Почему сложилась такая ситуация?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОТВЕТ. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять по­сильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.

ЗАДАЧА 6. Маме Вани (7 лет) часто приходилось говорить сыну: «Делай так, как я тебе говорю».

Почему маме приходилось говорить сыну часто эти слова?

ОТВЕТ. Это может быть в тех случаях, когда мама требует беспрекословного выполнения ее указаний без объяснения спо­собов выполнения действия. Ваня не научится осознавать не­обходимость выполнения того или иного действия. В резуль­тате у Вани не сформируется самостоятельность, инициатив­ность и другие качества.

ЗАДАЧА 7. Родители младших школьников часто испы­тывают двойственное чувство в оценке поведения своих де­тей:

— с одной стороны, леность, нежелание делать уроки;

11 — с другой стороны, оправдание его тем, что он еще ма­ленький, не понимает, для чего ему нужны знания,

Каким должно быть поведение родителей?

ОТВЕТ. Наивно ожидать, что все встанет на свои ме­ста в более старшем возрасте. Необходимо вскрыть при­чины этого явления. Может быть не сложились отношения с учительницей или с классом, отсутствуют внутренние сти­мулы, интерес и т.д. Важно создать определенную мотива­цию учения.

Учебная деятельность младшего школьника (схема 5) — ведущая деятельность, которая носит обязательный, целе­направленный, общественно значимый и систематический характер. В процессе учебной деятельности происходит фор­мирование основных психических процессов и свойств лич­ности, появляются главные новообразования возраста (про­извольность, рефлексия, внутренний план действия, само­контроль).

Компонентами учебной деятельности являются: учеб­ные задачи, учебные действия, действия контроля, действия оценки (по Д.Б. Эльконину, В.В. Давыдову).

Учебная задача направлена на усвоение общего способа решения некоторого класса конкретно-практических задач или общего способа выделения свойств понятий.

Основной целью учебной работы является воспроизведе­ние младшими школьниками образцов общих способов реше­ния задач. Учитель создает такую учебную ситуацию, при ко­торой ученику необходимо искать общий способ решения всех конкретно-практических задач данного класса.

Работа учащихся в учебной ситуации складывается из учеб­ных действий разного типа: предметных, умственных, срав­нения, сопротивления, моделирования и др. Знание способов действий придает деятельности смысл, ставит ученика в по­зицию деятеля, развивает у него интерес к учению. Полноцен­ное обучение младшего школьника начинается тогда, когда он учится, овладевает учебной деятельностью.

Действие контроля есть действие сличения, соотношение учебных действий с образцом, который задается учителем.

 Схема 5

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ОБЯЗЯТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВ­ЛЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ СИСТЕМАТИ­ЧЕСКАЯ

Компоненты учебной деятельности

Учебные задачи Учебные действия Действие контроля Действие оценки направлены на усвоение обще­го способа ре­шения некото­рого класса кон­кретно-практи­ческих задач помогают уча­щимся воспро­изводить и ус­ваивать образ­цы общих спо­собов решения задач это сличение, со­отнесение учеб­ных действий с образцом, кото­рый задает учи­тель процесс оценки ребенком своей деятельности на разных этапах ее осуществления Что освоить? Что сделать? Правильно ли? Достиг ли результата?

Строится с учетом позна­вательных сил и возмож­ностей младших школьников

Вооружает учащихся знани­ями, навыками, умениями, которые повышают уровень развития детей

СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания Навыки Умения
Полнота — глубина Осознанность—прочность Конкретность— обобщен­ность Обрывочность—систематичность Представления — понятия Обеспечивают творческий, сознательный процесс выпол­нения деятель­ности в целом Специфические — используются на уро­ках по различным предметам.   Обобщенные— ис­пользуются при вы­полнении любой де­ятельности.
    Навыки: • счета чтения • письма и др.    
Начало усвоения системы научных понятий        
        Развернутость их ос­воения
Увеличение удельного веса теоретического содержа­ния — необходимое усло­вие развивающего обуче­ния        
    Перенос и ин­терференция навыков Умения: • планировать свою работу • анализировать задачу • наблюдать • работать с текстом и др.

 

 Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконт­ролем.

ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?

ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учеб­ную деятельность.

Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.

Ученик оценивает, насколько освоен им способ реше­ния задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внима­ния.

Действия оценки отличаются от отметки. Последняя вклю­чает в себя конечный результат выполненной работы по 5-бал­льной системе.

Действие оценки составляет процесс оценивания ребен­ком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.

ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятель­ность, ее результаты и процесс, учитель задает определен­ные ориентиры для младших школьников — критерии оцен­ки, которые должны быть усвоены детьми.

Для чего учитель задает ориентиры критериев отмет­ки? Оценки?

Дата: 2018-12-28, просмотров: 255.