Особенности личности младшего школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С поступлением в школу изменяется весь строй личнос­ти ребенка, меняется его режим, складываются новые отно­шения с окружающими людьми, прежде всего с учителем.

59 Схема 32 ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Основные особенности личности младшего школьника пред­ставлены на схеме 32. Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах (схе­ма 33, см. с. 60). В учебной деятельности у младшего школь­ника осуществляется самопознание. Результаты учебы оце­ниваются окружающими и по этому определяют положение школьника среди них, от чего зависят его самочувствие и психологический комфорт. Теперь уже в учебной деятель­ности ребенок познает себя, у него складываются представ­ления о себе, самооценка (схема 34, см. с. 62). От характе-

60

•0> Доверие к учителю. Послушание >• В процессе учения >-.В повседневном поведении
•0- Большая подража­тельность >• Может иметь положительный эффект в формировании личности, в усвоении учебного материала >• Может иметь отрицательный эффект. Поверхностность восприятия явлений
•О- О каких-либо слож­ностях и трудностях не задумываются >• Старается быть ближе к тому, что за­интересовало >• Игровое отношение к познанию позво­ляет легко овладеть новым опытом, приобщиться к жизни взрослых
•v- Большая впечатли­тельность (во влас­ти яркого факта или образа) >• Старается быть ближе к тому, что за­интересовало. При возможности берет в руки, внима­тельно рассматривает. Но. . . стремления проникнуть в сущность явления, вскрыть его причину замет­но не проявляется >• Затрудняется выделять главное. Легче — дословное воспроизведение
-у~ Повышенная реак­тивность, готовность к действию >* На уроке реализуется: • быстро поднимает руку; • нетерпеливо выслушивает; • стремится ответить

Слайд 33

ПОТРЕБНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ИМЕЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ПОТРЕБНОСТИ
•v* -В игровой деятельности (ис­пользовать игру как средство организации и учебной дея­тельности) •ф- В движениях (предоставлять возможность больше двигать­ся) •v- Во внешних впечатлениях (активизировать учебную дея­тельность на основе имеюще­гося у детей чувства новиз­ны) • v - Точно выполнять требования учителя •v- Успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умени­ями •О- В хорошей отметке, в одобре­нии взрослых •О- Быть лучшим, любимым уче­ником •v" В общении с учителем, с то­варищами

 

При развитии потребностей младшего школьника

учитывать тенденции их изменения в процессе воздействия учителя и коллектива сверстников

е                  Ф               ы

По содержанию По направленности По осознанности

материальные —     для себя —     неосознаваемые — духовные       ' для близких       осознаваемые

Требования учителя — » требования взрослых — > требования кол­лектива сверстников

Потребность в самооценке

ра самооценки зависит и отношение младшего школьника к самому себе. Формирование и корректирование самооцен­ки представлено на схеме 35 (см. с. 63).

Воспитывая у учащихся здоровую самооценку, учитель вос­питывает у них умение учиться. Здоровая самооценка — это:

Ф спокойная уверенность в себе (без самолюбования);

•v* спокойная самокритичность (без самоедства).

Самооценка младшего школьника вырабатывается на осно­ве критерия оценивания учебных работ.

61 Схема 34

САМООЦЕНКА

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ <- МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК ~» ОТНОШЕНИЕ

Относительно

адекватное

и устойчивое

Умеет анализировать свои поступки

Больше ориентиро­ваны на знание о се­бе, чем на оценку взрослых

Быстро учится навы­кам самоконтроля

Неадекватное и неустойчивое

Затрудняется видеть в себе существенные качества, анализиро­вать свои поступки

Число осознаваемых качеств относитель­но невелико

Необходимо руковод­ство по формирова­нию навыков само­контроля

Связано с оценками других

Не стремится загля­нуть в свой внут­ренний мир

Представление о се­бе неустойчивое. Са­мооценка неадекват­ная

В практической де­ятельности с трудом ориентируется на свои возможности

Формируется

в оценке деятельности самим ребенком

в общении с другими людьми

На развитие самопознания оказывает влияние школьная оценка успеваемости

Самооценка младшего школьника очень чувствительна к учительским оценкам Поэтому учитель должен учитывать, что' •$• конкретная самооценка ученика развивается на фун­даменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

•v" конкретная самооценка должна быть адекватной, осо­знанной, дифференцированной.

В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлективных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих дей­ствий, знанию о собственном знании и незнании, о собствен­ных возможностях и ограничениях.

62

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 223.