Специалисты по городскому планированию, может быть, слегка утрируя, утверждают, что средневековые города сформировала повозка. Подобно этому, современные города в значительной мере формируются, подчиняясь требованиям удобства и экономичности прокладки различных инженерных и транспортных сетей. Хотя это может быть и не заметно на первый взгляд, инженерная инфраструктура оказывает большое влияние на развитие и функционирование города. Так, жилые массивы часто возводятся не там, где им лучше было бы находиться по другим соображениям, а там, куда сети тянуть короче и дешевле. Сети — это не только трубопроводы и провода, это и многочисленные обслуживающие их установки и сооружения, в том числе гигантские, такие, как теплоцентрали, насосные станции, станции очистки сточных вод и т.д. Кроме того, для строительства и эксплуатации сетей требуется значительное количество металлоконструкций, стройматериалов, техники, топлива, химикатов и т.д. На все это работает заметная доля промышленности. Поэтому вся эта система в строительстве и эксплуатации является дорогой, ресурсо- и землеемкой, многоотходной. Дорого она обходится не только экономически, но и с точки зрения наносимого природе ущерба.
Времена, когда увеличение масштабов технических сооружений приводили к росту их эффективности остались в первой половине XX века. В настоящее время наблюдаются противоположные тенденции. Так, крупные гидроэлекростанции оказались экологически вредными и экономически не столь эффективными как когда-то предполагалось. Мини- и микроГЭС при правильном проектировании оказываются приемлемыми со всех точек зрения.
Современная научно-техническая революция создала технику малых форм, которые, как правило, эффективнее крупных сооружений. Большинство современных высоких наукоемких технологий представляют собой небольшие установки, имеющие совершенное микропроцессорное управление. Они оказываются доступными не только для малых предприятий, но и для отдельных домохозяйств, как для производственной деятельности, так и для обеспечения бытовых удобств.
В соответствии с общей тенденцией развития техники за последние десятилетия прошлого столетия, оптимальный размер технических систем, в том числе инженерных сетей, снижался. Иначе говоря, оптимум сдвигался в сторону меньших размеров, меньших радиусов обслуживания. Можно утверждать, что в настоящее время оптимум для инженерных муниципальных сетей находится в районе радиуса обслуживания в несколько сотен метров. В противоречии с этим размеры реальных инженерных сетей росли вместе с увеличением городов и к настоящему времени достигли огромных размеров. Так, например, вода в крупные города подается уже нередко за сотни километров. В итоге они превратились в гигантских монстров, дорогих, ресурсорасточительных и неэффективных.
Гигантские централизованные муниципальные инженерные сети превратились к настоящему времени в тормоз развития городов и в гигантских пожирателей ресурсов, в то время как полезная отдача от них неуклонно падает по мере их роста и старения. Так, сейчас уже практически всеми признано, что Российское государство не в силах содержать их даже на минимально приемлемом уровне. Так обстоят дела только в России. Несмотря на то, что в Западной Европе ремонтировать сети значительно легче, по причине более теплого климата, в некоторых городах дырявые водопроводы не ремонтируют из-за нехватки средств, мирясь с тем, что 90% воды теряется из-за протечек. В странах третьего мира до 60% воды из водопроводов теряется из-за протечек и несанкционированных подключений.
Недавнее обследование выявило удручающе низкий КПД отечественных котельных вследствие плохого технического состояния и неправильной эксплуатации. Так, для котельных, работающих на мазуте, он составил в среднем 25—30%, для работающих не газе — 30—40%, тогда как в норме должен достигать 80% и более. В тепловых сетях из-за больших протечек теплоносителя, теряется до 60% вырабатываемой тепловой энергии. Это приводит к тому, что конечный результирующий КПД систем центрального теплоснабжения не превышает 15—20%. На фоне этих удручающих цифр продолжающиеся утверждения о каких-то преимуществах центральных систем теплоснабжения выглядят странно.
Сейчас оптимальными являются лишь коллективные инженерные сети, рассчитанные на обслуживание не более чем нескольких десятков или сотен домовладений. Во многих случаях наилучшим решением являются индивидуальные инженерные системы. Именно на такие решения ориентированы экодома и жилые образования из них.
Другим следствием сокращения инженерных сетей и увеличения автономности жилья будет значительно возросшая устойчивость жилых образований по отношению к авариям, стихийным бедствиям, проявлениям терроризма.
89. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА.
Само выражение “инфраструктура” подчеркивает, что речь идет о некоторой базовой, подстилающей системе, связывающей территорию, которую мы считаем городом, в действительно единое целое. Но это означает, что все виды путей и все формы их пересечений должны рассматриваться не по отдельности, а в единстве. Пешеходный мостик через овраг и многочисленные перроны вокзала не приравниваются, конечно, друг к другу, но должны учитываться одновременно.
Это также означает, что для градостроителя настало время решительнее, чем когда-либо, вывести наружу, обнажить все то, что десятилетиями копилось в скрытой форме. Нужно заново пространственно организовать существующие системы связей и придать им необходимое значение, имея в виду не только сегодняшние, но и завтрашние нужды города. Если до сих пор мы обычно говорим о том, как связать между собой возникшие или проектируемые зоны человеческой активности, то теперь приходится перевернуть картину и посмотреть, каковы же “законные” требования эффективной коммуникации к пространству деятельности горожан.
Обозначим протяженные зоны, сопряженные с наивысшей интенсивностью городской жизни, как “русла”, уподобив транспорт реке, а места концентрации деятельности — ее берегам Действительно, последовательное осуществление концепции русла позволило бы достичь предельной интенсификации городских связей и резко сократить потери на транспортные перемещения. Такая концепция очевидным образом противоречит традиционному функциональному зонированию, поскольку русло группируется из объектов различного назначения.
Русла концентрируют значительную часть мест приложения труда, но наряду с промышленными, научными или административными комплексами в них включаются также и обслуживающие центры и центры досуга. Назначение объекта, относящегося к руслу, может быть любым или почти любым, лишь бы он отвечал одному требованию — иметь общегородское значение. Это непривычно, сильно отличается от традиции, согласно которой и совершенно новый город планировался по образцу старого с его компактным пешеходным центром, но при увеличении размеров его элементов.
Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 281.