Психология младшего школьника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология младшего школьника

Учебное пособие

Педагогическое общество России Москва 2002

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо;

канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.

 

В учебном пособии рассматриваются особенности психического раз­вития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.

Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагно­стическими таблицами причин трудностей в обучении младших школь­ников. Указываются темы рефератов и литература.

Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схе­матических моделей и краткого их описания.

Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного от­делений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершен­ствования

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

При изучении конкретных вопросов темы следует иметь в виду:

 

а) развитие и формирование личности младшего школьни­ка есть процесс социальный. Ребенок занимает социальную по­зицию школьника;

б) развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;

в) с поступлением ребенка в школу учение становится ве­дущим видом деятельности, которое в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый си­стематизированный характер;

г) деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрос­лыми и сверстниками.

 

Весь материал учебного пособия представлен в виде обоб­щенных схематических моделей и краткого их описания. Схе­матические логические модели построены в соответствии с программой курса «Возрастная психология». Применение ме­тода моделирования учебного материала повышает эффектив­ность обучения и развития мыслительных операций. Модели­рование требует материализации абстрактных понятий, реф­лексии собственных учебных действий, выделения существен­ного и обобщения изучаемого материала.

Итогом освоения учебного материала данного пособия дол­жны быть ответы на вопросы и выполненные практические задания и тесты, которые даны в конце пособия.

 

В младшем школьном возрасте происходит равномерное физическое развитие, вплоть до подросткового возраста. Про­должается рост и созревание костей скелета, хотя скорость этих процессов различна у разных детей. Растут мышцы «сильные» и «ловкие» (по образному выражению П.Ф. Лесгафта) — увеличиваются физическая сила, выносливость и ловкость как у мальчиков, так и у девочек.

Более эффективно функционируют лобные доли головно­го мозга, управляющие процессами мышления и другими пси­хическими процессами. Эти изменения позволяют ребенку включаться во все более сложную, требующую высокой коор­динации движений деятельность. Моторная деятельность в этот период интенсивно развивается.

Важным фактором физического развития ребенка явля­ется здоровье, которое позволяет детям более активно за­ниматься физической (физкультура, труд) и умственной де­ятельностью. Выключенные из двигательной активности ребенка 4—5 часов на умственные занятия должны компен­сироваться специально организованными физическими уп­ражнениями.

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

ОБЯЗЯТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЕНАПРАВ­ЛЕННАЯ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМАЯ СИСТЕМАТИ­ЧЕСКАЯ

СОСТАВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знания Навыки Умения Полнота — глубина Осознанность—прочность Конкретность— обобщен­ность Обрывочность—систематичность Представления — понятия Обеспечивают творческий, сознательный процесс выпол­нения деятель­ности в целом Специфические — используются на уро­ках по различным предметам.   Обобщенные— ис­пользуются при вы­полнении любой де­ятельности.     Навыки: • счета чтения • письма и др.     Начало усвоения системы научных понятий                 Развернутость их ос­воения Увеличение удельного веса теоретического содержа­ния — необходимое усло­вие развивающего обуче­ния             Перенос и ин­терференция навыков Умения: • планировать свою работу • анализировать задачу • наблюдать • работать с текстом и др.

 

 Кроме контроля по результату младший школьник овладевает пооперационным и перспективным (планирующим) самоконт­ролем.

ЗАДАЧА 8. Почему необходимо ученика учить действию контроля?

ОТВЕТ. Без контроля нельзя полноценно развернуть учеб­ную деятельность.

Недостаточно контролировать работу только по конечному результату. Ученику необходимо научиться контролировать правильность каждой операции.

Ученик оценивает, насколько освоен им способ реше­ния задачи, какие операции отработаны, а какие — нет. Это важно для формирования учебной деятельности и внима­ния.

Действия оценки отличаются от отметки. Последняя вклю­чает в себя конечный результат выполненной работы по 5-бал­льной системе.

Действие оценки составляет процесс оценивания ребен­ком своей деятельности на разных этапах ее осуществления.

ЗАДАЧА 9. Содержательно оценивая учебную деятель­ность, ее результаты и процесс, учитель задает определен­ные ориентиры для младших школьников — критерии оцен­ки, которые должны быть усвоены детьми.

Для чего учитель задает ориентиры критериев отмет­ки? Оценки?

Смысл отметки?

Обучение без отметок

Снижает                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Повышает уровень

тревожность учебно-познавательных мотивов

лу учителя, родителей) и мотивы престижные (выделить­ся среди товарищей, занять определенное положение в классе).

Большое место в мотивации учения занимает отметка. Но ученики 1-го класса еще не понимают ее социального смыс­ла. И лишь переживание ими положительных или отрицатель­ных эмоций при получении хорошей или плохой отметки сти­мулирует учеников к работе. Большинство детей обычно счи­тают, что заслуживают более высокой оценки, а учителя ее за­нижают. Бывает, что ребенок настолько привыкает к своим неудачам, что теряет веру в свои силы. Учителю необходимо внимательно следить за тем, какой смысл для каждого ребен­ка имеет полученная отметка.

Безотметочное обучение снижает тревожность учащих­ся, повышает уровень их учебно-познавательных мотивов (схема 7).

Учебно-познавательные мотивы (схема 8, см. с. 24) за­ложены в самой учебной деятельности и связаны с содер­жанием и процессом учения, с овладением способами учеб­ной деятельности.

Развитие учебно-познавательных мотивов младшего школь­ника зависит от уровня познавательных потребностей, с кото­рыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потреб-

 

ности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка.

В школе для формирования внутренней мотивации позна­вательных интересов необходимы соответствующее содержа­ние и организация учебного процесса: объект усвоения тео­ретического понятия; раскрытие условий происхождения по­нятий; результат усвоения — формирование учебной деятель­ности.

При сформированной внутренней мотивации познаватель­ных интересов ученик преодолевает трудности учебного про­цесса и проявляет интеллектуальную активность. Подлинно познавательные интересы, по мнению В.В. Давыдова, обнару­живаются в том случае, когда ребенок стремится получить не просто тот или иной конкретный, по своей сути, частный ре­зультат, а найти общий способ получения всех результатов данного типа. Поддержка желания учащихся понять суще­ственные связи повышает и их желание учиться.

В развитии мотивации учения младшего школьника не­обходимо использовать и мотивы, связанные с процессом учения. Интерес к процессу учения первоначально име­ет элементарные проявления (ребенок любит читать, рисо­вать...); затем этот же интерес проявляется в желании са­мому решать какую- либо задачу, придумывать для себя но­вое задание. По содержанию этот интерес может быть на­правлен как на конкретные факты, так и на теоретическое содержание знания. Очень важно приобщить ребенка к по­знанию сути явления, скрытых свойств, закономерностей, скрытых понятий. И научить его испытывать удовлетворе­ние от самого процесса, анализа вещей и их происхож­дения.

ЗАДАЧА 18. Почему мотив высокой оценки более значим для младшего школьника, чем широкие социальные моти­вы учения долг, ответственность, необходимость полу­чения образования и т.п.?

ОТВЕТ. Понятие долга для младшего школьника еще во многом понятие абстрактное. Это далекая перспектива, как, например, поступление в высшее учебное заведение. А вот отметка, похвала — реальное. Чтобы получить высокую от­метку, ученик готов немедленно сесть заниматься и старатель­но выполнить задание.

25 ЗАДАЧА 19. Известно, что младшие школьники получа­ют удовольствие от процесса самой игры, а старшие — не только от процесса игры, но и от результата, т.е. выигры­ша. В играх по правилам выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Дети стремятся отработать отдельные действия (пры­гать, бросать и т.п.). Развивается мотивация достижения.

РОЛЕВЫЕ

ИГРЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ

ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ

Изменяются цели, виды, содержания и условия органи­зации игр.

•v- Самодеятель­ность

•О- Творчество •О" Романтика

Сюжетные

Предметные

Соревновательные

•v- Игровая задача О- Игровые мотивы •О* Учебное решение задачи

Новые знания

Развитие познаватель­ных интересов

Может быть сдвиг иг­ровых мотивов на по­знавательные.

Развивают: •0> Физические каче­ства

•О- Психические про­цессы и свойства личности: >• воля; >• смелость; 5* сила; 5* ловкость; >• сообразитель­ность; >• товарищество

Соревнователь­ность

<• Положительные эмоции.

4- РУКОВОДСТВО!

Игровая деятельность

• v - Используется как средство организации и облегчения учебной и трудовой деятельности детей.

•v- Элементы игры вносятся в процесс обучения: >* положительные эмоции;

>• активизацию учащихся.

•у- Задания игрового характера при трудовой деятельности акти­визируют ее, стимулируют интерес к ней.

•О" Игра способствует формированию всех сторон психической жизни младшего школьника.

34 хологические новообразования в младшем школьном возрас­те (схема 12): произвольность, внутренний план действия и рефлексия.

Схема 12

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

По мере формирования учебной деятельности возникают и развиваются новые качества психики

Произвольность

как особое каче­ство психических процессов

Способность к пла­нированию и вы­полнению дейст­вий во внутрен­нем плане

Рефлексия — спо­собность анализиро­вать свои суждения и поступки с точки зре­ния их соответствия замыслу и условиям деятельности

Сформированность этих качеств и способностей психики

достигает уровня развития, необходимого

для дальнейшего обучения в средней школе

ЗАДАЧА 29. В связи с развитием учебной деятельности у младшего школьника формируется внутренний план дей­ствий.

Снимает ли это необходимость во внешних «опорах» де­ятельности?

ОТВЕТ. Нет, не снимает. Надо понимать и учитывать, что сам школьник не ориентируется еще на сущности учебного процесса, смысле социальных задач и отношений между людьми.

Основные усилия ребенка — это соблюдение правил без­личных форм. Младший школьник во что бы то ни стало со­блюдает конкретные и частные операциональные эталоны, правила, школьные нормы.

ЗАДАЧА 30. В младшем школьном возрасте как новооб­разование интенсивно развивается рефлексия.

35 Как это изменяет взгляд детей на окружающий мир?

ОТВЕТ. Развитие рефлексии заставляет младших школь­ников не просто принимать на веру все то, что они в гото­вом виде получают от взрослых, но и вырабатывать свои собственные взгляды, собственные мнения. Это осозна­ние своего личного отношения к миру и другим только на­чинается, оно в основном, затрагивает учебную деятель­ность как более значимую.

Внимание

Младший школьник не может еще управлять своим вни­манием и часто оказывается во власти внешних впечатле­ний. У него преобладает непроизвольное внимание. Это приводит к тому, что учащийся все свое внимание обычно обращает на отдельные бросающиеся в глаза предметы, их признаки. Часто учащиеся не могут сосредоточить свое вни­мание на чем-либо из-за недостаточного развития мышле­ния. Поэтому развитие мышления и интереса у младшего школьника приводит к развитию его внимания, формирует­ся внимательность как свойство личности.

Развитие произвольного внимания происходит при реа­лизации цели деятельности, которую вначале ставит взрос­лый и лишь потом сам ученик. С развитием внимания раз­вивается умение самоконтроля. Развивается ответственность за свои знания, что также способствует развитию личности младшего школьника.

Произвольное внимание развивается вместе с развити­ем его свойств (схема 13).

Сосредоточенность и устойчивость внимания младшего школьника развиваются в работе, требующей большой ум­ственной и двигательной активности. Это происходит тог­да, когда:

•О- учащийся занят умственной деятельностью (реализа­ция анализа, сравнение, выделение существенного, классификация предметов и других видов мыслитель­ных операций);

Ф изучаемый материал доступен пониманию учащихся;

•<>> изучаемый материал вызывает сильные переживания;

О изучаемый материал интересен учащимся и соответст­вует их потребностям;

36 С\ема 13

ВНИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Непроизвольное Преобладает Произвольное Развивается
"ч/ Развитие \/ Цель деятельности

Мышления Интереса

Сосредоточен- Увлечение ность на понят- деятельностью ном

Внимательность

от

выполнения це- целям, которые лей, которые ставит сам уче-ставит взрос- ник; контроли-лый                                                                                                                                                                                                                            рует их выпол-

нение

Развитие ответственности

за усвоение знаний

Внимательность

Развитие личности

 

Свойства внимания

Объем Распределение Переключение Устойчивость
2—3 Слабое С трудом пере- Легкая отвлекаемость
объек-   ключает внима- причины:
та Может быть ние с одного объ- 4- новизна обстанов-
  непонимание екта на другой ки;
  смысла читае-   •0- особенности на-
  мого   глядных пособий;
      • v - однообразная дея-
      тельность;
      •Ф- утомление

37 • v - когда учащиеся включены в творческую деятель­ность.

ЗАДАЧА 31. Часто можно слышать от родителей, что их ребенок невнимательный, поэтому и плохо учится. Или «Он не слушает на уроках, балуется. Поэтому плохо учится». Он не желает делать уроки.

Дайте психологическую оценку этим суждениям роди­телей.

ОТВЕТ. В данном случае причина и следствие родители по­меняли местами. Не от невнимательности ребенок плохо учится, а, наоборот, от плохой учебы, непонимания учебно­го материала ребенок невнимателен. У него возникли пробле­мы, какие-то препятствия в усвоении учебного материала. Он не понимает усваиваемый материал, поэтому ему неинтерес­но, и, как следствие, отвлекается.

ЗАДАЧА 32. Учителя и родители часто считают, что при-' чиной плохой успеваемости ребенка являются невниматель­ность, лень, нежелание делать уроки.

В чем причина?

Память

Большие изменения происходят в процессах памяти млад­ших школьников (схема 15).

Они начинают выделять, осознавать мнемическую задачу. Формирование приемов осмысленного запоминания показано на схеме 16.

Воспроизведением младшие школьники начинают поль­зоваться при заучивании наизусть.

40 Слано 15

ЗАПОМИНАНИЕ

Непроизвольное Произвольное
Играет большую роль в учеб­ном процессе Еще не сформировано Формируется

На быстроту и прочность запоминания сильно влияют эмоции, чувства Быстро запоминаются стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания

Увеличивается объем запоми­нания интересных текстов, ска­зок Увеличивается осмысленность запоминания В 1-м классе: недостаточность самоконтроля: -0" количественная сторона по­вторения (сколько задано); О на уровне узнавания
  Показателем произвольности служат приемы запоминания

Схема 16

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОСМЫСЛЕННОГО ЗАПОМИНАНИЯ

1          — многократное прочитывайте;

2      - чередование прочнтывания с воспроизведением;

3       - возвращение к прочитанным частям текста с целью уясне-

ния их содержания;

4       - мысленное припоминание прочитанного, когда чтение тек-

ста полностью еще незакончено;

5        - составление развернутого и свернутого плана;

6       - выделение смысловых единиц и группировка материала (объ-

единение и соподчинение его основных компонентов, расчле­нение посылок и выводов, сведение отдельных данных в таб­лицу и т.д.);

7       - переход от одних элементов текста к другим и сопоставл.е-

ние их;

8       - оформление результатов группировки в виде письменного

плана.

41 •$• Воспроизводят с опорой на текст.

•ф- К припоминанию прибегают реже, так как оно связано с напряжением.

С возрастом дети при воспроизведении учебного материа­ла усиливают его мыслительную обработку в плане система­тизации обобщения. В результате они воспроизводят матери­ал более свободно и связно.

Конкретно-образный характер памяти младших школь­ников проявляется особенно в сопоставлении, делении тек­ста на части. В процессе общего развития память становится более управляемой. Память обогащается и замещается мыш­лением. Развивается произвольное запоминание, хотя непро­извольное сохраняет своё значение: в зависимости от усло­вий и мотивов каждый из видов запоминания может быть продуктивным.

ЗАДАЧА 36. Исследованиями установлено, что младшие школьники могут успешно запоминать и воспроизводить не­понятный им текст.

Мышление

В настоящее время считается установленным, что ум­ственные возможности каждого школьника шире, чем пред­ставлялось ранее: при специальной методической органи­зации обучения они могут усваивать абстрактные, теоре­тические материалы.

В начальной школе большое внимание уделяется форми­рованию у учащихся научных понятий (схема 17). Обра­зование понятий, систем понятий составляет одну из цент­ральных задач обучения. Она решается непосредственно в обучении, сочетая в себе развитие как дедуктивных, так и индуктивных видов обобщения. И состоит в выработке у де­тей способности идти от конкретного к более общему (от факта к явлению, от единичного к общему, от случайного к закономерному), так же и в обратном направлении.

Схема 17

НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

1                                                1

Предметные понятия   Понятия отношений
Знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности   Знание связей и отношений, существенных в объективном мире

Овладение понятиями проходит следующие ступени (схема 18).

Указанные ступени не сразу сменяют друг друга. Они мо­гут сосуществовать. При знакомстве с неизвестными пред­метами младшие школьники могут мыслить на уровне пер­вой степени.

Усвоение понятий отношений также имеют свои ступе­ни (схема 19).

44 Схема 18

СТУ­ПЕНИ

ОСОБРННОСТИ ПОНЯТИЙ

ПРИМЕРЫ

1

Единичные и общие представ­ления. Выделяют функциональ­ные признаки предметов (назна­чение предметов)

= «Птицы» — которые летают

II

Перечисляют известные призна­ки и свойства, не отличая суще­ственного от несущественного, общего от частного

= «Птицы» — которые летают, прыгают, клю­ют, поют; живут в поле или в лесу. К птицам относят и ба­бочку. Домашние птицы исключаются

III

Выделяют общие и существен­ные признаки и явления у ряда единичных предметов, синтези­руют и обобщают их

В понятии «Птица» вы­деляют на первое место признаки оперения

Схема 19

 

\ СТУПЕНЬ

11 СТУПЕНЬ

III СТУПЕНЬ

 

Рассматривается от­дельно каждый кон­кретный случай вы­ражения понятий

Делают обобщение, которое относится только к рассматри­ваемым случаям

Полученное обобще­ние применяется к са­мым разным случаям

 

 

 

С\елш 20

Частичный с;

> Комплексный ^

> Системный

Анализируют отдельные ча­сти и свойст­ва предмета

Анализируют более или менее все свой­ства изучаемого пред­мета, но взаимосвязи между ними не уста­навливают

Располагают части и свой­ства предметов в опреде­ленной системе, находят главные части и свойства, устанавливают их взаимо­связь и взаимозависимость

                 

Успешное овладение понятиями во многом зависит от уровня развития мыслительных операций: анализа, срав­нения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Особенности анализа. Развитие анализа идет от практи­чески действенного к чувственному и в дальнейшем к ум­ственному. У младших школьников преобладающим являет­ся практически действенный и чувственный виды анализа.

Этапы развития анализа от частного к комплексному и си­стемному приведены на схеме 20 (см. с. 45).

Особенности синтеза. Одновременно с развитием анали­за, который младшему школьнику дается легче, происходит развитие синтеза (схема 21).

Схема 21

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИНТЕЗА

Простой суммирующий !=>  Широкий и сложный

Сумма признаков. Например, перечисляют известных птиц, животных и т.д.

Получают качественно новый результат, новые знания дей­ствительности

Анализ и синтез взаимосвязаны, они совершаются в един­стве. Чем глубже анализ, тем полнее синтез. А синтез!жазы-вает влияние на качество анализа (схема 22).

Схема 22

УРОВНИ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ
I Непоследовательность анализа. Вычленение от­дельных разрозненных элементов Устанавливают короткие, локальные связи
II Более последовательный и обстоятельный анализ Некоторые условия могут выпадать. Частные ошибки
III Соответствие анализа син­тезу Предвидение хода реше­ния задачи (мысленное планирование)

5

46 Особенности сравнения

•v- Младшие школьники часто подменяют сравнения про­стым рядоположением предметов: сначала ученики рассказывают об одном предмете, а потом — о дру­гом.

•О Затрудняются сравнивать предметы, с которыми нет возможности непосредственно действовать, особенно когда имеется много признаков, когда они скрыты.

"О" Младшие школьники по-разному сравнивают одни и те же предметы: по сходству, по различию, яркости, количеству признаков и др. В процессе у учащихся из­менятся операция сравнения. Увеличивается количе­ство детей, которые находят не только различие, но и сходство признаков: находят обобщенные приемы сравнения. Увеличивается количество сравнимых при­знаков.

Особенности абстракции

Одной из особенностей абстракции младших школьни­ков является то, что за существенные признаки они порой принимают за внешние, яркие, часто воспринимаемые при­знаки.

Другая особенность — дети легче абстрагируют свой­ства предметов и явлений, чем связи и отношения, кото­рые существуют между ними (схема 23).

Схема 23

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АБСТРАКЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1-Я ОСОБЕННОСТЬ 2-Я ОСОБЕННОСТЬ
За существенные признаки по­рой принимают внешние, яр­кие, часто встречающиеся при­знаки Легче абстрагируют свойства предметов и явлений, чем свя­зи и отношения, которые суще­ствуют между ними

Особенности обобщения. Так же как и в абстракции, уча­щиеся 1—2-х классов выделяют в качестве существенных наи­более заметные внешние признаки предметов. Они говорят, прежде всего, о разнообразных действиях самих предметов и о своих действиях с ними.

47 С\ема 24

 

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ОБОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

ЧУВСТВЕННОЕ, ОБРАЗНО-ПОНЯТИЙНОЕ ПОНЯТИЙНО-ОБРАЗ-
ПРАКТИЧЕСКИ   НОЕ, НАУЧНОЕ
ДЕЙСТВЕННОЕ    
Обобщаются пред- Обобщаются как су- Обобщаются сход-
меты и явления в щественные, так и не- ные существенные
процессе их вос- существенные призна- признаки предметов
приятия и практи- ки в виде наглядных и явлений, их суще-
ческой деятельнос- образов ственные связи и от-
ти с ними   ношения
Является основным У младшего школьника Развитие обобщения
у дошкольника и часто рядоположенно идет от более широ-
преобладает у млад- находятся понятийные кого (1 — 2-й классы
шего школьника. знания и единичные об- «Животные — это ко-
Дети отличают муж- разы предметов рова, курица, лиса. . .»)
чин от женщин; од- Миша (2-й класс): «До- к более диффирепци-
них животных от машние животные — рованному (3-й класс:
других это те, которые живут «Звери — это домаш-
  дома и приносят поль- ние животные, до-
  зу. Корова дает молоко, машние птицы»)
  овца — мясо»  

Умение обобщать особенно необходимо на начальном этапе обучения, своеобразие которого состоит в необходи­мости учитывать противоречивость связей между наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

В этом возрасте учащиеся затрудняются производить эту операцию, но с помощью учителя быстро приходят к насто­ящему обобщению.

Развитие обобщения у детей представлено на схеме 24.

Классификация. Как разграничение по одному или не­скольким основаниям данных, содержащихся в учебном ма­териале.

В классификации реализуется также и возможность срав­нения — различения и дифференцирования исследовательских объектов. Именно это умение содействует установлению свя­зей и зависимостей, лежащих в основе систематизации и ос­мысленного усвоения знаний.

48 Схема 25 ВЗАИМНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОБОБЩЕНИЕМ И КОНКРЕТИЗАЦИЕЙ

НЕПОЛНАЯ ЕДИНСТВО В ПРЕДЕ­ЛАХ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОЛНОЕ ЕДИНСТВО
Зная лишь часть об­щих свойств, ученик и конкретизирует тоже частично, на ка­ком-либо примере Конкретизация про­водится в пределах известного, как иллю­страция Обобщение может от­рываться от конкрет­ного образа и приме­няться в новых, конк­ретных условиях

Особенности конкретизации усвоенные понятия, зако­ны. Правила применяются к решению частных и конкрет­ных задач. Обобщение и конкретизация могут находиться в различном соотношении (схема 25).

Понимание мыслительных операций для младшего школь­ника представляет большую трудность. Только единицы от­носительно правильно представляют суть мыслительных опе­раций.

Жан Пиаже определяет четыре стадии развития у детей осознания системных мыслительных операций.

СТАДИЯ

ВОЗРАСТ

ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ

II III

IV

8—9л.

9—Юл.

И—12л. 14—15л.

Не могут сказать, как они решают задачи, так как у них нет самоконтроля, направленного на мыслительный процесс

Некоторое осознание своих умственных про­цессов

Начинает проявляться осознание собствен­ных мыслительных процессов

Осознает операции мышления как таковые, в отвлечении от содержания мышления

При соответствующей организации учебной деятельно­сти развитие осознания происходит в более ранний период.

В.В. Давыдов с сотрудниками исследовал мышление млад­ших школьников двух типов (эмпирическое и теоретическое, схема 26, см. с.50).

49 Сдема 26

ДВА ТИПА ЗНАНИЙ И ФОРМ МЫШЛЕНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Знания возникают

при сравнении предметов

при анализе отношении внутри расчлененной системы

Выделяются

одинаковые, общие свойства

генетическая основа как всеоб­щая форма целого

лежит наблюдение. Выделяются внешние свойства предметов

В основе знания

лежит преобразование предме­тов.

Выделяются внутренние отно­шения и связи предметов

Общее свойство

выделяется как рядоположен-ное с частными свойствами предметов

связывается с частными свой­ствами в разных проявлениях

Конкретизация реализуется

в подборе иллюстраций

в выделении и объяснении ча­стных проявлений системы

Воображение

Основные направления в развитии младшего школьника — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний. От 1 ко 2-му классу реализм детского воображения увеличивается. Это обусловливает увеличение запаса знаний и развитие критичес­кого мышления.

Развитие воображения младшего школьника, которое долж­но осуществляться под руководством учителя, идет в следую­щем направлении см. схему 27 на с.55.

К сопереживанию

Коллектив

Поведение

Нравственный опыт

57 ЗАДАЧА 44. Студенты, которые помогали поднять упав­шую вещь, чувствуют себя лучше из-за того, что оказали по­мощь. С детьми этого не происходит.

Как потребность

при правильной организации обучения

при чувстве удовольствия

Познавательные интересы

58 Эстетические чувства

Эстетические чувства (схема 31) проявляются в разнообразных формах. Источник — произведения искусства: литература, живо­пись, музыка и др., окружающая действительность. «Детская душа в одинаковой мере чувствительна к родному слову и к красоте при­роды, и к музыкальной мелодии...» (В.А. Сухомлинский).

Схема 31

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Учитель руководит

подчеркивает эстетическую сторону предметов, явлений

активизирует практическую деятельность ребенка (живо­пись, музыка и др.)

Воспитывает потребность в красивом

  Младший школьник  

Развитие эстетических чувств

пассивное восприя­тие отдельных про­изведений искусст­ва выражение собст­венного эмоцио­нального отноше­ния собственная дея­тельность (живо­пись, музыка и др.)

Эстетическое отношение

Оказывает влияние

на весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе

Формируется

в оценке деятельности самим ребенком

в общении с другими людьми

На развитие самопознания оказывает влияние школьная оценка успеваемости

Самооценка младшего школьника очень чувствительна к учительским оценкам Поэтому учитель должен учитывать, что' •$• конкретная самооценка ученика развивается на фун­даменте положительной общей самооценки (базисное принятие ученика);

•v" конкретная самооценка должна быть адекватной, осо­знанной, дифференцированной.

В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлективных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих дей­ствий, знанию о собственном знании и незнании, о собствен­ных возможностях и ограничениях.

62

 

Психология младшего школьника

Учебное пособие

Педагогическое общество России Москва 2002

Рецензенты: д-р психол. наук, проф. М.В. Гамезо;

канд. психол. наук, проф. В.Г. Степанов; д-р психол. наук, проф. А.Ф. Ануфриев.

 

В учебном пособии рассматриваются особенности психического раз­вития ребенка в младшем школьном возрасте. Приводятся практические ситуации, ориентировочные ответы на них.

Учебное пособие снабжено контрольными вопросами и психодиагно­стическими таблицами причин трудностей в обучении младших школь­ников. Указываются темы рефератов и литература.

Учебный материал представлен в виде обобщенных и логических схе­матических моделей и краткого их описания.

Пособие предназначено студентам дневного, вечернего и заочного от­делений педагогических учебных заведений. Может быть использовано в системе повышения квалификации и профессионального самосовершен­ствования

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 357.