РЫНОК: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ. СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В экономической теории термин "рынок" имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.

Функции рынка:

Ценообразующая функция.

Информационная функция.

Регулирующая функция.

Посредническая функция.

Санирующая функция.

Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка: по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок); по географическому положению (местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок); по степени ограничения конкуренции (монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции); по отраслям (автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок с/х продукции и т.д.); по характеру продаж (оптовый рынок; розничный рынок).
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Инфраструктура рыночной экономики - совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает: деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации; деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах; деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

 

]

ЦЕНА И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЦЕН.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Функции цены: мера стоимости; регулятор экономики; показатель для определения жизненного уровня населения; инструмент для конкуренции; барометр развития моровой экономики.

В мировой практике существуют 2 принципа ценообразования: централизованный - существует в условиях плановой экономики; децентрализованный - существует в условиях рыночной экономики.

Виды ценообразования: установление цен на новые товары; установление цен на новые оригинальные товары; продажа товаров по более высокой цене; продажа товаров по более низкой цене; установление цен на товары имитаторы; установление цен на товарную номенклатуру: на основные товары; на дополнительные товары; на товары, являющиеся обязательной принадлежностью; на побочные товары; установление цен по географическому принципу: зональные цены; базисные цены; франкостанция отправления и франкостанция назначения; установление цен со скидками и зачетами: скидки за форму расчета: наличные, безналичные, в свободно-конвертируемой валюте; скидки за количество проданного товара; функциональные скидки: предприятие-изготовитель предоставляет скидку торговым предприятиям; сезонные скидки

Принципы ценообразования: научный подход; целевая направленность; сопоставимость по разным периодам времени; учет уровня цен на аналогичные фин. инструменты.

Виды цен:

· номинальная – обозначена на бланке ценной бумаги. Определяется в проспекте эмиссии при выпуске в обращение ценных бумаг.

· эмиссионная – цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении (может не совпадать с номинальной ценой);

· балансовая – определяется на основе финансовой отчетности предприятия как стоимость имущества АО, образованного за счет собственных источников, деленная на количество выпущенных акций;

· учетная – по которой ценные бумаги числятся на балансе предприятия в данный момент времени;

· рыночная – отражает соотношение спроса и предложения; дисконтированная, или текущая – определяется с учетом дисконтных множителей и норм инвестирования.

Функции цен:

· учетная – в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг учитывается определенная стоимость;

· контрольная – посредством установления различных цен осуществляется контроль за движением стоимости разных видов ценных бумаг;

· балансирования спроса и предложения – при повышенном спросе и сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на них растут; соответственно при уменьшении спроса и росте предложения цены падают;

· перераспределительная – в результате отклонения цены от стоимости вновь созданная стоимость перераспределяется между отраслями и регионами, накоплением и потреблением;

· управления – цена в условиях рынка определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бумаги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобретать в зависимости от уровня доходов и потребительского бюджета.

 

 





Дата: 2016-09-30, просмотров: 211.