Развитие городской экономики во многом зависит от его географического положения и производственных связей с окружающей территорией. Ареал распространения "экономических щупальцев" города (так называемая сфера экономического влияния) и интенсивность хозяйственных связей в нем, в первую очередь, зависят от численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей и от функций города в системе расселения.
Экономика каждого города состоит из 3-х основных секторов - базовый сектор, обслуживающий сектор (вспомогательные производства, обеспечивающие жизнь людей - химчистки и прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр.) и сектор домашнего хозяйства (к нему относятся неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети). В городах слабо развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор. В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты,не имеющие постоянной работы в базовом и обслуживающем секторах. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, торговлей газетами, самодельными сувенирами, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, то есть работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим секторами.
Базовый сектор несет на себе градообразующие функции. Его предприятия специализируются на производстве и экспорте за пределы городской экономики промышленных товаров и услуг. Доходы от их экспорта используются для импорта продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана экономическая ситуация динамики численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют "лицо" города в районе, стране, мире. К базовому сектору относятся такие отрасли как: промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.
Базовую занятость составляют работники предприятий базового сектора, занятые на производстве экспортных товаров и услуг, обслуживающую - работники других отраслей городской экономики. Базовая занятость по городу определяется как сумма базовой занятости всех предприятий.
Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости, рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан. Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации, рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕСТНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ.
Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.
Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в Законе
«О собственности в РФ» 1990 г., Законе «О местном самоуправлении в РФ» 1991 г., в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). В соответствии с действующей Конституцией «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Таким образом Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. Целью данной работы является рассмотреть правовое регулирование муниципальной собственности в Российской Федерации, объекты, относящиеся к муниципальной собственности, а также способы возникновения права муниципальной собственности и приватизации муниципальной собственности.
Состав муниципальной собственности. Правовое регулирование муниципальной собственности в РФ осуществляется целым рядом нормативных актов. Кроме перечисленных выше к ним относятся: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного управления в РФ» (ст. 29), Гражданский кодекс РФ (ст. 125, 215), Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», а также нормативные акты субъектов РФ.
В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности.
Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.=
Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.=
Все законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении закрепили нормы о муниципальной собственности. В большинстве из них определено понятие муниципальной собственности, ее состав, порядок формирования и управления. Например, Закон Рязанской области (ст. 36) установил, что имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Далее определяется состав муниципальной собственности, порядок ее формирования и распоряжения.
В большинстве субъектов Российской Федерации предусмотрен примерно такой же состав муниципальной собственности, что и в ст. 29 вышеуказанного
Федерального закона. Но в законах многих субъектов РФ состав муниципальной собственности дополняется такими, например, объектами, как унитарные предприятия, в том числе транспорта, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ремонтно-строительные, жилищно-эксплуатационные, по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, по утилизации и переработке мусора; ценные бумаги (Московская область); пакеты акций в хозяйственных обществах (Иркутская, Пермская области); объекты инженерной инфраструктуры (Республика Дагестан, Псковская, Костромская области); имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности (Белгородская, Вологодская, Псковская области). Более детально состав муниципальной собственности определен в уставах муниципальных образований.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 339.