УСТОЙЧИВОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОРОДА В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Устойчивое функционирование города – это постоянный процесс поддержания и активизации всех элементов и связей , в результате которого обеспечивается жизнедеятельность города., т.е процесс репродукции населения, а так же непрерывный процесс производства, распределения, обмена и потребления благ.
Простое воспроизводство не может обеспечить устойчивое функционирование и развитие города в виду того, что в экономике действует закон повышения потребностей. Следовательно, города должны непрерывно развиваться, а для устойчивого развития необходимо не простое, а расширенное производство элементов городской среды. При этом под расширенным производством понимается улучшение качественных и количественных характеристик городской среды в соответствии с возросшими потребностями населения. Следует отметить, что устойчивое развитие крупного города представляет собой непрерывный во времени и пространстве процесс совершенствования всех аспектов жизнедеятельности города, не только его материально-вещественной инфраструктуры, а так же духовных и физических начал в человеке и обществе.
Проблемы обеспечения устойчивого функционирования и развития города тесно связаны с отношениями рыночных принципов хозяйствования и государственного ( местного) регулирования этих отношений. Таким образом, хозяйство города как и хозяйство страны в целом ( национальное хозяйство) подчиняется законам сложившихся рыночных отношений, характерных для большинства стран мира. С точки зрения рационалистического подхода рынок обеспечивает наилучшее использование ресурсов для достижения максимально возможных прибылей. Однако в условиях крупного города резко проявляются негативные стороны рынка:

1. Отсутствуют действенные механизмы защиты окружающей среды и создания условий для сохранения невоспроизводимых ресурсов.

2. в ряде случаев игнорируются негативные последствия принимаемых решений

3. рынок не создает стимула для производства тех элементов городской среды, которые являются объектами коллективного пользования ( городские дороги, общественный транспорт, городское благоустройство и т. п. )

4. Ориентирование на производство только тех социально необходимых товаров/, которые обеспечены платежеспособным спросом

5. рыночная система воспроизводит социальное неравенство

6. Рыночное хозяйство подвержено нестабильному развитию, характеризуется циклами спадов и подъемов

Отмеченные негативные стороны рынка действуют в крупном городе в совокупности , создавая качественно новый спектр проблем, которые требуют особого подхода в исследовании их воздействия на город

Кроме указанных выше проблем современный уровень развития рыночных отношений показал нарастание объективных противоречий между текущими проблемами и задачами перспективного развития. города. В условиях ограниченности ресурсов рыночные интересы требуют вложения средств сегодня, что бы как можно быстрее окупить затраты и получить прибыль. Расходы на развитие города отвлекают значительные ресурсы от решения текущих задач, с тем , что бы в будущем получить желаемый результат. Например , вложения в образование будет давать отдачу через 10-15 лет С позиции рыночной конъюнктуры чем дальше от времени момент получения прибыли от начала освоения ресурсов, тем меньше рыночная эффективность мероприятия.
В связи с изложенным становится очевидным необходимость четкого определения места и роли рыночных отношений в системе управления городом. Всеобъемлющий рынок не может обеспечить устойчивость жизнедеятельности города. Для решения этой задачи необходимы иные, государственные и местные рычаги и механизмы управления городом.

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

В настоящее время во многих городах и районах страны либо применяют, либо приступили к разработке планов, программ и прогнозов развития. Однако отсутствие единых методических подходов к принципам, формам и методам планирования и прогнозирования зачастую делают сложным, а иногда и невозможным интеграцию, казалось бы, однотипных отраслевых или функциональных планов, программ муниципальных образований в планы и программы субъектов Федерации.

Поиск новых качества и содержания управления местным развитием привел к появлению новых форм и методов планирования, в том числе стратегического планирования, в рамках которого проходит формирование целевых ориентиров развития местного сообщества на перспективу в соответствии с имеющимися возможностями и ресурсами, а также определяется последовательность их реализации.

Принципиально важным представляется рассмотреть связь стратегического планирования муниципального района (городского округа) с текущим и бюджетным планированием. Значительная роль отводится разработке текущего прогноза, который в соответствии с бюджетным законодательством непосредственно предшествует и является базой для составления проекта муниципального бюджета. Основным содержанием данного прогноза являются: анализ социально-экономического развития муниципального образования; оценка предпосылок и факторов, определяющих развитие муниципального образования на прогнозный период; выбор приоритетных направлений и мероприятий по решению социально-экономических задач в прогнозном периоде.

Наличие качественного муниципального прогноза помогает совершенствовать работу муниципального хозяйства, координирует финансово-хозяйственную деятельность муниципальных предприятий и учреждений городов и районов, обеспечивая эффективность управления в целом.

Другой аспект важности муниципального прогноза состоит в том, что он является неотъемлемой частью прогноза социально-экономического развития региона и уточняет прогнозные показатели, полученные в результате макроэкономического анализа, за счет приближения к реальной экономической ситуации, складывающейся в муниципальных образованиях. Прогноз позволяет совершенствовать изменения территориально-отраслевой структуры, выделить проблемные территории, своевременно предупредить опасность нарастания территориальной дифференциации в уровнях развития муниципальных образований и другие негативные последствия.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ГОРОДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ.

В городах и регионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориально-общественного самоуправления.

Стратегический план концентрируется на перспективах региона и в каждой сфере должен выявлять главные, ключевые факторы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов, не является комплексным планом, а определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для региона или города областях.

Стратегический план - это не чисто административный документ. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства Чекалин B.C. Экономика городского хозяйства. Санкт-Петербург. Государственная инженерно-экономическая академия, 2006.. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план не директива, а свод согласованных, признанных разумными требований предприятий и населения к администрации. Это совместная договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для региона, города, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений, а значит и в их реализацию, широкого круга активных лиц. Таким образом, по сути, речь идет о механизме стратегического партнерства в городе, т. е. о механизме поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Отсутствие общественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона, города снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджу региона, города и его администрации. Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку разные города и регионы отличаются друг от друга по следующим характеристикам:

- уровню экономической активности;

- географическим характеристикам и природным ресурсам;

- экономическим условиям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности;

- социальной организации жизнедеятельности населения;

Реализация стратегического плана социально-экономического развития региона или города включает в себя регламентацию следующих основных организационно-технических аспектов:

- поиск заинтересованных юридических и физических лиц, материальных и финансовых ресурсов;

- формирование благоприятного общественного мнения, обеспечение материальной и моральной заинтересованности каждого человека, который может повлиять на достижение конечных результатов, поддержка и "выращивание" ростков нового;

- подготовка и принятие (на соответствующих уровнях) нормативных и директивных документов, необходимых для проведения преобразований;

- создание организационных структур реализации проектов, обучение специалистов работе в новых условиях;

- контроль за выполнением планов и программ.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ.

Основными функциями отдела социально-экономического развития являются прогнозирование и анализ комплексного социально-экономического развития города, формирование сводного плана развития города, управление социально-экономическим развитием – выдача рекомендаций органам управления, необходимых для принятия и воплощения решений в жизнь на основе исследования проблемной ситуации, системного анализа.

Выработка стратегии социально-экономического развития, принятие решений на уровне муниципального управления предполагает информационно-аналитическую поддержку муниципальных органов власти и хозяйствующих субъектов территории – создание информационной системы принятия решений, центральной составляющей которой является системное моделирование городских систем.

Анализ и моделирование социально-экономических, городских систем необходимо выполнять с учетом следующих характерных особенностей :

1. Город рассматривается как сложная слабоструктурированная система

2. Город – социальная система, поэтому в ней доминируют и учитываются природные и психологические (связанные с интересами людей и др.) факторы. Город – динамическая система. Необходимо изучать динамику развития системы, проводить анализ процессов роста, с учетом общего жизненного цикла города и его частей (население, предприятия, жилой фонд и др.)

3. Город является саморегулирующей (самоуправляющей) системой.

4. При управлении городом часто возникает конфликт между целями долгосрочного планирования и краткосрочными решениями

5. Город представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.

6. Сложная городская система нелинейна.

Методологической основой моделирования социально-экономического развития города является системный анализ, центральной процедурой которого является построение обобщенной (единой) модели объекта, отражающей важнейшие факторы и взаимосвязи реальной системы. На практике это связано с созданием комплекса моделей с развитыми динамическими и информационными связями между моделями всех уровней.

Исследуемая социально-экономическая система имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой могут быть декомпозированы подсистемы: население, производство, непроизводственная сфера, экология, пространство, финансы, внешняя экономическая сфера. Город характеризуется иерархичностью управления и активностью отдельных ее подсистем, взаимодействие элементов в рамках которой рассматривается с учетом характера воздействий внешней среды на внутреннюю структуру.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ).

В соответствии с конституцией РФ, наличие выборных органов местного самоуправления муници­пальных образований является обязательным. Наименование органов местного самоуправления и должност­ных лиц, порядок формирования орга­нов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий и др. вопросы организации и деятельности органов мест­ного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.

Согласно уставу Структуру органов местного самоуправления города

1) Представительный орган муниципального образования —городская Дума; (функция – решение вопросов местного значения)

1) принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития города Челябинска, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6)принятие муниципальных правовых актов по вопросам местного значения городского округа;

2) Глава муниципального образования — Глава города, мер города;

1) представляет город в отношениях с другими муниципальными образованиями, органами государственной власти

2) подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые городской Думой;

3) возглавляет Администрацию города на принципах единоначалия, руководит деятельностью Администрации города, утверждает Регламент Администрации города;

4) обеспечивает на территории города исполнение Конституции и др. законодат. актов

3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — администрация города;

1) разрабатывает проекты и реализует планы и программы социально-экономического развития города;

2) разрабатывает проект бюджета города и обеспечивает его исполнение;

3) осуществляет подготовку отчета об исполнении бюджета города;

4) осуществляет полномочия собственника, контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом;

5) создает, реорганизует и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения;

6) осуществляет формирование и размещение муниципального заказа;

4) Контрольный орган муниципального образования — контрольно-счетная палата города.

( функция - контроль за исполнением бюджета города Челябинска, соблюдением порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета города, отчета о его исполнении, а также за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности).

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города путем внесения изменений в Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления города не входят в систему органов государственной власти.

Управление развитием отраслей социальной сферы (на федеральном, региональном или муниципальном уровнях)

 




Дата: 2016-09-30, просмотров: 261.