Свердловской области как государственного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Регионального стандарта

В структуре Базисного учебного плана Свердловской области выде­ляются: базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части.

Базовая (инвариантная) часть состоит из федерального компонента и базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента.

275

10'

Вариативная (модульная) часть состоит из вариативной (модульной) части национально-регионального компонента и школьного компонента.


Базовая часть реализуется через обязательные предметы, вариа­тивная часть — через предметы по выбору, факультативные, индиви­дуальные и групповые занятия.

Наряду с функциями стандарта образования, выделенными в феде­ральном Базисном плане (критериально-оценочная, функция обеспече­ния прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образовательного пространства страны, функция гуманизации Образования, функция управления, функция повышения качества обра­зования), региональный Базисный учебный план среднего (полного) об­разования Свердловской области выполняет следующие функции:

- валеологическую . Нормы нагрузки, вариативность видов заня­тий, оптимальный технологический режим образовательного про­цесса, заложенные в Базисном плане, позволяют осуществить процесс образования в соответствии с валеологическими крите­риями и нормами;

- развития содержания образования , образовательного простран­ства субрегионов и региона на основе выделения, развития и удовлетворения потребностей жителей Свердловской области.

4. Порядок и условия реализации Базисного учебного плана Свердловской области в образовательных учреждениях

4.1. Базисный учебный план общего среднего (полного) образования Свердловской области является нормативной основой для разработки Учебных планов образовательных учреждений.

4.2. Базовая часть учебного плана в ее федеральной составляющей является обязательной к исполнению во всех субрегионах и образова­нных учреждениях. За образовательными учреждениями сохраняется пРаво выбора вариантов федеральных программ учебных дисциплин базовой части и учебно-методического обеспечения.

4.3. Базовая часть в ее национально-региональной составляющей таКже носит обязательный характер, но предполагает варианты реали­зации, определяемые региональным стандартом, выбором учащимися, Р°Цителями, образовательными учреждениями вариантов региональных пРограмм учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения.

4.4. Вариативная (модульная) часть Базисного учебного плана Свер­
дловской области носит обязательный характер в плане нормативов
Учобной нагрузки и общей структуры вариативной части (обязательные
пРедметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые за­
нятия). Содержательное наполнение вариативной части Базисного учеб­
но плана, набор учебных дисциплин формируется на основе выбора
УчЭщихся, родителей, образовательного учреждения.

Перечень учебных дисциплин вариативной части, предлагаемый Ба­нным учебным планом Свердловской области, носит рекомендатель-НЬ|й характер.

Образовательное учреждение имеет право вносить свои учебные Дисциплины в вариативную (модульную) часть Базисного учебного пла-на> заменяя предложенные в Плане, при условии их соответствия кон-








276


цепции формирования национально-регионального компонента содержа­ния образования Свердловской области, региональным образователь­ным потребностям и при условии сертификации программ в Департа­менте образования.

4.5. За образовательным учреждением сохраняется право определе­ния объема, реализации базовой (инвариантной) части национально-ре­гионального компонента: от минимального количества часов до макси­мума, определяемых региональным стандартом.

4.6 На о»снове Базисного учебного плана Свердловской области раз­рабатываются варианты учебных планов образовательных учреждений с учетом их т~ипа, направленности и специфики региональных условий.

4.7. При составлении учебных планов образовательные учреждения, прежде все=го, вносят в них инвариантную часть Базисного учебного плана Свер,дловской области, затем определяют наполнение часов ва­риативной ■насти. Вариативная часть дает возможность сформировать собственный учебный план, в соответствии с образовательными потреб­ностями и местными возможностями, учетом образовательного потенци­ала и особенностей области, района, города, села, поселка.

4.8. Субрегиональный компонент Базисного учебного плана, разра­батываемый в территориях и округах, может включаться только в вариа­тивную (модульную) часть Плана и носит всецело рекомендательный характер. Отражение в содержании образования особенностей субреги­онального уровня является правом и обязанностью, сферой самостоя­тельного са доопределения и творчества коллективов образовательных учреждений..

4.9. Уро»вень и характер реализации Базисного учебного плана Свердловской области в учебных планах образовательных учреждений определяет лицо образовательного учреждения, уровень, объем и ка­чество разв-ития образовательных потребностей и предоставляемых об­разовательных услуг и является основой для дифференциации типов образовател ьных учреждений, определения их категорийности.

 

4.10. В соответствии с Концепцией развития образования Свердлов­ской области и в целях развития содержания регионального образова­ния, его вариативности, достижения соответствия региональным потреб­ностям образовательным учреждениям среднего (полного) общего обра­зования, имеющим статус экспериментальных площадок, а также обра­зовательными учреждениям, аттестованным как учреждения первой и высшей катеэгорий, дается право самостоятельного формирования нацио­нально-регионального учебного плана при условии его научной экспер­тизы в Институте развития регионального образования и при наличии сертифицированных образовательных программ.

4.11. Реэализация Базисного учебного плана должна осуществляться на основе поиска оптимального для конкретного образовательного уч­реждения теэхнологического режима организации образовательного про­цесса, что пвредполагает:

а) введе: ние новых образовательных технологий, направленных на развитие ли^нности, способствующих самоопределению;


277


б) гуманную направленность режима работы, соответствие форм организации образовательного процесса ОУ целям и задачам Базис­ного учебного плана (создание условий для реального выбора и само­определения учащихся).

Особое внимание в реализации Базисного учебного плана следует обратить на его валеологическую функцию. В связи с этим работа об­щеобразовательных школ по 5-дневной неделе не должна носить массо­вый характер. Переход образовательного учреждения на 5-дневную не­делю допустим только с разрешения МОУО. 5-дневный режим обучения может также предоставляться учащимся в индивидуальном порядке на основании заключения договора между образовательным учреждением и родителями, под ответственность последних.

4.12. Научно-методическое обеспечение национально-регионального
компонента Базисного учебного плана.

Подробные методические указания (8 брошюр) по тематическому наполнению, выбору технологий обучения, региональной специфике в каждой образовательной области Базисного учебного плана Свердлов­ской области, методические указания для руководителей системы обра­зования по реализации Базисного учебного плана Свердловской облас­ти будут разосланы в каждое образовательное учреждение, реализую­щее Базисный региональный учебный план до начала 1995/96 учебного года.

Решением коллегии Департамента образования утвержден к изданию список-комплект учебно-методической литературы для обеспечения инва­риантной части регионального компонента Базисного учебного плана.

4.13. Региональный Базисный учебный план финансируется полнос­
тью во всех типах образовательных учреждений по максимальной
учебной нагрузке, установленной для данного класса. При этом учеб­
ные дисциплины вариативной части финансируются независимо от ко­
личества учащихся, обучающихся по данной учебной дисциплине, но в
пределах количества часов, установленного Базисным планом для дан­
ного класса.

При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), физической культуре (10-11 классы), основам информатики и вычис­лительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам вычис­лительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам обра­зовательной области «Технология» (во время проведения практичес­ких занятий) допускается деление классов на 2 группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.

При наличии вакансий по учебным дисциплинам инвариантной части допускается в исключительных случаях по решению и на сроки, опре­деленные МОУО, использование данных часов на преподавание других учебных дисциплин инвариантной и вариативной частей Базисного учебного плана Свердловской области. Часы вариативной части регио­нального Базисного учебного плана, всецело используемые по усмотрению образовательных учреждений, должны быть направлены на удовлетворе­ние образовательных потребностей учащихся и их родителей (на основе


данных социологических исследований) с учетом реальных возможностей образовательных учреждений, часть этих часов может быть использова­на ОУ на преподавание учебных дисциплин инвариантной части плана.

4.14. Базисный учебный план среднего (полного) общего образова­ния Свердловской области подлежит текущей корректировке только по решению Департамента образования.

Все разъяснения (письма) из МО РФ относительно преподавания (введения в инвариантную БУП) отдельных предметов или цикла пред­метов образовательных областей за счет часов вариативной части но­сят рекомендательный характер.

Вариативная часть БУП должна быть направлена на развитие и удовлетворение (или формирование) образовательных потребностей уча­щихся, поэтому решение об использовании часов вариатива принимает руководитель образовательного учреждения на основании анализа об­разовательных потребностей учащихся конкретного ОУ.

Анализ информации, поступающей из МО РФ по преподаванию от­дельных учебных дисциплин, позволяет сделать вывод, что в случае исполнения всех предложенных МО РФ рекомендаций полностью нару­шает стандарт структуры БУП, т.к. фактически исчезает вариативная часть. ДО рассматривает эту ситуацию как нарушение Закона РФ «Об образовании» в части прав образовательного учреждения при форми­ровании учебных планов.

5. Цели регионализации образования

Регионализация образования является ведущей и долговременной стратегией, определяющей пути становления целостного регионального образовательного пространства на основе взаимодействия национально-регионального, федерального и мирового опыта развития образования, с целью развития и удовлетворения образовательных потребностей жи­телей региона.

Основные цели регионализации образования :

- создание оптимальных условий для реализации Закона «Об об­разовании» РФ в Свердловской области;

- разработка и реализация региональных образовательных про­грамм основного и дополнительного образования с целью разви­тия и удовлетворения образовательных потребностей жителей ре­гиона;

- целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це­левого подхода, развитие региональной системы образования в условиях единого образовательного пространства Федерации.

5.1 Создание в Свердловской области оптимальных условий для ре­ализации Закона «Об образовании» в области содержания образова­ния означает:

- создание условий для самоопределения личности и ее самореа­лизации;

- ориентация системы образования на развитие гражданского об­щества, укрепление и совершенствование правового государства;


 


278


279


- формирование у обучающихся адекватной современному уров­ню знаний и уровню образовательной программы (ступени обу­чения) картины мира;

- обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессио­нальной культуры общества;

- интеграция личности в систему мировой и национальных куль­тур общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Эти основные стратегические линии развития содержания образова­ния, выделенные в Законе «Об образовании» Российской Федерации, реализуются в неразрывном единстве и взаимодействии федеральной и региональной образовательной политики на всех ступенях образования и предполагают переход к новой модели образования, базирующейся на обновлении всех составляющих образовательного процесса (формы организации содержания образования, образовательные технологии, пе­дагогические отношения и т.д.).

5.2 Разработка и реализация региональных образовательных про­
грамм основного и дополнительного образования с целью развития и
удовлетворения образовательных потребностей жителей региона.

Регионализация образования является «механизмом», позволяющим на основе демократизации образовательных отношений, многообразия форм образования создать гибкую, динамичную, полимодульную систе­му регионального образования, обеспечивающую право на выбор, реа­лизацию свободы и самоопределения личности в сфере образования, развитие и удовлетворение образовательных потребностей.

Национально-региональный компонент содержания образования яв­ляется наиболее вариативной и динамично развивающейся частью учебного плана и формируется на основе:

- учета специфики конкретных регионов;

- принципа местной инициативы и развития инноваций в образо­вании;

- самостоятельности региональных субъектов (образовательных уч­реждений в том числе), определяемой рамками Закона «Об об­разовании» Российской Федерации;

- выработки и реализации региональных образовательных стандар­тов.

Регионализация образования эффективна лишь при условии поиска оптимальных путей соединения инновационного характера развития со­держания образования и процесса повышения качества образования.

5.3 Целенаправленное, осуществляющееся на основе программно-це­
левого подхода, развитие региональной системы образования в услови­
ях единого образовательного пространства Федерации.

Регионализация образования — это постоянный процесс совершен­ствования, развития содержания образования (его целей, ценностей, смысловых установок, культуры и технологии образования), источник которого в непрерывном и открытом характере взаимодействия образова­тельного пространства с динамикой развития региональных процессов.

280


Формирование национально-регионального компонента является эле­ментом целенаправленного развития региональной системы образования

в целом.

Национально-региональный компонент содержания образования фор­мируется на основе:

- разработки образовательных стратегий, проектов, программ, пред­
ставляющих образовательный, научный, исторически сложившийся

потенциал региона;

- развития и диверсификации образовательного пространства регио­на (проявления разнообразных образовательных инноваций);

- развития межрегиональных, межнациональных, межгосударствен­ных взаимодействий и отражение этих процессов в содержании и формах образования.

Национально-региональный компонент содержания образования раз­вивается и обновляется по мере возникновения и заявления новых об­разовательных потребностей, что обеспечивается:

- многообразием образовательных программ;

- многообразием типов образовательных учреждений;

- развитием образовательных комплексов, включающих различные формы предоставления образовательных услуг, службы и центры, собирающие и обрабатывающие информацию об образовательных запросах населения, научно-исследовательские коллективы, обес­печивающие развитие образования, различные типы ассоциаций и объединений образовательных учреждений и др.;

 

- дифференциацией системы образования на уровне учебных пла­нов образовательных учреждений и комплексных программ раз­вития образования на уровне округов и территорий;

- развитием системы дополнительного образования.

Развитие национально-регионального компонента содержания обра­зования в свою очередь является необходимым условием повышения приоритета, ценности образования в рамках региональной государ­ственной политики, а качество образования — главным условием раз­вития образовательных потребностей.

6. Региональные факторы и основные приоритеты развития содержания образования

Главная цель региональной образовательной политики — поворот всей системы образования лицом к конкретным носителям образова­тельных потребностей, целям, ценностям образования.

Необходимость регионализации образования определяется рядом факторов, способствующим этому процессу:

- историческое, культурное, национальное, географическое, демог­рафическое, природно-экологические своеобразие Уральского ре­гиона еще не нашло адекватного выражения в содержании обра­зования;

- региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиск регионом новых ролей в экономи-

281


ческой и общественной жизни страны (выход на международный рынок, становление новых социокультурных приоритетов, дина­мизм современной жизни, интенсивность событийного фонда и необходимость социальной адаптации к новым условиям; потреб­ность в региональной федеральной самоидентификации общества, в обретении исторической памяти; снижение процессов мигра­ции, возрастание региональных и национально-этнических устано­вок в сознании);

- региональная специфика развития, формирования и проявления
образовательных запросов населения в тех или иных педагоги­
ческих услугах;

- образовательный, научный и управленческий потенциал региона
как основание для разработки и внедрения перспективных регио­
нальных образовательных программ и стратегий;

- складывающийся менталитет, духовная культура Уральского регио­
на определяет самоидентификацию населения в сфере образова­
ния;

- активное развитие межрегиональных, межгосударственных и меж­
дународных отношений — условий определения региональных
приоритетов и стратегий в области образования.

Существуют и факторы, противодействующие регионализации обра­зования:

- неравноправное финансовое положение регионов Федерации в
сфере образования;

- отставание качества, уровня и темпов подготовки педагогических
кадров от реально разворачивающихся процессов регионализа­
ции образования;

- частичная деструкция сложившейся ранее сети образовательных учреждений, затронувшая детские дошкольные, внешкольные и учреждения начального профессионального образования;

- стойкость вертикально-иерархических форм административно-уп­равленческой системы, сдерживающей в ряде территорий разви­тие местных инициатив и горизонтальных договорных отношений.

Наконец, можно выделить и факторы, требующие преодоления:

- вероятность возникновения региональной замкнутости и накопле­ния негативных черт одностороннего регионализма;

- деформация социально-производственной структуры (гиперразви­тие тяжелой индустрии и как следствие — технократизация мен­талитета) и природно-экологической среды региона;

- мировоззренческая, ценностная дезориентация населения, осо­бенно молодежи, утрата чувства Родины;

- расслоение населения по уровню благосостояния и финансовым возможностям получения образования;

- неоднородность различных групп населения по степени развития образовательных потребностей (преобладание у отдельных групп односторонних, деформированных жизненных ценностей и обра­зовательных приоритетов — узкий прагматизм, ориентация на массовую культуру).

282


Эта группа факторов определила необходимые условия развития об­разования в регионе, на обеспечение которых направлена политика Де­партамента образования. Стержнем этой политики стало развитие содер­жания образования как конструктивный путь изменения всей системы.

Содержание национально-регионального компонента не сводимо к отражению узко понимаемых национально-региональных интересов, но органично сочетает в себе глобальное и местное, общее и частное, своеобразие региональных потребностей и необходимость подъема ка­чества образования на уровень мировых стандартов.

Приоритетными направлениями регионализации образования являются:

1. Гуманизация образования.

2. Экологизация образования.

3. Развитие экономико-правового образования.

4. Информатизация образования.

5. Создание образовательных программ для детей с проблемами развития.

6. Создание образовательных программ для одаренных, не стан­дартно развивающихся детей.

7. Создание образовательных программ, обеспечивающих культур­но-историческую и социальную адаптацию учащихся.

Эти программы определяют ключевые направления регионально-областной образовательной политики и являются предметом постоян­ного управленческого мониторинга на уровне правительства и Депар­тамента образования Свердловской области.

Тематический выбор приоритетных регионально-областных программ определяется особенностями региона. Несмотря на то что эти програм­мы по наименованию совпадают с аналогичными программами феде­рального уровня, они приобретают глубоко региональное значение.

Вследствие деформации социально-производственной структуры (ги­перразвитие тяжелой промышленности) и технократизации регионально­го менталитета особое значение приобретает программа гуманизации образования.

Гуманизация образования, понимаемая как процесс выявления в содержании образования антропологических, культурно-исторических, личностных оснований знания, является главным условием, обеспечи­вающим включение региональных ценностей и приоритетов в содержа­ние образовательных программ.

Гуманизация образования предполагает создание личностно-развива-ющих культур образования, образовательных укладов, стилей, техноло­гий, основанных на гуманных педагогических, национально-этнических, социокультурных традициях региона, а также на опыте мирового сооб­щества.

Деформация природно-экологической сферы, отставание в формиро­вании экологического сознания, остро-критическое состояние в области экологии практически во всех уральских регионах выдвигает настоя­тельную потребность в особой региональной программе экологизации образования.

283


Программа экономико-правового образования является приоритетной в силу активной динамики перехода региона к рыночной экономике, отставания образования в вопросах формирования нового экономичес­кого мышления, а также в силу комплекса накопившихся регионально-правовых проблем.

Программа информатизации образования, по названию совпадаю­щая с федеральным компонентом, получает новое региональное звуча­ние в комплексе с вышеназванными приоритетными программами, как условие их обеспечения и как самостоятельное направление развития содержания и повышения качества образования.

Программы 5, 6, 7 имеют непосредственную адресность. Специфика контингента учащейся молодежи, детей и подростков региона всецело определяет региональную значимость этих программ.

Программа 7 имеет особое значение ввиду региональной специали­зации, осложняющей культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся. Эта программа, кроме того, в большей степени, чем другие, должна обеспечить выход к формированию системокомплексов и еди­ного образовательного пространства страны.

7. Принципы формирования национально - регионального компонента по образовательным областям

Содержание национально-регионального компонента образователь­ных программ формируется как отражение:

- культурно-исторического, национально-этнического, экономичес­ки-хозяйственного, территориально-географического, сложившего­ся к настоящему времени своеобразия региона;

- приоритетных тенденций развития региона;

- специфики решения общецивилизационных проблем в простран­стве региона;

- потребности решения региональных проблем средствами обра­зования;

- общественных и частных образовательных интересов и потреб­ностей жителей региона.

Приоритетные направления регионализации образования в Сверд­ловской области (гуманизация, экологизация и др.) в структуре Базис­ного плана представлены как:

а) общие концептуальные подходы к развитию содержания образо­вания во всех образовательных областях и компонентах Плана (феде­ральный, региональный, школьный).

Например, гуманизация образования касается как общественных, так и естественных дисциплин, должна стать основой преподавания лю­бой учебной дисциплины. Экологизация также не сводится к введению дисциплин биолого-естественнонаучного цикла, но понимается и как экология человека, и как экоэтика человеческих отношений.

Ориентация на осуществление таких приоритетных программ как об­разование одаренных учащихся и учащихся с проблемами в развитии должна найти выражение в разработке разноуровневых, индивидуально-

284


ориентированных форм обучения в каждой образовательной области, во всех учебных дисциплинах и компонентах учебного плана.

б) учебные дисциплины инвариантной части национально-региональ­ного компонента, выполняющие функции интеграции содержания обра­зования в образовательных областях через создание оптимальных ус­ловий и оснований для самоопределения учащихся.

К базисным курсам инвариантной части национально-регионального компонента содержания образования отнесены следующие:

1. Родной язык.

2. Речь и культура общения.

3. Естествознание (экология).

4. Культура Урала: генезис и современность:

 

- художественная культура Урала;

- промышленная и деловая культура Урала;

- научная и педагогическая культура Урала.

 

5. История Урала.

6. Основы потребительских знаний.

7. Право для каждого.

8. Физическая культура (валеология).

Базисные курсы национально-регионального компонента по образо­вательным областям в их единстве создают основания для самоопреде­ления и саморазвития учащихся, их адаптации в региональных услови­ях и приобщения к мировым ценностям.

Каждый из курсов инвариантной части национально-регионального компонента Плана, дополненный системой учебных дисциплин по выбо­ру, при переходе от данной ступени обучения к другой, может служить ценностно-целевой моделью преемственности содержания образования на основе возрастных особенностей индивидуально-личностного разви­тия учащихся.

В Базисном учебном плане Свердловской области в соответствии с Законом «Об образовании» выделяются следующие образовательные ступени: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование.

Наполнение национально-регионального компонента образования определяется как общими, так и специфическими целями и задачами образования на каждой из ступеней.

Главным на ступени начального образования является приобретение основ грамотности и культуры мироотношения.

Содержание образования в основной школе создает базис самооп­ределения личности и через возрастание доли функционального, дея-тельностного образования и предоставления учащемуся возможности выбора.

Среднее (полное) общее образование обеспечивает осуществление непрерывного образования через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

В Базисном учебном плане области заложен принцип увеличения числа часов на вариативную часть от минимума на 1-й ступени — до максимума на 3-й ступени обучения».

285


В . А . Караковский , Л . И . Новикова , Н . Л . Селиванова

Из книги «Воспитание ? Воспитание ... Воспитание ! »

(1996 г.)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ СЕГОДНЯ: МНОГООБРАЗИЕ ВАРИАНТОВ






































Дата: 2018-12-28, просмотров: 240.