Группа: МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

иа 13

Табли

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования долга и ответственности

■ Познавательные игры

■ Учебные дискуссии

■ Создание ситуаций занимательности

■ Создание ситуаций успеха, реали­зация воспитательного потенциала ситуации неуспеха, эмоциональных переживаний

 

■ Формирование убеждения в социаль­ной и личностной значимости учения

■ Предъявление требований

■ Упражнения в выполнении требова ний

■ Состязательность, поощрения, наказания

Группа: МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ

Таблица 14

 

Методы устного Методы письменного Методы лабораторно-
контроля контроля практического контроля
и самоконтроля и самоконтроля и самоконтроля
• Индивидуальный опрос • Контрольные пись- • Контрольно-
• Фронтальный опрос менные работы лабораторные работы
• Устные зачеты • Письменные зачеты • Лабораторно-
• Устные экзамены • Письменные экзамены практический
• Программированный • Программированные самоконтроль
опрос письменные работы  
• Устный самоконтроль • Письменный само­контроль  

Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

М

ЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ - составной элемент метода (например, составление плана при начале работы с тек­стом, при выполнении коллективного творческого дела). По от­ношению к методу приемы носят частный характер29.

♦ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Ш Б ВАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

М

ЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы решения воспита­тельных задач и осуществления воспитательного взаимо­действия.


29 Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. ШияноВ-М, 1997. С. 281-282.

270


271


♦ ЗАДАНИЯ




ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ОСМЫСЛЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1. Мы намеренно не ввели в последнюю тему рубрики:

 

Г ДОЛЖЕН ЗНАТЬ...

Мы полагаем,

что вы уже способны

самостоятельно

наполнить содержанием

этот подраздел пособия.

♦ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН УМЕТЬ...

fe ^

Мы полагаем,

что вы уже способны

самостоятельно

наполнить содержанием

этот подраздел пособия.

2. В разделе «Проблемно-аналитический материал» представ­
лены Концепция воспитательной работы классных руководителей
Ярославской области, Базисный учебный план Свердловской об­
ласти и краткие характеристики ряда воспитательных систем.
Предлагаем вам на основе анализа этих документов выполнить
следующие задания:

2.1. Составить концепцию (т.е. описать как систему) и раз­
работать учебный план школы, директором которой вас избра­
ли. Разумеется, что эта будет школа «нового типа», отражаю­
щая современные требования и удовлетворяющая ожидания...
А вот чьи ожидания — на этот вопрос ответите вы.

2.2. Попробуйте построить структуру (т.е. кратко и емко
описать основные черты, желательно в форме некоей схемы)
тех образовательно-воспитательных учреждений, с которыми
вас познакомили тексты из книги В.А. Караковского, Л.И. Но­
виковой, Н.Л. Селивановой. Какие общие черты воспроизво­
дятся во всех описанных воспитательных системах?


 

2.3. Вы уже знакомы с методологией и методикой научно-педагогического исследования. Перед вами стоит задача — изучить передовой опыт организации воспитательных систем. Сформулируйте цель, задачи, гипотезу вашего исследования, охарактеризуйте методы, с помощью которых вы будете его осуществлять. Спрогнозируйте, какие, предположительно, ре­зультаты вы можете получить при изучении одной или не­скольких систем, и как вы распорядитесь полученной инфор­мацией, т.е. как ее используете.

2.4. Попытайтесь обнаружить основные закономерности в работе инновационных воспитательных учреждений и постро­ить на основе этих закономерностей систему требований к организации деятельности воспитательных систем.

2.5. Как реализуются в описанных воспитательных системах основные принципы организации и осуществления педагоги­ческого процесса?

 

3. Попробуйте осуществить анализ любого учебного занятия в вашем учебном заведении или в школе с учетом логики и струк­туры педагогического процесса и структуры урока, представлен­ной в табл. 11 данной темы. В какой мере реализуются на прак­тике заложенные в этих материалах требования?

4. С какими закономерностями, принципами и методами вос­питания в их сегодняшней интерпретации вы могли бы соотнести рассуждения П.Ф.Лесгафта о использовании практического и си­стематического методов воспитания?

5. И последнее. Пришла пора провести ревизию вашего крат­кого педагогического словаря. Посмотрите, какие новые понятия вы встретили в текстах, дайте им определения и включите в сло­варь.

Хочется надеяться, что у вам появился вкус к словарной рабо­те. И в целом очень хочется, чтобы у вас возник интерес к этой сложной и противоречивой, этой умной и глубокой науке — пе­дагогике.

Успехов вам, уважаемые коллеги!


 


272


10 ОбЩа,


     
 


♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ3»

1. Региональные особенности базисного учебного плана Свердловской области

Базисный учебный план Свердловской области составлен на основе «Закона об образовании РФ», Федеральной программы развития обра­зования, федерального Базисного учебного плана, Концепции и Про­граммы развития образования Свердловской области, Концепции фор­мирования национально-регионального компонента содержания образо­вания, Программы регионализации образования Свердловской области, с учетом итогов апробации Базисного плана в образовательных учреж­дениях Свердловской области в течение 1994/95 учебного года.

Своеобразие Базисного учебного плана Свердловской области зак­лючается в том, что он:

- предлагает один из вариантов соединения мирового, федерально­го и регионального опыта в развитии содержания образования и обра­зовательных технологий;

- отражает приоритеты развития образовательного пространства ре­гиона, определяемые концепцией формирования национально-регио­нального компонента Свердловской области;

- предоставляет субрегионам и образовательным учреждениям об­ласти значительную самостоятельность в выборе вариантов учебных планов с целью повышения качества образования и максимального обеспечения возможностей самоопределения с учетом многообразия региональных условий;

- основан на открытой региональной политике, соединяющей регио­нализацию образования с демократическим характером развития региона.

2. Место Базисного учебного плана Свердловской области в системе государственных образовательных стандартов

Базисный учебный план дает интегральное представление о структу­ре и содержании общего среднего образования, фиксирует комплекс основных нормативов образования, в соответствии с которыми разра­батываются конкретные планы образовательных учреждений. Базисный учебный план — это генеральный уровень представления стандарта.

30 Базисный учебный план среднего (полного) обшего образования Сверд ловской области. Екатеринбург, 1995.

274


Базисный учебный план общеобразовательной школы как часть госу­дарственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

а) продолжительность обучения (в учебных часах) общая по каждой

из его ступеней;

б) недельная учебная нагрузка для:

- базовых образовательных областей каждой из ступеней об­щего среднего образования;

- обязательных занятий по выбору учащихся;

- факультативных занятий;

в) максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащего­
ся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия

по выбору;

г) итоговое количество учебных часов, финансируемое государством
(максимальная обязательная нагрузка школьников, факультативные за­
нятия, индивидуальные и групповые занятия, деление учебных групп на

подгруппы);

д) структура образовательного процесса (соотношение базовой инва­
риантной и вариативной частей, федерального, национально-региональ­
ного и школьного компонентов).

Базисный учебный план можно считать государственным стандартом структуры процесса образования (организации содержания образова­ния), который должен быть дополнен стандартом содержания образования.

Государственный стандарт содержания образования включает феде­ральный и национально-региональный компоненты.

В целом государственный образовательный стандарт общего средне­го (полного) образования состоит из следующего пакета документов:

1. Базисный учебный план (стандарт структуры образовательного

процесса).

2. Стандарт содержания общего среднего (полного) образования

(федеральный и национально-региональный компоненты).

В стандарт содержания общего среднего (полного) образования (на­ционально-региональный компонент входят:

1. Стандарты уровня подготовки учащихся.

2. Стандарт образовательной программы национально-регионального

компонента.

3. Система измерителей достижения государственного стандарта для
выпускников образовательных учреждений по инвариантной части нацио­
нально-регионального компонента.

3. Структура и функции Базисного учебного плана





























Дата: 2018-12-28, просмотров: 269.