Эмоции и чувства младшего школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В условиях учебной, трудовой, игровой деятельности из­меняется так же и общий характер эмоций.

На протяжении младшего школьного возраста, как пра­вило, наблюдается увеличение сдержанности и осознанно­сти в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоци­ональных состояний. Восприятие, понимание чувств связа­ны с поддержанием взрослыми и сверстниками в выраже­нии чувств. Доброжелательный стиль общения передается и ученику.

 

54 ВООБРАЖЕН!

Схема 27 1Е МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ 1-Й КЛАСС 2-Й КЛАСС з-й КЛАСС 4-й КЛАСС

 

Воображ ных дета

аемый образ из отдель-лей-фрагментов

Способны связы­вать отдельные ча­сти образа
Незначи имеющи

тельная переработка хся представлений

Управляемость процесса вообра­жения
Образы вооб­ражения Расплыв неясное' сится мн него чатость, гь. Вно-ого лиш- Дополнитель­ных дета­лей не вно­сится Более точные и определенные
В образе отра­жается (дета­лей) 2- -3 З-Ч 4—5
Переработка образов Незначи гельная Может изме линия расск ловность Более обобщен­ный и яркий об­раз няться сюжетная аза, вводится ус-
Опора образа Ь на осно ретного та, деист оссоздан ве конк-предме- 'ВИЯ ие словесной ситуации: на основе слова мысленный об­раз

С возрастом воображе! процессом, и образы егс ности ребенка

тае становится все более управляемым > возникают в связи с задачами деятель-

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Жизнерадостность и непо­средственность учащихся дает возможность учителю быстро выявить индивидуальные особенности чувств и соответствен­но на них реагировать. Эмоционально стабильные ученики

55

обычно положительно относятся к учебе, тогда как при отри­цательном отношении у детей наблюдаются тревожность, не­сдержанность, повышенная чувствительность. С их стороны возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубос­ти, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

Если в начальных классах наблюдаются частая несдер­жанность чувств, импульсивность, то с возрастом это по­степенно проходит. Всё более осознанными становятся чув­ства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (схема 28, см. с. 55).

Развитие нравственных чувств

Развитие нравственных чувств в младшем школьном воз­расте отображено на схеме 29 Осознанность и действитель­ность нравственных чувств проявляются и формируются в по­ступках. Под влиянием учителя в совместной учебной, трудо­вой и игровой деятельности у учащихся появляется способ­ность к сопереживанию. Учитель вызывает у ребенка жалость, сочувствие, симпатию, побуждает его к соответствующему поступку, приобретению им нравственного опыта.

Скелт 29

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА

Любовь к Родине Чувство товарище­ства Чувство дружбы Чувство долга Чувство чести

Осознаются к 4-му классу

Осознанность и действенность нравственных чувств проявля­ются и формируются в поступках

____&

Учитель с>

Появляется

способность

К сопереживанию

Коллектив

Поведение

Нравственный опыт

57 ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упав­шую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали по­мощь. С детьми этого не происходит.

Дайте психологическое обоснование того, что у детей иные ощущения.

ОТВЕТ. Дети не получают такого удовольствия, как взрос­лые, от оказания помощи. Дети должны учиться сопере­живать другому человеку. Должны учиться видеть окру­жающее с точки зрения другого человека. Происходит это постепенно. С увеличением возраста альтруизм возрас­тает — обычно к подростковому возрасту. Больше начи­нают оказывать помощь другим люди счастливые и в хоро­шем настроении. «Хорошее настроение — хорошие поступ­ки». При словесном одобрении поступков детей их альтру­изм возрастает.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.