, определения последовательности явлений, установления связей между отдельными предметами и явлениями;
– внесение в содержание «Дневника наблюдений» элементов занимательности: загадок, пословиц, поговорок, вопросов на смекалку и т.д.
– содержание «Дневника наблюдений» должно способствовать формированию экологической культуры младших школьников.
Задание 3.2. Организация и проведение опытов и практических работ на уроках окружающего мира
3.2.1. Используя учебники окружающего мира, познакомьтесь с содержанием опытов, проводимых в начальной школе и заполните следующую таблицу:
Название опыта |
Задание 3.3. Технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
3.3.1. Разработайте несколько проблемных вопросов (проблемных ситуаций), которые можно использовать на уроках окружающего мира (на примере десяти уроков).
3.3.2. Составьте фрагмент урока с использованием элементов проблемного обучения.
Задание 3.4. Игровые технологии на уроках окружающего мира
3.4.1. Разработайте несколько видов занимательного материала для уроков окружающего мира в начальной школе (кроссворд, ребусы, творческие задания, синквейны и т.д.). Укажите тему урока и определите на каком этапе урока можно применять разработанный вами занимательный материал.
3.4.2. Составьте фрагмент урока с использованием дидактической игры (сюжетно - ролевая игра, игра-путешествие, конструктивные игры и т.д.)
Литература
1.Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] /З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
2. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / Миронов. – Ростов н/Д:Феникс, 2013. – 510 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 280 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч.1 - 5-е изд.,перераб. - М. : Просвещение, 2011. — 400 с.
5. Развитие исследовательских умений младших школьников /под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011 – 157 с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. – 224 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальное общее образование. – М. 2012. – 110с. (http://window.edu.ru/resource/593/75593)
Задание 4.2. Экскурсия как внеурочная форма обучения младших школьников
4.2.1. Проанализируйте программы по предмету «Окружающий мир» и составьте таблицу «Тематика экскурсий в начальных классах»
Программа (авторы) | Класс | Тема экскурсии | Формируемые понятия и УУД |
4.2.2. Составьте план-конспект экскурсии по изучению сезонных явлений в природе.
Методические рекомендации
Для проведения экскурсии в природу студенту необходимо проделать следующую подготовительную работу: определить тему экскурсии, ее задачи, объем и содержание материала, выбрать место экскурсии, наметить маршрут, остановки, объекты для наблюдения, составить план-конспект экскурсии.
При разработке содержания экскурсии, например, на тему «Зимние явления в природе» обратить внимание на раскрытие следующих вопросов:
1. Изменения неживой природы с приходом зимы (погода, снежный покров, форма снежинок и т.д.).
2. Как похолодание и снег повлияли на растения? Наблюдения за состоянием лиственных и хвойных деревьев и кустарников. Как зимуют растения под снегом.
3. Зимующие птицы:
а) снегирь (краткие сведения из биологии вида; проблемы вида в городе);
б) свиристель (биология вида, сходство со снегирем; проблемы вида в городе);
в) большая синица (биология вида: проблема вида в городе: некоторые виды синиц, встречающиеся в городе).
Подкормка птиц зимой. Необходимость подкормки птиц зимой. Изготовление кормушек. Пища птиц зимой.
Птицы в городе. Проблема численности серых ворон в Уфе.
4. Животные рядом с человеком. Проблемы животных,
обитающих в непосредственной близости от человека.
Задание 4.3. Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
4.3.1. Разработайте тематический план работы кружка или факультатива в рамках курса «Окружающему мир» в начальной школе.
4.3.2. Разработайте сценарий проекта по предлагаемым программой темам и предоставьте результат вашей творческой работы в виде презентации.
Методические рекомендации
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков: направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимы и уникальны.
Рассмотрим этапы работы над проектом
1. Погружение в проект. Целью этого этапа является подготовка учащихся к проектной деятельности. Задачи:
– определение проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
2. Планирование деятельности. Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных. Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы. Цель – разработка проекта. Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
4. Оформление результатов. Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
5. Презентация результатов. Цель – демонстрация материалов, представление результатов. Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности. Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности.
Примеры организации проектной деятельности в начальной школе (Приложения № 3, 4)
Литература
Литература
Тема 6. Оценивание образовательных достижений обучающихся в рамках курса «Окружающий мир»
Вопросы для самостоятельного изучения
Пользуясь материалами курса педагогики, образовательного стандарта и приложения к нему (Оценка достигнутых планируемых результатов в начальной школе), ответьте на вопросы.
1. Что понимается под диагностированием обученности школьников?
2. Что такое оценка внутренняя и внешняя?
3. Что такое оценка и отметка?
4. Какова процедура оценивания достигнутых результатов?
Рекомендации к самостоятельной работе
В соответствии с новым ФГОС НОО система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру. При этом необходимо отметить согласно требованиям нового Стандарта, что личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.
При повседневном же образовательном процессе оценка личностных результатов необходима, которая может проявляться в словесной характеристике типа «ты молодец», «ты поступил правильно» и т.п. То есть в процессе оценивания ученик ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.
Предмет «Окружающий мир» как интегративный курс имеет отношение к формированию практически всех названных в стандарте метапредметных компетенций. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий.
Задание 6.1. По материалам одной темы учебника «Окружающий мир» составьте задания на диагностику личностных, метапредметных (УУД) достижений:
1) Задания на диагностику личностных результатов;
2) Задания на проверку регулятивного УУД;
3) Задания на проверку познавательного УУД.
4) Задания на проверку коммуникативного УУД
Задание 6.2. Разработайте комплексное задание направленное на оценку предметных и метапредметных умений у обучающихся.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч.1.2 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанов и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 215 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012. — 204 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /Под. ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
5. Советова Е.В. Итоговая аттестация в начальной школе / Е.В. Советова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012.- 299 с. – (Здравствуй, школа).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СХЕМА УРОКА
«Окружающий мир»
Тема: __________________________________________________
Цели: __________________________________________________
Планируемые результаты:
Предметные умения: ___________________________________
УУД: Личностные ___________________________________
Регулятивные ___________________________________
Познавательные ________________________________
Коммуникативные _____________________________
Оборудование: _________________________________________
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (формирование УУД) |
I. Организационный момент | ||
II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания (беседа по вопросам, тесты, игра, кроссворд, сообщения учащихся). | ||
III. Мотивация учебной деятельности
| ||
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 2. Выполнение задания в рабочей тетради 3. Практическая работа 4. Физкультминутка 5. Творческие задания 6. Работа с атласом-определителем и т.п. 7. Самостоятельная работа | ||
V. Рефлексия учебной деятельности 1.Итог урока. (Соотнесение полученного результата с поставленной целью (самоанализ)) 2.Оценивание деятельности (самооценка) | ||
VI. Домашняя работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНАЛИЗ УРОКА
Класс ____________________
Автор учебника ____________________________________
Тема урока _____________________________________
№ | Элементы анализа | примечания | Балл |
1. | Основные цели урока. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и цели. | ||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | ||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1. | Ориентация на новые образовательные результаты | ||
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | ||
4.3. | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) | ||
5. | Содержание урока: | ||
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. | ||
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. | ||
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. | ||
6. | Методика проведения урока: | ||
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | ||
6.2. | Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | ||
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. | ||
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить) Использование инновационного опыта | ||
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися | ||
6.7. | Осуществление обратной связи ученик-учитель | ||
6.8. | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | ||
6.9. | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | ||
6.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. | ||
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | ||
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
7. | Психологические основы урока: | ||
7.1. | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | ||
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. | ||
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | ||
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. | ||
8. | Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. | ||
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона) | ||
Итого |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
I. Погружение в проект
1. Выяснение актуальности проекта
Учитель на внеклассном занятии проводит анкетирование детей по вопросам:
- На какой улице ты живёшь?
- В честь кого названа твоя улица?
- Что ты знаешь об этом человеке?
- Нравится ли тебе твоя улица?
- Что бы ты изменил в облике своей улицы?
(Учитель анализирует результаты анкетирования, убеждаясь, что мало кто из детей знает того человека, в честь кого названа его улица, нечётко осознают проблему облика и благоустройства улицы, на которой живёт.)
2. На следующем занятии учитель обращается к ребятам с речью о необходимости проведения исследовательской работы, знакомит их с темой и целью проектной деятельности. Определяются направления исследовательской работы.
II. Организационный
1. Деление класса на 3 группы (по проживанию на той или иной улице).
2. Формирование микрогрупп по определённой тематике:
1) «Исследователи – библиографы» - посещают библиотеки, знакомятся с необходимой литературой, подшивками газет и журналов, освещающих жизнь и деятельность названных личностей советской истории. Изучают собранный материал.
2) «Фотокорреспонденты» - фиксируют на плёнке ответы на вопросы:
- Есть ли упоминание о человеке, в честь которого названа твоя улица на фасадах домов или других строениях?
- Какие уголки твоей улицы ты считаешь особенными?
- Что, на твой взгляд, портит или уродует облик твоей улицы?
3) «Учёные – проектировщики» - вносят предложения об изменении облика улицы, демонстрируя карту – схему микрорайона школы № 110 и близлежащих улиц.
4) «Редколлегия» на основании проведённых исследований должна составить послание в администрацию МО г. Уфа о своих предложениях по благоустройству улицы. Группа изучает тексты подобных посланий, пользуясь обращениями граждан в периодической печати, изучая подшивки газет и журналов. Выбирает стиль обращения и обсуждает его возможное содержание.
( Окончательный вариант обращения составляется после обсуждения по группам результатов проделанной работы)
Таблица «Оценивание качества выполненных
студентами заданий»
№ |
Зада-ния
Оценивание
(по рейтинговым критериям)
Срок сдачи
Роспись
Препо-давате-ля
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... 3
Тема 1. История развития отечественного естественнонаучного начального образования ………..….. 6
Задание 1.1. Этапы развития методики начального естествознания» ………………………………………………….. 7
Тема 2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе…………………………………………………8
Задание 2.1. Анализ современных программ «Окружающий мир» ……………………………………………………………….. 8
Задание 2.2. Анализ учебников по предмету «Окружающий мир» для начальных классов………………………………….. 10
Тема 3. Методы и технологии начального образования в области окружающего мира ………………………………….. 11
Задание 3.1. Содержание и организация фенологических наблюдений за природой в начальных классах. Работа с дневниками наблюдений ……………………………………… 12
Задание 3.2. Организация и проведение опытов и практических работ на уроках окружающего мира ……………………………13
Задание 3.3. Технологии проблемного обучения на уроках окружающего мира в начальной школе ………………………. 14
Задание 3.4. Игровые технологии на уроках окружающего мира ……………………………………………………………....14
Тема 4. Система организационных форм преподавания окружающего мира ……………………………………………..16
Задание 4.1. Подготовка учителя к урокам окружающего мира в начальных классах ……………………………………………. 18
Задание 4.2. Экскурсия как внеурочная форма обучения младших школьников ………………………………………….. 18
Задание 4.3. Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе …………………………………………………19
Тема 5. Материальное обеспечение преподавания окружающего мира в начальной школе …………………… 22
Задание 5.1. Составление таблицы «Материально-техническое оснащение курса «Окружающий мир» …………………………23
Задание 5.2. Проектирование урока с использованием наглядных средств обучения ……………………………………24
Задание 5.3. Проектирование внеурочного занятия ………….24
Тема 6. Оценивание образовательных достижений обучающихся в рамках курса «Окружающий мир» ………25
Задание 6.1. Разработка задания на диагностику личностных, метапредметных (УУД) достижений …………………………..26
Задание 6.2. Разработка комплексного задания, направленное на оценку предметных и метапредметных умений у обучающихся…………………………………………………… 26
Тема 7. Теория и методика экологического образования….27
Задание 7.1. Диагностика развития экологической культуры личности …………………………………………………………. 28
Задание 7.2. Организация учебной экологической тропы……29
Задание 7.3. Общешкольные формы деятельности учащихся по экологическому образованию ………………………………….. 31
Приложение № 1. Схема конспекта урока …………………… 32
Приложение № 2. Таблица «Анализ урока» …………………....34
Приложение № 3. Методика проведения учебных исследований с младшими школьниками ………………………………………37
Приложение № 4. Проект «Чьё имя носит моя улица?» ……...41
Приложение № 5. Таблица оценивания качества выполненных студентами заданий ……………………………………………...45
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения приступили к реализации новых образовательных стандартов. Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, инновационной деятельности. В связи с этим появилась необходимость по-новому взглянуть и на методическую подготовку учителя.
Данное учебное пособие разработано в целях оказания помощи студентам в самостоятельной работе по овладению курсом «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», а также помощи при подготовке к практическим занятиям, текущей и итоговой аттестации, производственной педагогической практике.
Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов, в том числе и к работе по формированию экологической культуры младших школьников.
Самостоятельные работы по дисциплине «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» можно условно разделить на следующие группы:
а) самостоятельные работы аналитического характера, которые способствуют формированию у студентов умения анализировать школьную программу, учебники по окружающему миру, методическую литературу, содержание, видеофильмов и т.п.;
б) самостоятельные работы по формированию у учащихся прочных и глубоких естественнонаучных знаний. Они способствуют выработке умений по выделению опорных знаний, ведущих и второстепенных понятий на элементы знаний, вооружают студентов приемами определения методов, средств формирования школьных понятий, определения уровней усвоения материала школьниками;
в) самостоятельные работы по изучению различных источников знаний о природе. Они формируют умения в проведении предметных уроков, организации учащихся на наблюдения в природе, на постановку опытов, ведения "Дневника наблюдений", календаря природы и труда;
г) самостоятельные работы, связанные с изучением и усвоением студентами приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Они способствуют выработке умений в организации проблемного обучения по естествознанию, использовании межпредметных связей, самонаблюдений, игровых моментов.
Разнообразные самостоятельные работы по курсу «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», способствуют выработке у студентов тех профессиональных компетенций, которые определены действующей программой.
В пособии даются задания для самостоятельной работы студентов по темам программы курса. При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, список необходимой литературы.
При выполнении заданий не везде имеет место однотипное их оформление. Большинство заданий выполняется на листках форматом А-4. В отдельных случаях при выполнении творческого задания, например, разработка проекта «Дневник наблюдений», требуется реализация индивидуального подхода и соответственно творческое оформление.
Каждое выполненное задание необходимо поместить в отдельный файл. В свою очередь, все файлы с выполненными заданиями оформляются в виде папки (портфолио).
Контроль выполнения заданий по СРС осуществляется преподавателем в процессе консультаций, а также на зачете и экзамене.
Преподавателем составляется график СРС на семестр. Преподаватель может организовать консультации как индивидуальные, так и групповые.
Для оценивания качества выполненных студентами заданий разработаны следующие рейтинговые уровни и критерии:
Уровни | Основные признаки выделения уровня (критерии оценки сформированности) | Пяти балльная шкала оценка |
Функцио-нальный | Компетентное действие - ориентация на поле и границы возможностей способа действия. Компетентное действие по содержанию, выделению основных понятий предметного содержания и инновационный подход к содержанию и образовательным результатам | Отлично (5) |
Проекти-ровочный | Действия с пониманием – ориентация на существенные отношения как основу способа действия. Умение выделить связи между явлениями и понятиями предметного содержания, умение разрабатывать сценарий развивающих занятий, умение выстроить диагностику образовательных результатов (по учебным предметам и образовательной программе НОО) | Хорошо (4) |
Ориенти-ровочный или репродуктивный | Действие по образцу - ориентация на внешние характеристики Умение выстраивать занятие по аналогии, по предложенным структурам построения урока, умение оценивать образовательные результаты на уровне ЗУН | Удовлетворительно (3) |
При выставлении зачета и оценки на экзамене учитывается общий балл (Приложение № 5), полученный студентом в течение всего семестра или всего курса.
Тема 1. История развития отечественного естественнонаучного начального образования
Вопросы для самостоятельного изучения
Используя материалы лекционных занятий и учебников, ответьте на вопросы:
1. Каковы причины введения в российскую школу естественнонаучного образования?
2. Охарактеризуйте особенности первого российского учебника по естествознанию. Выделите прогрессивные идеи содержания и основные положения методики преподавания курса.
3. Какое влияние на развитие начального естественнонаучного образования оказали взгляды К.Д.Ушинского?
4. Каков взгляд А.Я. Герда в разработку содержания и методики начального естествознания?
5. В чем специфика программы Д.Н. Кайгородова и ее роль в дальнейшем развитии естествознания как учебного предмета в начальной школе?
6. Какие проблемы методики начального естественнонаучного образования разрабатывались в период с 1917 по 1931 г.?
7. Какое значение для дальнейшего развития методики естествознания имели работы К.П.Ягодовского?
8. Сонгайло К.А. и его роль в становлении географического образования в начальных классах.
9. Дайте характеристику естественнонаучного начального образования в период с 1931 по 1946 г. В чем вы видите положительные и отрицательные стороны образования?
10. Каково состояние естественнонаучного начального образования в период с 1946 года до конца 60-х гг?
11. Раскройте динамику естественнонаучного начального образования с конца 1960-х до 90-х гг. ХХ века
Рекомендации для самостоятельной работы
Изучение данной темы целесообразно начать с изучения конспектов лекций и материала учебников. Выделите в тексте этапы развития методики естествознания, выявите характерные особенности каждого этапа; установите, кто из ученых разного времени какие идеи выдвигал в области методики, какие вопросы разрабатывал. Результаты анализа запишите в предложенную ниже таблицу
Задание 1.1. Заполните таблицу «Этапы развития методики естествознания»
Этапы развития методики | Видные деятели | Сущность идеи |
Дореволюционный этап | ||
Конец XVIII в. | ||
1-я половина ХIХ в. | ||
2-я половина ХIХ в. | ||
Начало ХХ века | ||
Советский период | ||
1917-1931 годы | ||
30-50-е гг. | ||
60-90 –е годы | ||
Современный этап (Начало ХХ I века) |
Литература
1.Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] /З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 288 с.
2. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / Миронов. – Ростов н/Д:Феникс, 2013. – 510 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2012. — 280 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). В 2 ч. Ч.1 - 5-е изд.,перераб. - М. : Просвещение, 2011. — 400 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Начальное общее образование. – М. 2012. – 110с. (http://window.edu.ru/resource/593/75593)
Тема 2. Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе
Задание 2.1. Анализ современных программ «Окружающий мир»
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Какова связь Государственных образовательных стандартов и программ?
2. Каковы особенности структуры такого документа как «программа»?
3. Дайте характеристику каждому структурному компоненту программы.
4. Выявите требования к разработке современных программ по курсу «Окружающий мир».
Рекомендации для самостоятельной работы
Проанализируйте 2-3 наиболее распространенных учебных программ по предмету «Окружающий мир», включенных в Федеральный перечень.
Концепция программы раскрыта в пояснительной записке. Проведите анализ содержания ее и ответьте на вопросы:
- Какие образовательные и воспитательные задачи стоят перед курсом «Окружающий мир»? Сравните их.
- Каким образом в программах предусматривается развитие школьников? Выявите общие и разные подходы к решению данной проблемы в программах.
- Каково содержание и структура курсов?
- Какие принципы отбора и структурирования учебного материала указываются в пояснительных записках? Проследите их реализацию в содержании курсов.
- Какие формы и методы работы по естествознанию определены в программах? Объясните, почему указаны именно они.
Результаты анализа запишите в таблицу
Элементы Анализа программ | П Р О Г Р А М М Ы | |||
УМК «Школа России» (А.А.Пле-шаков) | УМК «Перспектива» (А.А.Плешаков М.Н.Новицкая) | УМК «Школа 2100» (А.А. Вах- рушев) | УМК «Начальная школа ХХ1 века» (Н.Ф.Вино-градова) | |
1. Структура программы и ее соответствие типологии и стандарту. | ||||
2. Цели и задачи курса | ||||
3. Принципы отбора и расположения учебного материала | ||||
4. Основные методы и формы в преподавании курса |
Составление методического словаря
Выявите основные понятия данной темы и раскройте их сущность
Государственный образовательный стандарт ……..
Программа учебного предмета ……….
Задание 2.2. Анализ учебников по предмету «Окружающий мир» для начальных классов
1. Анализ учебников по предмету «Окружающий мир» по плану:
1) Определить общую структуру учебников (какие разделы, рубрики, условные знаки предлагаются в учебнике)
2) Установить соответствие содержания учебников и программ по предмету «Окружающий мир».
3) Охарактеризовать особенности методической структуры учебников (тексты, их жанр, внетекстовый компонент).
4) Характеристика вопросов и заданий:
а) вопросы по работе с текстами;
б) вопросы по проведению наблюдений и опытов;
в) вопросы по проведению практических работ;
г) вопросы по выполнению письменных работ;
д) по работе с картой.
5) Какова роль иллюстраций учебника? Найти иллюстрации:
а) для обогащения запаса конкретных представлений учащихся о природе;
б) сюжетные иллюстрации;
в) инструктивные – для выполнения практических работ по естествознанию;
6. Что можно сказать о воспитательной направленности содержания учебников?
7. Что можно сказать о соответствии учебника возрастным особенностям обучающихся?
Литература
Тема 3. Методы и технологии начального образования в области окружающего мира
Вопросы для самостоятельного изучения
Пользуясь материалами курса педагогики, лекционных занятий ответьте на вопросы:
1. Что такое метод обучения? Приведите примеры разной трактовки понятия «метод обучения». Объясните свою точку зрения.
2. Приведите примеры разной классификации методов обучения. Какая классификация, с вашей точки зрения, наиболее приемлема для преподавания естествознания в начальной школе? Докажите свое мнение.
3. Дайте характеристику каждой группы методов.
4. В чем сущность и значение метода наблюдений? Раскройте организацию и методику ведения наблюдений.
5. В чем сущность и значение метода эксперимента? Каково его отличие от метода наблюдений?
6. В чем сущность и значение метода моделирования?
7. Почему в учебном процессе важно сочетать разные методы?
Рекомендации для самостоятельной работы
Изучение темы начните с выявления сущности понятия «метод». Рассмотрите различные трактовки этого понятия. Сравните данное определение метода обучения с тем, что вы разбирали на лекции. Выявите отличительные и сходные признаки.
Далее переходите к рассмотрению классификаций. Более подробно рассмотрите классификацию методов, предложенную Н.М. Верзилиным, ее обоснование.
На следующем этапе проработки материала необходимо выявить сущность каждой группы методов. Составьте характеристику каждой группы методов по плану:
1) название метода, его сущность;
2) виды данного метода, характеристика каждого вида;
3) возможности использования на уроке;
4) место и время использования на уроке;
5) положительные и отрицательные стороны метода;
6) примеры использования.
Сделайте вывод о ценности каждой группы методов и их взаимосвязи. Результаты оформите в виде таблицы.
Задание 3.1. Содержание и организация фенологических наблюдений за природой в начальных классах. Работа с дневниками наблюдений.
Студентам предлагается разработать модель дневника наблюдений для учащихся начальных классов.
Методические рекомендации
Задание выполняется творческими группами и состоит из нескольких этапов работы:
1. Определение формы «Дневника наблюдений» (альбом, тетрадь, папка, календарик и т.д.).
2. Определение содержания «Дневника наблюдения» (система заданий по наблюдению за объектами и явлениями природы).
3. Разработка методических рекомендаций для учителя начальных классов по работе с «Дневником наблюдений».
При определении содержания дневников наблюдений студентам необходимо учитывать следующие требования:
– «Дневник наблюдения» должен строиться по принципу сезонности и краеведения;
– основу «Дневника наблюдений» должны составлять задания по наблюдениям за сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений, животных;
– вопросы и задания «Дневника наблюдений» должны включать учащихся в различные виду умственной деятельности: сравнения, определения последовательности явлений, установления связей между отдельными предметами и явлениями;
– внесение в содержание «Дневника наблюдений» элементов занимательности: загадок, пословиц, поговорок, вопросов на смекалку и т.д.
– содержание «Дневника наблюдений» должно способствовать формированию экологической культуры младших школьников.
Задание 3.2. Организация и проведение опытов и практических работ на уроках окружающего мира
3.2.1. Используя учебники окружающего мира, познакомьтесь с содержанием опытов, проводимых в начальной школе и заполните следующую таблицу:
Название опыта |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 620.