Вопросы для самостоятельного изучения
Используя материалы учебников, ответьте на следующие вопросы:
1. Каково значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе при изучении курса «Окружающий мир?
2. Перечислите, что относится к материальным средствам изучения окружающего миру?
3. В чем дидактическая ценность натуральных средств обучения?
4. Охарактеризуйте назначение уголка живой природы. Какие требования предъявляются к уголку живой природы?
5. Дайте характеристику учебно-опытному участку и географической площадке.
Рекомендации для самостоятельной работы
Изучение темы начните с проработки материала лекций и учебных пособий. Определите значение материальной базы в обучении младших школьников окружающему миру.
После этого переходите к выявлению значения и особенностей средств обучения каждой классификационной группы, а затем конкретных объектов, входящих в данные группы.
Раскройте суть понятия «комплексное использование средств обучения». Комплексное использование средств обучения способствует формированию более полных знаний о природе. Это объясняется тем, что все учебные пособия взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы.
Следующим этапом самостоятельной работы является изучение материала об уголке живой природы, его роли в преподавании окружающего мира. Прочитайте материал о подборе обитателей уголка живой природы, их размещении и содержании, о методике работы в уголке живой природы.
После этого изучите требования к организации и оборудованию географической площадки. Выявите приемы работы на ней. Такую же работу проделайте по изучению учебно-опытного участка.
Результаты изучения вопросов о методике работы в уголке живой природы, учебно-опытном участке и географической площадке оформите в виде таблицы, схемы или другой формы.
Средство обучения | Методы и приемы работы | Примеры |
Уголок живой природы | ||
Географическая площадка | ||
Учебно-опытный участок |
Задание 5.1. Составьте таблицу «Материально-техническое оснащение курса «Окружающий мир».
Задание 5.2. Разработайте фрагмент урока с использованием наглядных средств обучения: а) коллекции или гербарий; б) географической карты. (На выбор).
Задание 5.3. Составьте фрагмент внеурочного занятия: а) в уголке живой природы; б) на географической площадке; в) на учебно-опытном участке. ( На выбор).
Литература
Тема 6. Оценивание образовательных достижений обучающихся в рамках курса «Окружающий мир»
Вопросы для самостоятельного изучения
Пользуясь материалами курса педагогики, образовательного стандарта и приложения к нему (Оценка достигнутых планируемых результатов в начальной школе), ответьте на вопросы.
1. Что понимается под диагностированием обученности школьников?
2. Что такое оценка внутренняя и внешняя?
3. Что такое оценка и отметка?
4. Какова процедура оценивания достигнутых результатов?
Рекомендации к самостоятельной работе
В соответствии с новым ФГОС НОО система оценки образовательных достижений школьников четко привязывается к планируемым результатам.
При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется в эмоционально-ценностных отношениях к себе и окружающему миру. При этом необходимо отметить согласно требованиям нового Стандарта, что личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.
При повседневном же образовательном процессе оценка личностных результатов необходима, которая может проявляться в словесной характеристике типа «ты молодец», «ты поступил правильно» и т.п. То есть в процессе оценивания ученик ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.
Предмет «Окружающий мир» как интегративный курс имеет отношение к формированию практически всех названных в стандарте метапредметных компетенций. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий.
Задание 6.1. По материалам одной темы учебника «Окружающий мир» составьте задания на диагностику личностных, метапредметных (УУД) достижений:
1) Задания на диагностику личностных результатов;
2) Задания на проверку регулятивного УУД;
3) Задания на проверку познавательного УУД.
4) Задания на проверку коммуникативного УУД
Задание 6.2. Разработайте комплексное задание направленное на оценку предметных и метапредметных умений у обучающихся.
Литература
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч.1.2 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанов и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 215 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012. — 204 с. – (Стандарты второго поколения).
4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя /Под. ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
5. Советова Е.В. Итоговая аттестация в начальной школе / Е.В. Советова. – Ростов н/Д : Феникс, 2012.- 299 с. – (Здравствуй, школа).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СХЕМА УРОКА
«Окружающий мир»
Тема: __________________________________________________
Цели: __________________________________________________
Планируемые результаты:
Предметные умения: ___________________________________
УУД: Личностные ___________________________________
Регулятивные ___________________________________
Познавательные ________________________________
Коммуникативные _____________________________
Оборудование: _________________________________________
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (формирование УУД) |
I. Организационный момент | ||
II. Актуализация знаний Проверка домашнего задания (беседа по вопросам, тесты, игра, кроссворд, сообщения учащихся). | ||
III. Мотивация учебной деятельности
| ||
IV. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику 2. Выполнение задания в рабочей тетради 3. Практическая работа 4. Физкультминутка 5. Творческие задания 6. Работа с атласом-определителем и т.п. 7. Самостоятельная работа | ||
V. Рефлексия учебной деятельности 1.Итог урока. (Соотнесение полученного результата с поставленной целью (самоанализ)) 2.Оценивание деятельности (самооценка) | ||
VI. Домашняя работа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНАЛИЗ УРОКА
Класс ____________________
Автор учебника ____________________________________
Тема урока _____________________________________
№ | Элементы анализа | примечания | Балл |
1. | Основные цели урока. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? | ||
2. | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и цели. | ||
3. | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? | ||
4. | Соответствие урока требованиям ФГОС: | ||
4.1. | Ориентация на новые образовательные результаты | ||
4.2. | Нацеленность деятельности на формирование УУД | ||
4.3. | Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) | ||
5. | Содержание урока: | ||
5.1. | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. | ||
5.2. | Соответствие содержания урока требованиям программы. | ||
5.3. | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. | ||
5.4. | Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. | ||
6. | Методика проведения урока: | ||
6.1. | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. | ||
6.2. | Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение:примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») | ||
6.3. | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. | ||
6.4. | Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить) Использование инновационного опыта | ||
6.5. | Применение диалоговых форм общения. | ||
6.6. | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися | ||
6.7. | Осуществление обратной связи ученик-учитель | ||
6.8. | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. | ||
6.9. | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | ||
6.10 | Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. Использование интерактивной доски, ИКТ. | ||
6.11. | Использование наглядного материала: в качестве иллюстраций, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | ||
6.12. | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||
7. | Психологические основы урока: | ||
7.1. | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | ||
7.2. | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. | ||
7.3. | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | ||
7.4. | Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. | ||
8. | Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. | ||
9. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона) | ||
Итого |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Дата: 2019-12-10, просмотров: 2028.