Типы шкал, используемых в социологическом исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социолог, пытающийся разработать одномерную чис­ловую ось (шкалу) для измерения тех или иных социальных приз­наков в соответствии со своими теоретическими гипотезами,


54

Часть I • Методологические основания

должен прежде всего хорошо представлять, какие классы шкал вообще используются в социологии. Крупнейший американ­ский психолог С.Стивенс на рубеже 30—40-х годов XX века для измерения социальных признаков, не имеющих единиц изме­рения, например удовлетворенности работой или социального самочувствия, предложил использовать 4 типа числовых сис­тем (шкал). Каждая из них представляет соответствующий уро­ вень измерения эмпирических объектов:

— шкала наименований (номинальная);

— шкала порядка (ординальная);

— шкала интервалов (интервальная);

— шкала отношений.

Различия в уровне измерения определяются двумя взаимо­связанными моментами:

1. Каждая из названных выше шкал способна отразить опре­деленный тип отношений между эмпирическими объекта­ми, зависящий как от цели нашего упорядочивания этих объектов, так и от природы тех свойств, относительно ко­торых происходит упорядочивание.

2. Каждая из них допускает различный спектр возможных операций с числами, составляющими шкалу.

Какие же вообще отношения могут существовать между эмпирическими объектами?

Прежде всего это отношение равенства—неравенства. Та­кой тип отношений «схватывается» номинальной шкалой (шкалой наименований), обеспечивающей самый низкий уро­вень измерения. Упорядочить эмпирические объекты с по­мощью такой шкалы означает просто разделить носителей изучаемого свойства на ряд групп (категорий). Каждая из этих групп (категорий), с одной стороны, включает индиви­дов, равных по одному из значений изучаемого признака'. Это означает, что внутри каждой группы существуют отношения равенства между индивидами по этому свойству. С другой сторо-

1 В методологии классического социологического исследо­вания термины свойство , признак , характеристика употреб­ляются как синонимы, отражая разные традиции, по­влиявшие на становление социологии: философскую, статистическую.


Тема 2 Основные черты количественного подхода_________________ 55

ны, каждая из выделенных групп противостоит другим, т.е. не «равна» им: между группами существуют отношения неравен­ ства. Сама классификация признака, т.е. выделение его групп (категорий), — задача содержательного, теоретического плана. Приписывание же этим группам чисел, т.е. построение число­вой оси, осуществляется с учетом только одного требования: эти числа должны быть разными (неравными). Каждое из таких чи­сел на шкале является шкальным значением признака. При этом каждое значение имеет вербальную (словесную) формулировку. С помощью номинальной шкалы могут быть измерены та­кие признаки, как пол, профессия, тип факультета университе­та, мотивы любого социально значимого поведения, жизнен­ные планы и т.д. Например, шкала для измерения типа факультета, на котором учатся студенты Самарского государ­ственного университета (т.е. в нашем случае объекты, которые мы хотим упорядочить), выглядит следующим образом:

1 — физический ф-т;

2 — математический ф-т;

3 — филологический ф-т;

4 — биологический ф-т;

5 — химический ф-т;

6 — социологический ф-т;

7 — психологический ф-т;

8 — юридический ф-т;

9 ф-т экономики и управления.

Уже на номинальном уровне измерения возможно примене­ние ряда статистических процедур: нахождение частоты рас­пределения признаков; определение средней тенденции по мо­дальной частоте; вычисление определенных коэффициентов корреляции (взаимосвязи) между признаками — коэффициен­тов Чупрова, Пирсона, Крамера1.

Социолог, пытаясь упорядочить область эмпирических объектов, может установить и отношения порядка между ними. В этом случае он пытается «выстроить» их по мере выраженно­ сти изучаемого свойства. Так, можно упорядочить иссле­дуемую совокупность студентов конкретного вуза или города по уровню их учебно-познавательной активности или сово-

1 Подробнее см.: Рабочая книга социолога. С. 172.


56

Часть I • Методологические основания

купность предприятий по степени социальной напряженности в них. При этом отношения порядка не только автоматически включают отношения равенства—неравенства, но «идут даль­ше»: выделенные группы (категории) не просто не равны друг другу, но «выстраиваются в затылок» от максимальной выра­женности изучаемого свойства до минимальной.

Шкала, которая фиксирует такие отношения, называется шкалой порядка. Числа такой шкалы не только фиксируют раз­личия, но устанавливают отношения «больше—меньше» между собой, соответствуя такой же ранжированной упорядоченно­сти эмпирических объектов, Классическим примером поряд­ковой шкалы является шкала удовлетворенности (работой, учебой, жизнью в целом):

1 — вполне удовлетворен;

2 — скорее удовлетворен, чем нет;

3 — и да и нет;

4 — скорее не удовлетворен;

5 — совершенно не удовлетворен.

В практике классических социологических исследований используются и сложные разновидности порядковых шкал: шкала Лайкерта, шкала Гуттмана, получившие свои названия по именам их создателей'.

В порядковых шкалах числа (шкальные значения) часто на­зывают рангами. Следует сказать, что сами числа (ранги) могут быть заменены другими числами при условии, что между ними будет сохранена та же самая упорядоченность: числа здесь просто коды, приписываемые исследователем.

Следует отметить еще одно важное обстоятельство: в пя-тичленноц порядковой шкале шкальные значения указываются и в вербальной форме — приведенная нами шкала удовлетво­ренности это демонстрирует. В то же время если шкала имеет более 5 значений: 7, 9 или 11, то вербально обозначаются только крайние. Промежуточные значения в таких шкалах обознача­ются лишь числами. Примером может служить шкала, пред-

1 Подробно описание этих шкал см.: Осипов Г . В ., Андреев Э . П . Методы измерения в социологии.


 

57

Тема 2 • Основные черты количественного подхода

назначенная для измерения уровня готовности членов произ­водственного коллектива прийти на помощь друг другу. Шкала может выглядеть так:

1_______ 2_______ 3________ 4________ 5________ 6________ 7

на помощь                                                всегда можно

рассчитывать                                              рассчитывать

не приходится                                                на помощь

Порядковая шкала допускает целый ряд дополнительных (от­носительно номинальной) статистических процедур: опреде­ление медианы, квартилей1 для изучения центральных тенден­ций, расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэндалла для определения тесноты связи между признаками.

В целом порядковая шкала обеспечивает более высокий уро­ вень измерения, нежели номинальная, ранжируя объекты в от­ношениях больше—меньше того или иного свойства.

Вместе с тем социолога довольно часто интересует и другой вопрос: насколько меньше или во сколько раз меньше того или иного свойства в исследуемой совокупности? На этот вопрос порядковая шкала ответа не дает. Здесь требуется иной, более высокий уровень измерения.

Этот более высокий уровень измерения обеспечивается двумя типами шкал: интервальной и шкалой отношений. Довольно часто их объединяют под одним названием «метри­ческие» шкалы.

Интервальная шкала (или шкала равных интервалов) представляет собой полностью упорядоченный ряд с равными интервалами между пунктами, причем отсчет начинается с произвольно выбранной точки (отсутствует нуль). На шкале равных интервалов появляется единица измерения, которой не

1 Медиана представляет собой такое значение признака, которое характерно для единицы наблюдения, занимающей срединное положение в ряду единиц статистической со­вокупности, упорядоченных по значениям признака. Квар­тиль (верхний или нижний) — это такое значение признака, которое делит ряд распределения признака на четыре рав­ные части.


58

Часть I • Методологические основания

было в порядковой шкале: расстояния между шкальными зна­чениями в ней были неравны, но просто упорядочены.

Главная трудность в построении таких шкал в социологии состоит в обосновании равенства или разности расстояний между шкальными значениями1.

Шкала отношений к свойствам интервальной шкалы добав­ляет экспериментально установленный нуль, превращаясь таким образом в идеальную метрическую шкалу. Здесь уже можно оп­ределять отношения между шкальными значениями, т.е. отве­тить на вопрос о том, насколько (или во сколько раз) одно зна­чение признака больше (или меньше) другого шкального значения. Так, сравнивая продолжительность времени, затра­чиваемого в неделю на различные элементы свободного време­ни, можно говорить, например, что на просмотр телевизион­ных передач (12-14 часов в неделю) жители России тратят в 6—7 раз больше времени, нежели на чтение художественной литературы (2 часа). Типичные примеры таких шкал — шкала времени, пространственных мер, денежных единиц. Кроме то­го, разработаны и метрические шкалы для измерения некото­рых физиологических и психологических свойств человека, где экспериментальным путем удалось определить нулевое значе­ние этих свойств.

Исследователь, используя метрические шкалы, приобрета­ет большую гибкость описания, а также способен получить больший объем информации. Над числами, принадлежащими такой шкале, можно производить все известные операции с натуральными числами. Кроме того, наряду с процедурами, характерными для порядковых шкал, здесь возможен расчет средних значений признаков и мер их рассеяния (дисперсии, среднего квадратического отклонения и т.д.). В шкалах этого типа могут использоваться коэффициент парной корреляции Пирсона, множественный коэффициент корреляции.


Тема 2 • Основные черты количественного подхода                                59

5.3. Процедура построения порядковой шкалы

Процедура построения порядковой шкалы1 (как, впрочем, и метрических) — несомненно, творческий процесс. Вместе с тем существует и определенный алгоритм этой дея­тельности, который зависит, в свою очередь, от того, какой признак мы собираемся измерять — относительно простой или относительно сложный. Попробуем вначале определить содер­жание этих терминов.

Относительно простым признаком мы называем такой, ко­торый может быть достоверно измерен непосредственно, без использования промежуточных звеньев — индикаторов.

К относительно сложным могут быть отнесены такие приз­наки, которые не могут быть измерены достоверно непосред­ственным образом и потому нуждаются в использовании инди­каторов в процессе измерения (косвенное измерение).

Следует сказать, что не существует каких-либо критериев, философских или математических, для отнесения признака к категориям простых или сложных. Здесь должен прежде всего срабатывать профессионализм социолога, его личностный со­циальный опыт, здравый смысл, интуиция наконец.

Конечно, a priori понятно, что такие признаки, как «уро­вень политической культуры» или «уровень включенности в организацию», не могут достоверно измеряться непосред­ственно, т.е. быть относительно простыми признаками. Вместе с тем ряд социальных свойств, например «интерес к учебе» или «отношение к материалам газеты», могут быть измерены и как простые, и как сложные признаки.

Рассмотрим процедуру построения полностью упорядоченной шкалы (порядковой шкалы). Для простого признака она сводится к одному этапу Здесь измеряемое свойство представляется как про-


 


1 Следует сказать, что такие шкалы используются в социоло­гии нечасто. Тем не менее примером такой шкалы может служить шкала Търстоуна , главный акцент при построении которой как раз сделан на обосновании равенства интервалов между суждениями — шкальными значениями.


' Порядковая шкала в литературе часто называется полностью упорядоченной шкалой . Такая шкала противостоит другой — частично упорядоченной , которая представляет собой промежуточный вариант между номинальной и порядковой шкалами. Мы остановились на процедуре разработки порядковой шкалы потому, что такие шкалы наиболее распро­странены в социологических исследованииях.


60


Часть ! • Методологические оснований


Тема 2 • Основные черты количественного подхода


61


 


тяженность, как континуум (длительность), «протягивающаяся» от максимального до минимального своего значения. Нагляд­но эту «протяженность» можно представить в виде своеобраз­ной «линейки», градации которой представляют собой значе­ния измеряемого признака.

Размерность конструируемой шкалы, т.е. количество ее пунктов, определяется степенью требуемой точности: более дробная шкала, как правило, более точно измеряет то или иное социальное свойство. Вместе с тем, выбирая меру дроб­ности шкалы, необходимо учитывать и уровень образования социальной группы, являющейся объектом исследования. Известно, что уровень образования самым тесным образом связан с дифференцирующей способностью человека: чем выше этот уровень, тем выше и способность человека расчле­нять, отделять одного от другого, словом дифференцировать. Применительно к предмету нашего разговора это означает, что измерение с помощью очень дробной шкалы (например, 7- или 9-членной) в исследовании, где объект исследова­ния — социальная группа с достаточно низким уровнем обра­зования, может оказаться ненадежным: респонденты просто не в состоянии столь дробно дифференцировать измеряемый

признак.

Сконструированные таким образом шкалы-линейки пере­водятся в вопросную форму, чтобы быть помещенными в опрос­ник (помним, что измерение социальных признаков происхо­дит в процедуре опроса). Практически перевод в вопросную форму означает разработку вопроса (естественно, с ответами на него), сохраняющего «идею» и размерность шкалы, но вы­раженного »на языке респондента», т.е. на языке повседневного общения той социальной группы, которая выступает объектом исследования. Такая шкала в ее вопросной форме выступает операциональным определением^ теоретического понятия, в ко­тором отражена сущность измеряемого признака.

1 Операционализация — это процедура связывания теоре­тического понятия с эмпирическими наблюдениями, где последние выступают показателями каких-то свойств, отно­сящихся к данному понятию.


Рассмотрим в качестве примера процедуру построения пол­ностью упорядоченной шкалы для измерения социального свойства «интерес к учебе».

Трехчленная линейка этого признака будет выглядеть сле­дующим образом:

Макс. знач.                Средн. знач.               Мин. знач.

Высокий                    Средний                  Низкий

интерес                      интерес                   интерес

Пятичленная «линейка» будет выглядеть так:

1__________ 2_________ 3__________ 4________ 5

Макс.  Выше ср.        Среднее    Ниже ср.    Мин.

Очень Высокий       Средний    Низкий    Очень

высок.  интерес    интерес     интерес   низкий

интерес                                                               интерес

Вопросная форма пятичленной шкалы может быть сформу­лирована следующим образом: «Скажите, пожалуйста, в какой мере вам интересна учеба в университете?»

1 — очень интересна;

2 — пожалуй, интересна;

3 — и интересна, и неинтересна;

4 — скорее, неинтересна;

5 — совершенно неинтересна.

Алгоритм построения шкалы для измерения сложных приз­ наков гораздо сложнее и включает несколько этапов.

На первом этапе измеряемый признак, как и в случае, ра­нее рассмотренном, «протягивается», представляется как про­ тяженность- На втором этапе осуществляется поиск индикато­ ров измеряемого социального свойства. Можно сказать, что социологическая наука «подсмотрела» этот способ измерения У жизни: все мы для того, чтобы «вычислить» сложное, скры­тое от непосредственного наблюдения явление, пытаемся


62


Часть I • Методологические основания


Тема 2 • Основные черты количественного подхода


63


 


по каким-то внешним его проявлениям составить представ­ление о нем. Например, «истинное» отношение к себе друга (или подруги) можно определить, зная его (ее) поведение в сложных для нас ситуациях. Некоторые «штрихи* этого отно­шения можно представить себе, зная, что он (она) говорит о нас другим людям. Очевидно, можно найти еще немало таких ситуаций, в которых ясно проявляется отношение к нам.

Как подбираются проявители изучаемого свойства, индика­ торы при разработке шкалы? Прежде всего, важнейшим усло­вием подбора адекватных индикаторов является теоретическое осмысление изучаемой социальной характеристики.

Как правило, в науке к моменту, когда исследователь при­ступает к изучению того или иного социального явления, уже существует ряд значений основного понятия (или понятий), с помощью которых он собирается «схватывать» изучаемое явле­ние. Обычно эти значения «вписаны» в оригинальные иссле­довательские концепции, отражающие позицию автора, егс методологический подход. Довольно часто обилие подходов, значений одного и того же понятия вызывает у исследователя-новичка чувство тревоги, ощущение хаоса, беспорядка в «науч­ном доме». Вместе с тем многообразие подходов, конкурирую­щих точек зрения — это нормальный, единственно возможный способ существования научного знания. Исследователь в кон­кретном исследовании должен выбрать такой подход, а значит, и такое значение основного понятия, которое ему представля­ется более убедительным, более «работающим» на его исследо­вательские задачи.

Кроме того, для точного подбора индикаторов огромное значение имеют профессиональный и социальный опыт ис­следователя, его «знание жизни». Еще раз подчеркнем: подбор обоснованных индикаторов — всегда творческое дело, т.к. ни­каких четких критериев для их выделения нет. Здесь хорошие помощники — и интуиция, и социологическое воображение социолога.

«Когда бы знала, из какого сора растут стихи, не ведая сты­да», — писала Анна Ахматова.

Подбираемые исследователем индикаторы должны, как правило, отражать субъективные и объективные (здесь — пове­денческие) грани изучаемого признака, что позволяет в изме-


рительной конструкции более адекватно «схватить» его сущ­ность.

Надежность измерения зависит и от количества найденных исследователем индикаторов: чем их больше, тем полнее, адек­ватнее измеряется социальное свойство. Вместе с тем в социо­логических исследованиях за редким исключением их число не превышает 2—У.

На этом этапе каждый из выделенных признаков-индика­торов представляется соответствующей шкалой. Вопросные формы этих шкал непосредственно попадают в опросник. При этом необходимо убедиться, что найденные признаки-индика­торы подходят для всех единиц наблюдения, составляющих объ­ект исследования, т.е. каждый человек, «входящий» в объект исследования, обладает свойством занять определенное место в континуумах по выделенным индикаторам.

Рассмотрим в качестве примера процедуру построения шкалы для измерения относительно сложного признака «учеб­но-познавательная активность студентов». На первом этапе оп­ределяется, можно ли этот признак представить в виде конти­нуума, выделяются и фиксируются прежде всего полюса и середина этого континуума. Следует отметить, что возможно выделение ряда континуумов по разным основаниям для измере­ния одного и того же социального признака (в данном случае признака «учебно-познавательная активность»). При этом выбор конкретного основания для разработки шкалы обусловливается целями и задачами исследования, методологическим подходом ис­следователя к изучению данной проблемы. Окончательно, с учетом целей и задач исследования, шкала для измерения приз­нака «учебно-познавательная активность» выглядит следую­щим образом:

1 — очень высокая;

2 — высокая;

3 — средняя;

4 — низкая;

5 — очень низкая.

1 Исключение составляет измерение очень сложных и емких признаков, таких, как образ жизни , качество потребления и др., где число индикаторов может достичь 10-15.


64


Часть I • Методологические основания


Тема 2 • Основные черты количественного подхода


65


 


На втором этапе происходит поиск эмпирических индика­торов учебно-познавательной активности. Для этого свойства могут быть выделены следующие индикаторы':

1 — характер поведения на семинарах;

2 — количество времени, затрачиваемого на самостоятель­ную работу;

3 — интерес к учебе.

В свою очередь, шкалы индикаторов могут быть предста­влены так:

Индикатор Л «Характер поведения на семинарах». Вопрос­ная форма шкалы выглядит следующим образом:

1 — в большинстве случаев добровольно, по собственному

желанию выступаю на семинарах;

2 — в большинстве случаев выступаю лишь по вызову пре-

подавателя;

3 — как правило, отказываюсь выступать на семинарах.

Индикатор 2, «Количество времени, затрачиваемого на са­мостоятельную работу в неделю». Вопросная форма шкалы выглядит так:

1 — затрачиваю на самостоятельную работу 10 и более ча-

сов в неделю;

2 — затрачиваю на самостоятельную работу от 2 до 9 часов в

неделю;

3 — затрачиваю на самостоятельную работу менее 2 часов в

неделю.

Индикатор 3. «Интерес к учебе». Вопросная форма шкалы выглядит так:

1 —занятия в университете в основном интересны;

2 —занятия в университете представляют некоторый интерес;

3 — занятия в университете в основном малоинтересны.

Очень часто при измерении сложных признаков (косвен­ное измерение) социологи используют различные логические


и математические процедуры для перехода от отдельных ин­дикаторов к измеряемому свойству. Сами эти процедуры на­зываются индексами. Следует сказать, что в классическом со­циологическом исследовании для самых различных целей используется большой спектр индексов: логических и анали­тических1.

Применительно к теме нашего разговора наиболее распро­страненным является использование индекса как логической процедуры, где логически обосновывается переход от отдель­ных индикаторов к измеряемому признаку. Собственно говоря, такой переход выступает своеобразным третьим этапом по­строения шкалы для измерения сложного признака.

Для нашего признака этот индекс может выглядеть следую­щим образом (два из трех выделенных индикаторов взяты для простоты и понятности изложения):

 

Индикаторы

Измеряемый признак
Характер поведения на семинарах Пункты шкалы Интерес к к учебе Пункты шкалы Учебно-позкавател ьная активность студентов Пункты шкалы
1 1 I
1 2 2
1 3 3
2 1 2
2 2 3
2 3 4
3 I 3
3 2 4
3 3 5

 


1 Здесь учебно - познавательная активность понимается как хактеристика такой деятельности, при которой первосте­пенное значение имеет не столько результат деятельности, сколько ее процесс.


1 Подробнее см.: Рабочая книга социолога; Татарова Г . Г . Методология анализа данных в социологии. (Введение).


3 Готлиб А.С


66


Часть I • Методологические основания


Тема 2 • Основные черты количественного подхода


67


 


Следует подчеркнуть, что в случае разработки шкалы для измерения относительно сложного признака в опросник попа­дают лишь шкалы-индикаторы. Собственно же шкала измеря­емого признака, как и таблица логического перехода к ней (ес­ли социолог вообще разрабатывает такой индекс), существуют только в программе социологического исследования.

6. Выборочный метод









































Основные понятия н идея выборочного метода

Неотъемлемая черта классического социологическо­го исследования — использование выборочного метода1 с его специфическими для этой методологии техниками отбора. В са­мом деле, объектом исследования в классической парадигме в конечном счете всегда выступают большие социальные группы, как носители массовых социальных явлений и процессов. При изу­чении таких социальных групп опросными методами (они в силу своей универсальности самые популярные) возникает проблема отбора тех конкретных людей, которые будут непосредственно участвовать в опросе. Почему вообще возникает эта проблема?

Прежде всего, из прагматичных соображений: проводить сплошные опросы, т.е. опрашивать всю социальную группу (или группы), составляющую объект исследования, не рациональ­но, не выгодно. Это требует значительных финансовых, вре­менных и трудовых затрат. Не случайно такой сплошной оп­рос, как перепись населения, например, проводится в нашей стране один раз в десять лет.

Кроме того, известно, что начиная с определенной величи­ны объема опрашиваемых фактически не происходит прирос­та новой информации*. Это означает, что реальное количество людей, которых надо опрашивать, может быть в десятки, сотни раз

1 Методология качественного исследования не всегда
предполагает использование выборки, да и виды отбора
там принципиально другие.

2 Немецкий исследователь Э.Ноэль опытным путем устано­
вила, что этотобьем равен 1000-1200 человек. См.: Ноэль Э .
Массовые опросы. Введение в методику демоскапии. М.:
Прогресс, 1978.


меньше по сравнению с величиной социальной группы, выступа­ющей объектом исследования. Этот практический вывод оказался очень удобным для социологов, как правило, всегда находящихся в «тисках» времени, трудозатрат да и финансовых возможностей.

Выборочный метод описывается с помощью ряда основных понятий:

генеральная совокупность — это совокупность единиц объ­екта исследования, относительно которой делаются выводы в исследовании;

выборочная совокупность — это часть генеральной совокуп­ности, отобранная определенным образом и выступающая непосредственным объектом изучения;

репрезентативность — свойство выборочной совокупности
бьпъмоделью генеральной совокупности, т.е. воспроизводить
ее структуру по значимым для исследования признакам.
Основная идея выборочного метода заключается в том, что­
бы закономерности, полученные при изучении относительно
небольшой
группы людей (выборочной совокупности), распро­
странить на весь объект исследования (генеральную совокуп­
ность). Строго говоря, только используя репрезентативные вы­
борки, т.е. выборки-модели, можно говорить о точном
соответствии выводов, полученных при изучении выборочной
совокупности, тем тенденциям, которые характерны для гене­
ральной1.

Существует только один класс (тип) отбора, обеспечиваю­щий репрезентативность. Это класс строго вероятностных спо­ собов отбора. Другой класс (тип) — не строго вероятностных способов отбора репрезентативность не обеспечивает, хотя под «давлением обстоятельств»2 достаточно широко используется

1 Выборка - модель лишена всяких смещений: ошибка репре­
зентативности, которая всегда возникает, когда из большого
объема случайным образом отбирается малый обьем, не
существенна.

2 Мы имеем в виду несколько факторов: определенную «кри­
минализацию» нашей жизни, вследствие чего попадание ин­
тервьюеров в квартиры незнакомых людей, вероятностным
способом попавших в выборку, затрудняется; отсутствие
необходимой информационной базы, позволяющей техни­
чески просто и корректно осуществить случайный отбор.


68


Часть ! • Методологические основания


Тема 2 • Основные черты количественного подхода


69


 


в социологической практике. Нерепрезентативные способы отбора (например, квотный отбор как самый популярный из них) обременены ошибкой, дают определенное смешение, снижая возможность получения «истинной», «как есть на са­мом деле» информации.

Остановимся подробнее лишь на классе строго вероятност­ных способов отбора как на типе, где методологические по­сыпки классической парадигмы выражены наиболее выпукло.
































Дата: 2019-07-24, просмотров: 290.