Трудовая деятельность младшегб школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Труд младшего школьника (схема 9) приобретает харак­тер развернутой деятельности, состоящей из ряда действий. Выделение труда в самостоятельную, ответственную дея­тельность изменяет его характер и содержание. Организу­ют и направляют трудовую деятельность взрослые (семья и школа). Их задача — добиться максимальной самостоятель­ности, умственной активности ребенка в процессе труда, приобщить его к общественной сущности, развивая граж­данские качества будущего гражданина.

Реализация развивающего обучения в процессе трудового обучения способствует формированию важнейших психи­ческих новообразований: абстрактного мышления, произ­вольной деятельности, внутреннего плана действии, са­моконтроля, самооценки.

На уроках труда важно воспитание положительного от­ношения к труду, создание положительных мотивов и по­буждений. При формировании общественных мотивов уче­ник должен знать, что он делает и с какой целью. Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы. Чаще это проис­ходит при конструировании, аппликации.

Оценки результатов труда учителем важнее оценок свер­стников. Учитель поддерживает и развивает чувства, связан­ные с успешно выполненной работой. От личности учителя зависят эмоциональное благополучие и формирование по­ложительного отношения к труду.

Трудиться побуждают: радость труда, удовлетворен­ность от сделанного своими руками, от хороших результа­тов труда и того, что он помогает взрослым. Ведущими ста­новятся общественные мотивы, которые подчиняют все ос­тальные.

30 Схема 9 ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Труд младшего школьника принимает характер развернутой деятельности

Труд связан с общими задачами

семьи ---- и ---- школы

*^>    развивают:  

•О- положительное отношение к труду;                                                                                                                                                     I ,__--------

Общественно •О- самостоятельность и целеустремленность;

^ •' ?              полезный труд •v" умственную активность                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  I----------

1>   приобщают:  к общественной сущности труда, развивая гражданские качества

В трудовой деятельности должна быть реализована идея развивающего обучения

 

Будет происходить формирование важнейших психологических новообразований

 
Абстрактное мышление Произволь­ность дей­ствий

Внутренний план дейст­вий

Самоконт­роль Самооценка  

Формировать положительное отношение к труду!

•Ф" Необходимость знания того, что делает ученик и с какой целью. •0- Коллективность работы фор­мирует способы совместной деятельности (при конструи­ровании, аппликации и др.). •у- Оценка учителя важнее оцен­ки товарищей (от личности учителя зависят эмоциональ­ное благополучие и форми­рование положительного от­ношения к труду)

Мотивация:

>• общественные мотивы (веду­щие); >• познавательный интерес; >• интерес к процессу труда, а затем к его результату Побуждают трудиться: >• радость труда; 5* удовлетворенность от сделан­ного своими руками; >• удовлетворенность от хоро­шего результата труда; >• удовлетворенность от помо­щи взрослым

Чувства, связанные с успе поддерживают ---- семья ---- и

шно выполненной работой, - и ---- развивают ---- школа

             

Схема 10 ПРЕОБЛАДАНИЕ КОНКРЕТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

Обучение планированию

работы и нахождение путей

и средств ее реализации

 

 

 

 

 

Формирование контроля на основе знания и мышечного чувства

'

Совместно с учителем с^> Самостоятельная дея­тельность по плану С опорой на наглядность с^ Действие по внутрен--х-~\. нему представлению

«С^ инструкционная ^> ^^---ч. карта .^^

Руководящая роль учителя Развитие самостоятельности
   

Усложнение изделий

 

Формирование абстрактного мышления

 

Воспитание трудолюбия, чувства ответственности за проделанную работу

Развитие младших школьников в процессе трудового обучения (схема 10).

При организации трудовой деятельности первоклассников очень важно учитывать то, что у них преобладающим являет­ся конкретно-образное мышление.

Успешное развитие абстрактного мышления обеспечивается на основе перевода внешних действий в план внутренний. При этом важно обучить планированию своей работы и нахожде­нию путей и средств реализации поставленной цели. Самокон­троль формируется в процессе деятельности на основе зрения и мышечного чувства.

Учитель руководит деятельностью учащихся, развивает их самостоятельность. В начале планирование осуществляется ими под руководством учителя, затем самостоятельно. Большую помощь учащимся оказывают учебно-инструк­ционные карты, в которых в предметно-наглядной форме ука­заны все основные операции, последовательность работы и требования, которым должно соответствовать выполнение за­дания на каждом этапе работы. Обучение планированию, со­ставлению чертежей, пооперационным действиям развивает у младших школьников произвольность психических процессов, способность действовать последовательно, целеустремленно.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.