ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модуль I

Модуль II

Стратегическое планирование трудового потенциала

Тема 7.Организационное проектирование и структура системы УП

Организационное проектирование системы УП. Цель оргпроектирования. Функциональные подсистемы системы управления персоналом. Этапы организационного проектирования.

Основное содержание системы управления персоналом: цель, задачи и методы. Главная цель и задачи системы управления персоналом.

Организационная структура кадровой службы. Типовая структура кадровой службы: сектор найма рабочей силы, сектор подготовки и продвижения персонала, сектор стимулирования труда, сектор изучения и оценки персонала, сектор трудовых отношений, сектор стратегического управления персоналом, сектор профориентации, сектор охраны труда и техники безопасности.

Позиции кадровой службы в реализации функций управления персоналом.Поэтапная реализация функций управления персоналом. Основные этапы процесса управления персоналом.

Структура системы УП и размеры организации. Рациональная организационная структура. Система УП в небольших организациях и в крупных компаниях. Роль линейных руководителей в реализации функции управления персоналом. Функции отдела кадров как ключевой составляющей кадровой службы.

Обеспечение системы управления персоналом. Информационно-технологическая база системы управления персоналом. Положение о кадровой службе и должностные инструкции. Правовое и информаци­онное обеспечение процесса управления персоналом

Тема 8. Кадровая политика

Место кадровой политики в системе УП. Основная задача кадровой политики. Содержанием кадровой политики. Общие требования к кадровой политике в современных условиях.

Анализ кадровой ситуации. УП - модель. Объекты анализа: персонал, внешние и внутренние условия, структура организации. Оценочные критерии эффективности кадровой политики.

Формирование кадровой политики. Процессы воспроиз­водства, управления и развития персонала. Условия разработки кадровой политики. Условия реализации кадровой политики. Управленческая компетентность. Этапы формирования кадровой политики. Основные элементы кадровой политики. Воспроизводство персонала. Жизненный цикл персонала.

Типы кадровой политики. Пассивный и активный, открытый и закрытый типы кадровой политики.

Тема 9. Стратегия УП

Черты и составляющие стратегий управления персоналом. Долгосрочный характер связь со стратегией организации.

Особенности кадровой политики в различных стратегиях организации. Стратегия роста (динамического роста), стратегия ограниченного роста (прибыли) и стратегия сокращения (ликвидации). Стратегия сочетания и стратегия нового бизнеса.

Варианты взаимодействия стратегии управления персоналам и стратегии организации.

Практические действия HR-менеджеров при реализации различных стратегий организации.

Реализация кадровых стратегий сопряжена с эффективностью практического выбора менеджеров по персоналу, а также опреде­лением основных характеристик к работникам, необходимых для успешного осуществления данной стратегии.

 

Тема 10. Планирование работы с персоналом организации

Кадровое планирование. Задачи кадрового планирования. Виды кадрового планирования. Этапы маркетинга персонала. Проектирование структуры управления. Этапы проектирования структуры управления. Показатели эффективности структуры управления. Показатели, требующие корректировки структуры.

Оперативный план работы с персоналом. Планирование потребности в персонале. Расчет численности персонала. Методы норми­рования труда работников. Схемы определения численности персонала. Расчет численности рабочих. Расчет численности руководителей и специалистов.

Планирование производительности труда и показателей по труду. Оперативный план по труду и заработной плате. Нормативная база кадрового планирования.

Организационная структура. Штатное расписание нормы и нормативы расчета численности персонала. Профессиограмма. Правила внутреннего распорядка.

Схема построения организационного проекта «Управления персоналом».

 

Модуль III

Технология управления человеческими ресурсами в организации

Тема 11. Технология найма персонала

Наем персонала. Привлечение, отбор, прием работников. Процедуры привлечения, отбора, приема работников в орга­низацию. Приемы (тактики) организации в процессе найма.

Стратегия работника. Тактика работника на переговорах. Приемы тактики работника на собеседовании. Структура мини-резюме.

Делопроизводство в кадровой службе. Срочный трудовой договор. Особенности срочного договора.

Деловая оценка персонала. Методы деловой оценки персонала при приеме на работу.

Тема 12. Управление профориентацией, адаптацией,

Модуль IV

Социальная и экономическая эффективность

Планы семинарских и практических занятий

Модуль I

Модуль II

Стратегическое планирование трудового потенциала

Тема 7.Организационное проектирование и структура системы УП

1. Организационное проектирование системы УП

2. Организационная структура системы УП

3. Цели и функции системы УП

Самостоятельная работа

Конспект

[Шлендер, с.72-87] – Глава 6. Служба управления персоналом: кадровое, информационное, техническое, правовое, нормативно-методическое обеспечение

Творческое задание

Подготовка и участие в деловой игре «Функциональное разделение труда в аппарате управления организацией»[2].

Основная литература

1. Управление организацией: Учебник / Полд ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 379-389.

2. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 43-88.

3. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2002. - С. 70-72.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд, перераб. И доп. М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 194-209,

5. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 72-87.

Дополнительная литература

1. Генкин Б.М., Свистунов В.М. Основы организации труда: Учебное пособие. (ГРИФ). – М.: НОРМА, 2008. – 400 с.

2. Иванов В. Г., Прозоровская К. А., Копейкин Г. К. Информационные технологии в системе управления персоналом: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2002.

3. Кадры предприятия: сборник основных нормативных документов с комментариями. М.: Изд-во "Дело и сервис", 2000.

4. Копейкин Г. К. Управление социальным развитием организации: Учеб. пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 2003. – 460 с.

5. Хусаинов М.Ф. Модель развития организационной структуры управления // Управление персоналом, №5, 2007. С. 36 – 38.

Тема 8. Кадровая политика

1. Кадровая политика как ядро системы УП.

2. Типы кадровой политики.

3. Условия разработки и формирования кадровой политики.

4. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации.

Творческое задание

Подготовить положение о кадровой службе и/или должностную инструкцию сотрудника кадровой службы [можно использовать учебник Егоршина, с. 144-162].

Темы докладов

1. Цели, принципы и направления кадровой политики современного предприятия.

2. Специфика формирования кадровой политики в условиях рыночной нестабильности.

Основная литература

1. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 21-31.

2. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 89-98.

3. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 48-49.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд, перераб. И доп. М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 145-154, 159-161.

Дополнительная литература

1. Пархоменко С. Координация движений, или как достигается слаженная и согласованная работа организации // Управление персоналом, №5, 2007. С. 30 – 35.

2. Пушкарев Н.Ф. Формирование кадровой политики коммерческого банка: отечественный и зарубежный опыт. М.: Хронограф, 1998. – 186 с.

 

Тема 9. Стратегия УП

1. Система стратегического управления персоналом организации.

2. Стратегия организации и стратегия УП.

3. Реализация стратегии УП.

Самостоятельная работа

Конспект

[Арсеньев, с. 33-69] – Глава 2. Стратегия и тактика управления персоналом.

[Беляцкий, с. 47-80] – Глава 4. Основы стратегического управления персоналом.

Темы докладов

1. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия.

2. Практические действия HR-менеджеров при реализации различных стратегий организации.

Основная литература

1. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Модели управления:Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организации» и 061200 «Управление персоналом». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 33-69.

2. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – С. 47-80.

3. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 99-104.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2007. – С. 155-158, 162-190.

5. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 50-58.

Дополнительная литература

1. Карташова Л.В. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка её эффективности. М.: Информ-знание, 2000. – 333 с.

2. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие / Под ред. Кибанова А.Я., Дураковой И.Б. - (Серия «Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 301 с.

3. Ижбулатова О.В. Формирование и реализация кадровой стратегии предприятия // Управление персоналом, №1, 2007. С. 70 –72.

4. Королева Е. Работодатель: стратегии позиционирования // Справочник по управлению персоналом, №2, 2007. С. 31 – 35.

 

Тема 10. Планирование работы с персоналом организации

1. Кадровое планирование: задачи, виды кадрового планирования, этапы.

2. Планирование потребности в персонале. Расчет численности персонала.

3. Оперативный план работы с персоналом.

4. Планирование производительности труда и показателей по труду.

Самостоятельная работа

Конспект

[Поршнев, с. 393-402] – Глава 5.2. Кадровое планирование в организации.

[Шлендер, с. 59-71] – Глава 5. Кадровое планирование.

Основная литература

1. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. И перераб. – Н. Новогород: НИМБ, 2005. – С. 47-59.

2. Управление персоналом организации: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 109-124.

3. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2003. – С. 81-108.

4. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 59-71.

5. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд, перераб. И доп. М.: ЮНИТИ, 2007. - С. 210-212.

6. Управление организацией: Учебник / Полд ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 393-402.

Дополнительная литература

1. Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учебное пособие. - (Серия «Высшее образование») (ГРИФ). – М.: ИНФРА-М, 2008. – 159 с.

2. Комисарова М. Планируем потребности в персонале // Справочник по управлению персоналом, №3, 2007. С. 68 – 72.

3. Пархоменко С. Откуда берутся «лишние» люди // Управление персоналом, №6, 2007. С. 36 – 40.

4. Персональные данные работников. - («Библиотека журнала «Трудовое право РФ» - Вып. 11 [153]»). – М.: ИНФРА-М, 2007. – 21 с.

Модуль III

Модуль IV

Модуль I

1. УП как особый вид управленческой деятельности.

2. Основные понятия УП.

3. Субъект и объект УП.

4. Цель, задачи и функции УП.

5. УП как особый раздел менеджмента.

6. Персонал организации как особый объект управления.

7. Функции и задачи менеджера по персоналу.

8. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости.

9. Теоретические трактовки роли человека в организации.

10. Технократический подход (школа научного управления, ад­министративная школа).

11. Гуманистический подход (школа человеческих отношений, школа поведенческих наук).

12. Сравнительная характеристика подходов к УП.

13. Социальная политика государства и организации.

14. Социология труда и организаций.

15. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала.

16. Государственная система управления трудовыми ресурсами.

17. Философия УП.

18. Концепция УП.

19. Закономерности и принципы УП.

20. Факторы взаимодействия людей в организации.

21. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу.

22. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу.

23. Корпоративный этический кодекс.

24. Неформальные уровни моральной регуляции поведения работников.

25. Специфика управления персоналом организации в сфере услуг.

26. Традиционные и социотехнические системы УП.

27. Японская философия управления персоналом организации.

28. Управление персоналом в американской традиции.

29. Современные тенденции управления персоналом.

30. Особенности советского и современного российского подходов к управлению персоналом.

31. Новые методы работы с персоналом в современных организациях.

Модуль II

32. Основное содержание и структура системы УП.

33. Цель и задачи, функции и методы системы УП.

34. Реализация функций системы УП.

35. Основные этапы процесса управления персоналом.

36. Организация как поле управленческой деятельности.

37. Жизненные стадии и циклы организации.

38. Организационное проектирование системы УП.

39. Организационная структура системы УП.

40. Кадровое и документационное обеспечение системы УП.

41. Информационное и техническое обеспечение системы УП.

42. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы УП.

43. Кадровая политика как ядро системы УП.

44. Типы кадровой политики.

45. Анализ кадровой ситуации.

46. Условия разработки и формирования кадровой политики.

47. Кадровый менеджмент на разных стадиях развития организации.

48. Цели, принципы и направления кадровой политики современного предприятия.

49. Общие требования к кадровой политике в современных условиях.

50. Специфика формирования кадровой политики в условиях рыночной нестабильности.

51. Основные черты и составляющие стратегий управления персоналом.

52. Особенности кадровой политики в различных стратегиях организации.

53. Практические действия HR-менеджеров при реализации различных стратегий организации

54. Кадровое планирование.

55. Нормативная база кадрового планирования.

56. Расчет численности персонала.

2 семестр

Модуль III

1. Привлечение, отбор, прием работников.

2. Стратегия поведения работника при приеме на работу.

3. Правила проведения собеседования. Структура мини-резюме.

4. Особенности срочного договора.

5. Профориентация и трудовая адаптация персонала.

6. Организация труда персонала.

7. Деловая оценка персонала. Методы деловой оценки персонала.

8. Высвобождение персонала.

9. Обучение персонала. Система обучения в организации.

10. Процедура аттестации персонала.

11. Управление деловой карьерой.

12. Работа с резервом организации. Виды резервов.

13. Формирование команды как важный элемент современного менеджмента. Особенности работы в команде.

14. Процедура управления организационным поведением.

15. Стиль руководства и методы управления.

16. Сущность и виды управленческих решений.

17. Процедура приня­тия управленческого решения.

18. Методы оценки управленческих решений.

19. Прогнозирование управленческих решений.

20. Система контроля исполнения решений.

21. Власть и реализация властных полномочий. Правило баланса власти.

22. Неформальные связи в организации. Референтные группы..

23. Неформальные лидеры. Серые кардиналы.

24. Конфликт в организации.

25. Механизмы психологической защиты. Концепция З. Фрейда.

26. Структура личности эффективность общения по Э. Берну.

27. Коллективное бессознательное в работах К. Юнга.

28. Сущность мотивационного процесса.

29. Типы и уровни мотивации.

30. Процесс стимулирования к труду.

31. Общая характеристика систем и методов стимулирования.

32. Административные методы стимулирования.

33. Экономические методы стимулирования.

34. Социально-пси­хологические методы стимулирования.

35. Экономическое поведение.

36. Основные факторы экономического поведения.

37. Стратегии экономического поведения.

Модуль IV

38. Тарифная система и классификация основных форм оплаты труда.

39. Дополнительные меры и «целевые» формы оплаты труда.

40. Социально-психологические аспекты использования различных методов стимулирования персонала.

41. Режим работы как мера стимулирования. Гибкий график работы и типы рабочего расписания.

Внешний имидж руководителя.

Примеры игровых технологий, используемых в современной практике управления персоналом.

54. Сущность социальной защиты.

55. Нормативная база социальной защиты.

56. Социальное партнерство.

57. Коллективный договор.

58. Социальные программы.

Критерии оценок знаний студентов

Для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов проводиться текущий контроль на всех видах занятий. Это осуществляется в ходе лекций, когда преподаватель проверяет уточняющими вопросами степень усвоения ее проблематики.

Во время семинарского занятия следует оценить как подготовку обучаемого к занятию, так и активность, качество выступления, умение использовать материал лекции, учебника и рекомендованной научной литературы.

На практических занятиях также предполагаются выступления с индивидуальными докладами и презентациями по темам, представление и защита творческих заданий, проведение тестовых срезов на точках контроля. Вопросы к тестам могут варьироваться преподавателем, поэтому не представлены в данном пособии, но всегда отражают материал пройденного модуля.

Распределение баллов внутри дисциплины по видам работ определяется преподавателем в зависимости от объема и значимости модуля. Максимальное количество баллов за овладение учебной дисциплиной за семестр устанавливается в 100 баллов независимо от ее общей трудоемкости. При этом работа в семестре может быть оценена в 80 баллов максимум, а сдача экзамена – в 20 баллов максимум.

Предлагается следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по традиционной форме:

86–100 баллов – «отлично» (5)

71–85 баллов – «хорошо» (4)

56–70 баллов – «удовлетворительно» (3)

менее 55 баллов – «неудовлетворительно» (2)

Критерии оценки знаний студентов при устных ответах на экзаменах следующие:

5 - “отлично” (17 – 20 баллов) - выставляется в том случае, если студент показал глубокие знания программного материала по поставленным вопросам. Он может логично анализировать и оценивать проблемы традиционного и современного менеджмента персонала.

4 - “хорошо” – (13 – 16 баллов) студент получает в том случае, если он, в общем, усвоил программу дисциплины, не допускает существенных неточностей, но не способен анализировать проблемы изучаемой области.

3 - “удовлетворительно” (9 – 12 баллов) - выставляется, когда обучаемый знает только основной материал программы по вопросам билета, но не усвоил ход и логику процесса управления персоналом, требует наводящих вопросов для правильного ответа.

2 - “неудовлетворительно” (менее 9 баллов) - студент получает в том случае, если он допускает грубейшие ошибки, не может ответить на наводящие и дополнительные вопросы в рамках программы по изученным темам.

По согласованию с деканатом студент имеет право досрочной (до начала сессии) сдачи экзамена по любой дисциплине, если он успешно завершил текущую работу и получил по этой дисциплине максимальный балл.

Преподаватель имеет право освобождать от экзамена, с выставлением положительной оценки его сдачи, тех студентов, которые успешно готовились и активно работали на занятиях, выполняли на высоком уровне доклады и творческие задания имеют достаточное количество баллов.

Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Управление персоналом»

1. Организация как поле управленческой деятельности.

2. Современные методы определения пригодности к управленческой работе.

3. УП как особый вид управленческой деятельности.

4. Рационализация рабочего времени как определяющий фактор управления персоналом.

5. Этика деловых отношений в работе менеджера по персоналу.

6. Специфика управления важнейшими ресурсами организации в современной России.

7. Система управления трудовыми ресурсами на государственном уровне.

8. Алгоритм мотивации программы действий HR-менеджера.

9. Специфика реализации и делегирования властных полномочий в современном кадровом менеджменте.

10. Оценка вклада подчиненных как основа управленческой деятельности.

11. Умение руководить и подчиняться как две стороны управленческой деятельности.

12. Процедура приня­тия управленческого решения в современных организациях.

13. Автоматизация кадрового учёта как тенденция в современном HR-менеджменте.

14. Специфика управления персоналом в условиях нововведений в организации.

15. Японская модель решения социально-трудовых проблем и возможности ее использования в современном российском HR-менеджменте.

16. Структура системы управления персоналом в американских компаниях.

17. Особенности советского и современного российского подходов к управлению персоналом.

18. Региональный рынок труда и занятость персонала.

19. Специфика управления персоналом научно-производственных организаций.

20. Особенности управления персоналом в сфере услуг.

21. Построение нормативно-документальной базы современной кадровой службы.

22. Стратегия управления человеческими ресурсами и оценка её эффективности.

23. Современные методы оценки работы персонала.

24. Тимбилдинг как новая технология развития команды в современных организациях.

25. Трудовая адаптация как важнейший компонент эффективной деятельности персонала.

26. Построение системы обучения и повышения квалификации на современном предприятии.

27. Управление карьерой в современном HR-менеджменте.

28. Организационная культура как важнейший рычаг в управлении персоналом.

29. Значение внутреннего и внешнего имиджа организации в современном HR-менеджменте.

30. Персональный имидж руководителя в современном кадровом управлении.

31. Проблемы становления и развития профессионального HR-менеджмента в современной России.

32. Формирование кадровой политики современного коммерческого предприятия.

33. Структура современной кадровой службы предприятия.

34. Роль кадровой службы в принятии решений по персоналу.

35. Российский HR-менеджмент в условиях глобализации мирового хозяйства.

36. Управление персоналом в условиях нестабильной рыночной экономики.

37. Специфика использования традиционных и новейших методов подбора и оценки персонала.

38. Современные технологии управления организационным поведением.

39. Особенности кадрового планирования современного предприятия.

40. Методика и методология профилактики и разрешения конфликтных ситуаций на предприятии.

41. Методы профилактики и борьбы со стрессом в современном кадровом менеджменте.

42. Процесс высвобождения персонала: традиционные подходы и новые идеи.

43. Исследование рынка как важнейшая составляющая в ходе рекрутирования персонала.

44. Е-Рекрутинг – привлечение через Интернет: преимущества и недостатки.

45. Специфика использования тестирования при отборе кадров: преимущества и недостатки метода.

46. Собеседование (интервью) при приеме на работу: требования и этапы проведения.

47. Повышение лояльности персонала.

48. Управление женским коллективом.

49. Специфика управления творческим коллективом.

50. Дисциплина и опоздания в организации.

51. Современные способы организации труда персонала на предприятии.

52. Адаптация кадров: особенности протекания и ускорение процесса.

53. Новые возможности повышения эффективности работы персонала.

54. Оппозиционные настроения в компании.

55. Организация режима труда и отдыха.

56. Гибкий график работы предприятия: преимущества и недостатки.

57. Аттестация персонала в современной практике управления.

58. Обучение и повышение квалификации персонала.

59. Аутсорсинг в современном менеджменте.

60. Планирование карьеры персонала в условиях рыночной экономики.

61. Трудовые отношения при смене собственника организации.

62. Возможности использования организационного портала в работе кадровой службы.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Помимо прохождения итоговой отчетности по курсу «Основы управления персоналом» (сдача экзамена), студенты выполняют курсовую работу по данной дисциплине. Выбор темы студентом осуществляется самостоятельно, но согласовывается с преподавателем.

Курсовая работа выполняется в объеме от 1,5 до 2 условных печатных листов: от 35 до 50 машинописных страниц формата А4 через 1,5 интервала). При компьютерном наборе следует придерживаться нормы: 64 – 70 знаков в строке, 28 – 30 строк на странице; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см.

Необходимо использовать разнообразные источники: монографические исследования, научные статьи, словари, справочники, энциклопедии, материалы периодической печати, возможно, результаты своих собственных исследований, и т.д.; количество их в каждом конкретном случае может варьироваться, но, как правило, составляет не менее 20 наименований. Студент самостоятельно осуществляет подбор необходимой литературы и источников. Умение находить и обрабатывать их является важнейшей составляющей оценки его исследования. Рекомендуется избегать прямых компиляций, использования информации, не поддающейся проверке.

На основе теста курсовой работы студент готовит доклад, с которым выступает на публичной защите. Авторы лучших работ по рекомендации научного консультанта могут быть представлены к участию в ежегодной студенческой научной конференции, студенческих конференциях межвузовского, регионального и всероссийского уровня, а также к участию в конкурсах студенческих научных работ.

Научный руководитель оказывает студентам методическую помощь и согласовывает с ними график консультаций. Выполненная работа представляется на рецензирование не позже, чем за две недели до установленного деканатом срока аттестации.

Курсовая работа должна содержать: план, введение, изложение содержания научного исследования (в двух главах), заключение, список использованной литературы и источников. Если работа включает приложения, их помещают после заключения. В плане работы введение, заключение, приложения и список литературы не нумеруются.

Все приведенные в тексте цифровые данные, цитаты, заимствованные суждения и информация эксклюзивного характера должны быть подтверждены указанием источника с использованием постраничных сносок. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [56, 64], где первая цифра – номер источника в общем списке, вторая – номер страницы.

Введение должно содержать обоснование актуальности темы, описание выбранной проблематики, объект, предмет, цель, основные задачи научного исследования; состояние разработанности данной проблематики в научной литературе (краткий анализ используемой литературы и источников); научная и практическая значимость исследуемой проблемы.

В основной части представлены, как правило, 2 главы, приблизительно равных по объему и состоящих преимущественно из трех параграфов. В первой главе излагается суть проблемы, различные точки зрения на нее, представленные в классической и современной литературе. Вторая глава включает в себя собственный взгляд студента, являющийся результатом проделанного им научного исследования (на своем предприятии или по результатам анализа деятельности других современных предприятий).

В заключении кратко резюмируется содержание работы, формулируются выводы, высказываются предложения по использованию результатов, полученных в процессе подготовкикурсовой работы, в дальнейшей учебной и (или) профессиональной деятельности.

Особое внимание следует обратить на оформление научного аппарата работы: необходимо придерживаться принятых стандартов библиографического описания документа.

Названия использованных работ в общем списке нумеруются арабскими цифрами и располагаются строго по алфавиту. Если студент использовал источники на иностранных языках, они располагаются в конце списка; при этом сохраняется единая нумерация.

На титульном листе студенческой работ должны быть обозначены: полное наименование вуза, кафедры, название работы, вид работы (курсовая работа), курс и факультет (отделение), где обучается студент, его фамилия, имя, отчество (полностью), ученая степень, должность, фамилия и инициалы научного руководителя, место и время (год) выполнения работы.

Примерные темы контрольных работ по дисциплине «Управление персоналом»

1. Значение курса “Основы управления персоналом” для подготовки менеджеров.

2. Основные подходы к управлению персоналом.

3. Истоки появления и суть рационалистического подхода.

4. Требования и принципы гуманистического подхода.

5. Развитие персонала с точки зрения социотехнического подхода.

6. Практические функции управления персоналом.

7. Система планирования трудовых ресурсов.

8. Стратегическое планирование персонала.

9. Обучение персонала: особенности и преимущества институционального и индивидуального образования. Сущность внутрифирменного обучения персонала.

10. Текущее планирование персонала.

11. Процедуры определения потребностей в персонале: эксплуатация, балансовый метод, экспертный опрос, моделирование.

12. Классификация и характеристика персонала предприятия.

13. Формы найма персонала: контракт, договор подряда, трудовое соглашение.

14. Набор (рекрутирование) кадров на вакантные должности.

15. Внешние источники набора кадров.

16. Исследование рынка как важнейшая составляющая в ходе рекрутирования персонала.

17. Особенности и варианты внутреннего набора кадров на вакантные должности.

18. Общая характеристика методов отбора кадров.

19. Специфика использования тестирования при отборе кадров: преимущества и недостатки метода.

20. Собеседование (интервью) при приеме на работу: требования и этапы проведения.

21. Психология управления персоналом как инструмент современного HR-менеджера.

22. Высвобождение персонала: общие правила процедуры.

23. Зарубежный опыт высвобождения персонала.

24. Массовые увольнения на предприятии: политика поведения кадровой службы.

25. Современные способы организации труда персонала на предприятии.

26. Адаптация кадров: особенности протекания и ускорение процесса.

27. Мотивация и стимулирование труда персонала.

28. Современные формы и способы оплаты труда.

29. Не материальные формы стимулирования персонала.

30. Организация режима труда и отдыха.

31. Гибкий график работы предприятия: преимущества и недостатки.

32. Сущность и особенности “равнодневки”.

33. Значение аттестации персонала в современной практике управления.

34. Современные методы аттестации персонала.

35. Организация и работа центров аттестации персонала.

36. Обучение и повышение квалификации персонала.

37. Планирование карьеры персонала в условиях рыночной экономики.

38. Факторы, определяющие выбор линии продвижения по службе.

39. Виды карьеры. Сущность и построение системной карьеры.

40. Роль нормирования труда в управлении персоналом.

41. Принципы и методы нормирования труда.

42. Основные направления совершенствования нормирования труда.

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации

 

 

для специальности 080505 – “Управление персоналом”

факультет социологии и управления

отделение управления персоналом

 

курс 2-3; семестр 4-5

всего часов (включая самостоятельную работу) – 250

 

 

Составители: Рулёва Ю.С., канд. пед. наук, доц.,

Василенкова О.В., канд. ист. наук, ст. преп.

 

Рязань 2009


Печатается по решению учебно-методического Совета Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

 

 

Основы управления персоналом: Программа дисциплины и учебно-методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения / Сост. Ю.С. Рулёва, О.В. Василенкова. - Рязань: Изд-во РГУ, 2009. – 64 с.

 

Программа и учебно-методические рекомендации составлены в соответствии с ГОС ВПО и требованиями по подготовке специалистов в вузе; адресована студентам дневного и заочного отделений факультета социологии и управления, обучающимся по специальности 080505 – “Управление персоналом”.

 

Ключевые слова: управление персоналом, кадровый менеджмент, HR-менеджмент, управление человеческими ресурсами, роль человека в организации, кадровая политика, кадровая стратегия, формирование трудового потенциала, развитие трудового потенциала, стили руководства, методы управления, система неформальных отношений в организации, мотивация, стимулирование, кадровый аудит, имидж организации, социальная защита персонала, управленческое консультирование.

 

 

Ответственный редактор:

 

 

Рецензент: В.Ю. Курганов, канд. экон. наук

 

 

Ó Издательство Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, 2009


Выписка из ГОС ВПО специальности 080505 – “Управление персоналом”

ОПД Ф.10 Основы управления персоналом

 

Основы управления персоналом. Теория управления о роли человека в организации.

Государственная система управления трудовыми ресурсами.

Философия и концепция управления персоналом.

Принципы и методы управления персоналом.

Организационное проектирование системы управления персоналом. Цели, функции, организационная структура системы управления персоналом. Кадровое, информационное, техническое, норм<

Дата: 2016-09-30, просмотров: 178.