Занятия семинарского типа (практические занятия, лабораторные работы)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2.2.1. Практические занятия для обучающихся очной формы обучения

(30 ак. часов)

Тема 1.1.  Логика как наука.

 

Занятие 1. Предмет логики (2 часа)

1. История развития логики. Предмет логики. Логическая культура.

2. Язык как знаковая система, виды языков, функции.

3. Логическая форма и правильность мышления. Законы логики

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

Подготовить сообщения по вопросам.

Уметь анализировать сообщения, задавать вопросы и дополнять.

 

Тема 1.2. Понятие.

Занятие 2. Понятие как форма мышления (2 часа)

1. Общая характеристика понятий, предмет мысли, признак предмета. Логические характеристики понятия: содержание (родовые и видовые признаки) и объем. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Виды понятий по содержанию и объему. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия.

3. Отношения рода и вида, части и целого. Отношения между понятиями.

    

Задания для подготовки к практическому занятию:

1.Выделите содержание понятия, указав родовой и видовой признаки.

2.Определите вид понятия по содержанию: конкретное или абстрактное, положительное или отрицательное, безотносительное или соотносительное.

3.Определите вид понятия по объему: единичное и общее (регистрирующее и нерегистрирующее).

4.Определите вид отношения между понятиями и изобразите их с помощью круговых схем.

 

 

Занятие 3. Логические операции с понятиями (2 часа)

1.Определение понятия: структурные элементы (определяемое понятие, определяющее понятие, связка), правила (соразмерность, отсутствие круга, неотрицательность).

2.Деление понятия: структурные элементы (делимое понятие, основание деления, члены деления), виды (аналитическое и логическое: по видоизменению признака и дихотомия), правила (соразмерность, одно основание, исключенность членов деления, непрерывность деления).

3.Обобщение и ограничение понятий. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

1.Выделите структурные элементы в определении понятия, указав в определяющем понятии родовые и видовые признаки.

2.Проверьте правила определения понятия.

Тема 1.3. Суждение.

Занятие 4. Суждение (2 часа)

 

1.Суждение и предложение. Виды суждений по количеству смысловых единиц.

2.Структура простого суждения: субъект, связка, предикат. Виды простых суждений по содержанию предиката: существования, с отношением, атрибутивные. Символическая запись.

3.Виды модальности суждения: эпистемическая, деонтическая, алетическая.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1.Выделите структурные элементы простого суждения: субъект и предикат.

2.Определите вид простого суждения по содержанию предиката: существования, с отношением, атрибутивное (категорическое).

3.Запишите символически простое суждение.

4.Определите вид модальности суждений.

 

 

Занятие 5. Категорическое суждение (2 часа)

 

1. Формализация категорического суждения. Правило записи категорического суждения.

2. Классификация категорических суждений по количеству и качеству. Символическая запись.

3. Распределенность терминов (субъекта и предиката) в категорическом суждении. Алгоритм логического анализа категорического суждения.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Выделите структурные элементы категорического суждения: квантор, субъект, связку, предикат.

2. Формализуйте категорическое суждение.

3. Определите вид категорического суждения по количеству и качеству.

4. Запишите категорическое суждение символически: схема и символ.

5. Установите распределенность субъекта и предиката в категорическом суждении на основании их отношений, изобразив эти отношения кругами Эйлера.

 

Занятие 6. Сложные суждения (2 часа)

1. Определение сложного суждения. Структура сложного суждения.

3. Виды сложных суждений: соединительные, разделительные (сильная и слабая дизъюнкция), условные (импликация и эквиваленция), комбинированные (смешанные).

3. Символическая запись сложных суждений. Алгоритм логического анализа сложного суждения.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Выделите структурные элементы сложного суждения, обозначив их буквенными символами.

2. Определите вид сложного суждения.

3. Запишите формулу сложного суждения.

 

Занятие 7.

Рубежный контроль

2 часа

 

 

Тема 2.1. Умозаключение как форма мышления и высказывания.

Занятие 8. Умозаключение (2 часа)

1. Общая характеристика умозаключения. Виды непосредственных умозаключений по изменению связи между S и P: превращение и обращение.

2.Символическая запись операций.

3. Виды непосредственных умозаключений по установлению отношений между категорическими суждениями: логический квадрат.

 

              Задания для подготовки к практическому занятию:

1.Выделите структурные элеиенты непосредственного умозаключения.

2.Определите вид преобразования непосредственного умозаключения.

3.Запишите символически проведенное преобразование с непосредственным умозаключением.

4.Проверьте правильность вывода в непосредственном умозаключении.

5.Сделайте все возможные выводы из посылки через установление отношений по логическому квадрату (за исключением эквиваленции).

6.Установите истинность и ложность вывода (заключения).

 

Занятие 9. Простой категорический силлогизм (2 часа)

 

1. Простой категорический силлогизм (ПКС). Структура ПКС: больший, меньший и средний термины; большая и меньшая посылки; заключение.

2. Правило записи ПКС. Фигуры и модусы ПКС.

3. Способы проверки правильности ПКС. Алгоритм логического анализа ПКС.

4. Энтимема ПКС. Варианты пропусков структурных элементов ПКС.

5. Алгоритм восстановления энтимемы ПКС.

 

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Выделите структурные элементы ПКС: термины, посылки и заключение.

2. Формализуйте составляющие ПКС суждения, расположив структурные элементы по правилу записи ПКС и обозначив их соответствующими символами.

3, 4. Определите фигуру и модус.

5. Проверьте правильность вывода ПКС с помощью модуса и графического метода.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.