Закономерности и принципы воспитательного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Первая закономерность : воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружаю­ щей социальной средой . При этом решающее значение имеет гармониза­ция интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка...

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог дол­жен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, опреде­лять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспи­ тания . Образование направлено на формирование общей культуры че­ловека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего соци­альный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделить специфику этих двух социально-педагоги­ческих явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, ко­торая в свою очередь требует новых знаний и умений...

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний , которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъекта­ми воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влия­ние педагогов на систему отношений детей в социальной микросреде

34 Кроме названных авторов в разработке участвовали: В.И. Рыбакова, Л.К. Никонова, В.Б. Успенский.


как в образовательном учреждении, так и вне его. Это влияние на­правлено на реализацию личностно значимых целей в совместной дея­тельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного процесса — в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка и его социализации). Та­кой подход к организации воспитательной работы предполагает реали­зацию следующих условий:

- каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать, а именно обеспечивать достижение общей цели;

- комплексное решение задач обучения, развития и воспитания на каждом уроке:

- единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразо­вания. При этом необходимо обеспечить установление связей между элементами педагогической системы: информационных (обмен ин­формацией), организационно-деятельностных (методы совместной дея­тельности), коммуникативных (общение), связи управления и самоуп­равления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие со­циальных институтов в организации воспитательной работы, направлен­ной на развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность че­ловека, его счастье и самочувствие среди людей.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитатель­ного процесса и выражают основные требования к содержанию, опре­делению форм и методов воспитательной работы.

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует добро­ вольности включения ребенка в ту или иную деятельность , наличия у него цели доступной , понятной , осознанной ; доверия ребенку в вы­боре средств и способа достижения поставленной цели , веры в воз­ можности каждого ребенка и его собственной веры в возможность дос­ тижения поставленных задач .

Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации вос­питательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание усло­вий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

Этот принцип требует также обеспечения свободы совести, вероис­поведания и мировоззрения, участия в других общественных и полити­ческих организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам; упрочения норм уважительного отношения к каждому человеку.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий , чтобы дети , осознавая свою социальную защищенность , в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите .

Для того чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить


 


300


301


волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдание от невозможности легкого достижения собственных целей.

Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому социальному закалива­нию. Он предполагает включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздей­ствия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека...

Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готов­ности к системе социальных отношений; создания условий для саморе­ализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирование самопознания учащихся в этих отношениях; опре­деления своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоя­ тельности детей , делегирование им полномочий при росте ответственност педагогов перед детьми . В основе этого принципа — определение об­щих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятель­ности на основе взаимопонимания и взаимопомощи...

Принцип эвристической среды означает , что в школе и в социаль­ ном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности , при этом творчество рассматривается уча­ щимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе .

Этот принцип требует также создания условий для выбора учащими­ся форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и учащихся35.

♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

О Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изда­тельский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.

О Безрукова B. C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное посо бие. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

О Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Материалы экс периментального курса; Ч. 1. Екатеринбург: Уральский госпедии статут, 1992.


О Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997.

О Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитатель­ных систем. М.: Новая школа, 1996.

О Капшерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // П.Ф. Кап-терев. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. С. 270-652.

О Леднев ВС. Содержание образования: сущность, структура, перспек­тивы. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991.

О Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Проме­тей, 1992.

О Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1981.

О Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1983. Т. 1. С. 267-329.

О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3.

О Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лек­ции) // Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. С. 123-203.

О Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М.: Пе­дагогика, 1989.

О Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 259-264.

О Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.

О Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.

О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.

О Педагогический поиск/ Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.

О Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

О Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной мо­нографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996.

О Редкий П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антоло­гия педагогической мысли России первой половины XIX в. М., 1987. С. 373-385.

О Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989.

О Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 25-226.

О Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 2.

О Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.


35 Рожков М.И., Байбородова Л.В., Вульфов Б.З. и др. Возвращение воспита ния // Учительская газета. 1997. № 48. С. 11 — 12.

302








Дата: 2018-12-28, просмотров: 213.