Игровая деятельность младшего школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Игровая деятельность младшего школьника представлена в обобщенном виде на схеме 11 (см. с. 34).

Речевая деятельность младшего школьника

У первоклассника высказывания, как правило, непосред­ственны. Часто его речь — это речь-повторение, речь-называ­ние; преобладает сжатая непроизвольная, реактивная (диало­гическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На за­нятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться да­вать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относи­тельно большой по объему материал. Передача целых расска­зов, вывод и формулировка правил строится как монолог.

Овладение речью идет по разным линиям: развитие зву-коритмической ийтонационной стороны речи, овладение грам­матическим строем, развитие лексики, все большее осознание учащимися собственной речевой деятельности.

К концу младшего школьного возраста учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, моноло­гической и диалогической речью.

Развитие психических процессов младшего школьника

По мере формирования учебной деятельности как ведущей, включения в трудовую и другие деятельности у младших школьников происходит развитие их психики. Основные пси-

33 Схема 11 ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

РОЛЕВЫЕ

ИГРЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ

Изменяются цели, виды, содержания и условия органи­зации игр.

•v- Самодеятель­ность

•О- Творчество •О" Романтика

Сюжетные

Предметные

Соревновательные

•v- Игровая задача О- Игровые мотивы •О* Учебное решение задачи

Новые знания

Развитие познаватель­ных интересов

Может быть сдвиг иг­ровых мотивов на по­знавательные.

Развивают: •0> Физические каче­ства

•О- Психические про­цессы и свойства личности: >• воля; >• смелость; 5* сила; 5* ловкость; >• сообразитель­ность; >• товарищество

Соревнователь­ность

<• Положительные эмоции.

4- РУКОВОДСТВО!

Игровая деятельность

• v - Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей.

•v- Элементы игры вносятся в процесс обучения: >* положительные эмоции;

>• активизацию учащихся.

•у- Задания игрового характера при трудовой деятельности акти­визируют ее, стимулируют интерес к ней.

•О" Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника.

34 хологические новообразования в младшем школьном возрас­те (схема 12): произвольность, внутренний план действия и рефлексия.

Схема 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики

Произвольность

как особое каче­ство психических процессов

Способность к пла­нированию и вы­полнению дейст­вий во внутрен­нем плане

Рефлексия — спо­собность анализиро­вать свои суждения и поступки с точки зре­ния их соответствия замыслу и условиям деятельности

Сформированность этих качеств и способностей психики

достигает уровня развития, необходимого

для дальнейшего обучения в средней школе

ЗАДАЧА 29. В связи с развитием учебной деятельности у младшего школьника формируется внутренний план дей­ствий.

Снимает ли это необходимость во внешних «опорах» де­ятельности?

ОТВЕТ. Нет, не снимает. Надо понимать и учитывать, что сам школьник не ориентируется еще на сущности учебного процесса, смысле социальных задач и отношений между людьми.

Основные усилия ребенка — это соблюдение правил без­личных форм. Младший школьник во что бы то ни стало со­блюдает конкретные и частные операциональные эталоны, правила, школьные нормы.

ЗАДАЧА 30. В младшем школьном возрасте как новооб­разование интенсивно развивается рефлексия.

35 Как это изменяет взгляд детей на окружающий мир?

ОТВЕТ. Развитие рефлексии заставляет младших школь­ников не просто принимать на веру все то, что они в гото­вом виде получают от взрослых, но и вырабатывать свои собственные взгляды, собственные мнения. Это осозна­ние своего личного отношения к миру и другим только на­чинается, оно в основном, затрагивает учебную деятель­ность как более значимую.

Внимание

Младший школьник не может еще управлять своим вни­манием и часто оказывается во власти внешних впечатле­ний. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто учащиеся не могут сосредоточить свое вни­мание на чем-либо из-за недостаточного развития мышле­ния. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует­ся внимательность как свойство личности.

Развитие произвольного внимания происходит при реа­лизации цели деятельности, которую вначале ставит взрос­лый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания раз­вивается умение самоконтроля. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности младшего школьника.

Произвольное внимание развивается вместе с развити­ем его свойств (схема 13).

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развиваются в работе, требующей большой ум­ственной и двигательной активности. Это происходит тог­да, когда:

•О- учащийся занят умственной деятельностью (реализа­ция анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслитель­ных операций);

Ф изучаемый материал доступен пониманию учащихся;

•<>> изучаемый материал вызывает сильные переживания;

О изучаемый материал интересен учащимся и соответст­вует их потребностям;

36 С\ема 13

ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Непроизвольное Преобладает Произвольное Развивается
"ч/ Развитие \/ Цель деятельности

Мышления Интереса

Сосредоточен- Увлечение ность на понят- деятельностью ном

Внимательность

от

выполнения це- целям, которые лей, которые ставит сам уче-ставит взрос- ник; контроли-лый                                                                                                                                                                                                                            рует их выпол-

нение

Развитие ответственности

за усвоение знаний

Внимательность

Развитие личности

 

Свойства внимания

Объем Распределение Переключение Устойчивость
2—3 Слабое С трудом пере- Легкая отвлекаемость
объек-   ключает внима- причины:
та Может быть ние с одного объ- 4- новизна обстанов-
  непонимание екта на другой ки;
  смысла читае-   •0- особенности на-
  мого   глядных пособий;
      • v - однообразная дея-
      тельность;
      •Ф- утомление

37 • v - когда учащиеся включены в творческую деятель­ность.

ЗАДАЧА 31. Часто можно слышать от родителей, что их ребенок невнимательный, поэтому и плохо учится. Или «Он не слушает на уроках, балуется. Поэтому плохо учится». Он не желает делать уроки.

Дайте психологическую оценку этим суждениям роди­телей.

ОТВЕТ. В данном случае причина и следствие родители по­меняли местами. Не от невнимательности ребенок плохо учится, а, наоборот, от плохой учебы, непонимания учебно­го материала ребенок невнимателен. У него возникли пробле­мы, какие-то препятствия в усвоении учебного материала. Он не понимает усваиваемый материал, поэтому ему неинтерес­но, и, как следствие, отвлекается.

ЗАДАЧА 32. Учителя и родители часто считают, что при-' чиной плохой успеваемости ребенка являются невниматель­ность, лень, нежелание делать уроки.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 235.