ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Супрунова Евгения Александровна
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИНАНСЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
специальность 080115 «Таможенное дело»
Студента ________ группы
________________________
(фио)
ОМСК 2012
Методические указания по работе с рабочей тетрадью для практических занятий
Все задания в рабочей тетради представлены по разделам и темам утвержденной рабочей программы по дисциплине. Задания включают в себя задачи. Все задачи, как правила, двух групп, которые требуют ответа на указанный вопрос и решение практических задач по бухгалтерскому учету.
Раздел 1. Финансы
Тема 1. Сущность и роль финансов
Тема 2. Безналичный денежный оборот и организация безналичных расчетов в Российской Федерации
Тема 3. Бюджет и управление бюджетной системой Российской Федерации
Тема 4. Финансовая система Российской Федерации
Задание 1
Задание: написать реферат по темам 1-4
Целью написания реферата является систематизация и углубление полученных теоретических знаний по дисциплине, развитие навыков самостоятельной работы над экономической литературой и законодательно - нормативными документами, а также умения предвидеть проблемы и перспективы.
При выборе темы реферата студенту следует обратить внимание на свои интересы, которые могут быть связаны с необходимостью углубления знаний по определенному вопросу, перспективами использования в научно- исследовательской работе, в дальнейшем при устройстве на работу и т.д.
Реферат должен содержать план, который оформляется под названием «Содержание» или «Оглавление». В содержании следует предусмотреть введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность (значение) темы реферата, указываются его цель и задачи. Для формулировки этих вопросов необходимо понимать тему исследования, поэтому раздел выполняется на базе изучения законодательно – нормативных документов и экономической литературы. Следовательно, особо тщательно следует подобрать необходимую литературу.
Основная часть реферата должна состоять из 2-4 взаимосвязанных вопросов, содержание которых позволяет раскрыть исследуемую тему. В этой части по возможности первый вопрос должен быть посвящен выяснению значения данной темы, ее нормативной и теоретической разработанности, выявлению проблем, возникающих в практике учета, и терминологии. Остальные вопросы данной части формируются в зависимости от содержания темы, интересов студента и других факторов.
При выполнении основной части реферата следует уделить внимание на дискуссионные вопросы (проблемы), ссылаясь на конкретные параграфы, статьи, разделы законодательно – нормативных документов, цитаты из учебников и научных статей. При этом необходимо делать ссылки на источник, указывая его номер по списку литературы и страницу, откуда используется материал, в круглых скобках как предусмотрено общими правилами оформления письменных работ.
Цитаты не должны быть громоздкими, могут быть использованы, когда они служат отправной базой или аргументом при изложении материала. В кавычках выделяется только конкретная, чаще всего не распространенная точка зрения исследователей, выражающая сущность рассматриваемой проблемы и точку зрения цитируемого автора.
Заключение предусматривает собой выводы и предложения, которые основываются на содержании введения и основной части реферата.
Список литературы должен быть реальным, фактически использованным при написании реферата, в том числе должен содержать те источники, на которые сделаны ссылки по тексту реферата. Желательно пользоваться экономической литературой последних лет издания и действующими законодательно – нормативными актами. Список использованной литературы оформляется по общеустановленным требованиям.
К реферату могут быть приведены приложения. В качестве приложений рекомендуется размещать большие таблицы, рисунки, учетные регистры, первичные документы и другие материалы. При изложении конкретного вопроса следует не только делать ссылку на приложение, позволяющее его характеризовать или раскрыть, но и упомянуть о содержании самого приложения, ради чего оно применяется.
Текст реферата должен быть кратким в объеме 12-15 страниц печатного текста (без учета приложений), содержательным, в котором четко раскрывается тема.
Изложение материала должно быть в той последовательности, которая соответствует пунктуации, принятой в оглавлении, логически взаимосвязанным. При выполнении реферата следует избегать простого пересказа или перепечатывания текста источников.
Реферат выполняется с использованием персонального компьютера, на белой нелинованной бумаге формата А4 (210*297мм) с одной стороны. Текст печатается через 1,5 интервала с использованием шрифта 14.
При написании текста следует оставлять поля: слева – 30мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 25 мм.
Все страницы реферата должны иметь сквозную нумерацию, на титульном листе номер не ставится, но считается.
На последней странице ставится дата окончания реферата и подпись студента.
Каждый студент устно защищает реферат на практическом занятии. Во время защиты студент излагает важнейшие положения работы и выводы, к которым он пришел. Затем он отвечает на вопросы, задаваемые преподавателем и студентами устно. По результатам защиты ставиться оценка реферата.
Список рекомендуемых тем рефератов
Задача 1
Задание: Определите, какие измерители используются в каждом случае.
1. Учет движения денежных средств в кассе___________________________________________________
2. Ежедневный курс валют__________________________________________________________________
3. Учет материалов на складе________________________________________________________________
4. Численность работающих_________________________________________________________________
5. Уровень квалификации кадров_____________________________________________________________
6. Количество единиц оборудования__________________________________________________________
7. Номенклатура используемых материалов____________________________________________________
8. Ежемесячный уровень инфляции___________________________________________________________
9. Перепись населения______________________________________________________________________
10. Расчет себестоимости готовой продукции____________________________________________________
Задача 2
Задание: Определите, к какому законодательному уровню относятся следующие бухгалтерские документы.
1. Устав предприятия_______________________________________________________________________
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»________________________________________________
3. Приказ о приеме на работу________________________________________________________________
4. План счетов финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению____________________________________________________________________________
5. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»___________________________________
6. Рабочий план счетов______________________________________________________________________
7. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»_____________________________________
8. Гражданский кодекс Российской Федерации_________________________________________________
9. Штатное расписание_____________________________________________________________________
10. Налоговый кодекс Российской Федерации___________________________________________________
11. Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов_________________________________________________________________________________
Задача 3
Задание: Перечислите особенности бухгалтерского учета в сравнении с другими видами хозяйственного учета.
1.__________________________________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________________________
Задача 4
Задание: Перечислите элементы метода бухгалтерского учета и укажите цели их использования: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5
Задание: сгруппируйте данные об имуществе предприятия и источниках его формирования по соответствующим статьям, группам статей и разделам бухгалтерского баланса (таблица 1).
Задача 6
Задание: на основе данных для выполнения задачи (таблица 3) отразите влияние хозяйственных операций на изменения в бухгалтерском балансе и определите их тип. Решение осуществите в таблице 4.
Данные для выполнения задачи
Таблица 3
Хозяйственные операции за отчетный период:
№ n/n | Содержание хозяйственной операции | Сумма, тыс. руб. |
1. | Внесены на расчетный счет денежные средства из кассы | |
2. | С расчетного счета перечислены денежные средства поставщику в погашение задолженности | |
3. | Переданы материалы в основное производство | |
4. | Получены в кассу с расчетного счета денежные средства для выплаты заработной платы | |
5. | Выданы из кассы наличные денежные средства главному инженеру на командировочные расходы | |
6. | Выдана из кассы заработная плата работникам организации | |
7. | Депонирована не выданная заработная плата | |
8. | Из кассы на расчетный счет перечислена депонированная заработная плата | |
9. | Отпущены в сборочный цех комплектующие изделия для изготовления продукции | |
10. | Приобретены за счет подотчетных сумм материалы | |
11. | Возвращены из цеха на склад неиспользуемые комплектующие изделия | |
12. | Зачислены на расчетный счет денежные средства от покупателей в погашение задолженности | |
13. | Зачислен на расчетный счет кредит банка сроком 6 месяцев | |
14. | Поступили от поставщиков материалы | |
15. | Начислена заработная плата рабочим и специалистам | |
16. | Акцептованы (приняты к оплате) счета за электроэнергию | |
17. | Удержан налог на доходы физ. лиц из заработной платы работников | |
18. | Произведены отчисления в резервный капитал за счет нераспределенной прибыли отчетного года | |
19. | Перечислено с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности перед бюджетом по налогам | |
20. | Выпущена из производства готовая продукция | |
21. | Поступили от поставщиков комплектующие изделия | |
22. | Перечислены с расчетного счета денежные средства в погашение задолженности поставщикам за материалы, комплектующие изделия и полуфабрикаты | |
Перечислены денежные средства с расчетного счета в погашение задолженности за электроэнергию |
Таблица 4
Типы изменений в бухгалтерском балансе
Номер операции | Изменения в бухгалтерском балансе (+ ; – ) | Сумма, тыс. руб. | Тип изменения | |
в активе (+ ; – ) | в пассиве (+ ; – ) | |||
Пример 1. Внесены на расчетный счет денежные средства из кассы | + ; – | А + X – X = П | ||
Задача 7
Задание:На основе имеющихся данных откройте счета бухгалтерского учета.
Для того чтобы контролировать и вести учет имущества, их источников и хозяйственных операций используются бухгалтерские счета. Счета бухгалтерского учета используются для группировки, текущего контроля и учета активов, обязательств, хозяйственных и финансовых процессов. Бухгалтерские счета открываются для учета определенного вида (группы) активов, обязательств, доходов и расходов.
Структура любого счета включает начальное сальдо, оборот по дебету, оборот по кредиту и конечное сальдо. Начальное сальдо счетов записывается на счетах в начале отчетного периода на основе заключительного бухгалтерского баланса за предыдущий период. Процедура называется открытием счета. Конечное сальдо, отраженное на счетах учета, переносится в баланс на конец отчетного периода.
Учебные схемы счетов бухгалтерского учета представлены на рисунке 1.
Д Активный счет К Д Пассивный счет К
S’q S’k
увеличение уменьшение уменьшение увеличение
хозяйственных хозяйственных хозяйственных хозяйственных
средств (+) средств (-) средств (+) средств (-)
∑ oq ∑ ok ∑ oq ∑ ok
S’’q S’’k
Рис. 1. Учебные схемы счетов бухгалтерского учета
В учебных целях счета бухгалтерского учета оформляются в виде двухсторонней таблицы. Практически в организациях используют учетные регистры синтетического и аналитического учета.
Для открытия синтетических счетов необходимо использовать учебные схемы, представленные на рисунке 1. Во-первых, запишите на счетах остатки на 1 сентября 200Х года. Далее с учетом составленных корреспонденций счетов нужно выполнить разноску операций и подсчитать обороты по дебету и кредиту каждого счета, а затем вывести остатки на конец месяца.
Каждую хозяйственную операцию на счетах бухгалтерского учета отражают двойственным способом (методом двойной записи). В конце отчетного периода подсчитывается сумма операций за текущий период отдельно по дебету и кредиту счета, которая называется оборотом.
Задача 8
Цель: изучение методики открытия и записи операций на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Задание: Составьте корреспонденцию счетов (бухгалтерскую проводку) по приведенным хозяйственным операциям и заполните Журнал регистрации хозяйственных операций за март 20__ г. (таблица 5).
Таблица 5
Журнал регистрации хозяйственных операций за сентябрь 20__ года
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
дебет | кредит | |||
Задача 9
Задание: Уяснив способы проверки правильности учетной информации, составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам следующей формы.
Таблица 6
Оборотная ведомость по синтетическим счетам
за сентябрь 200Х года
Номер (наименование) счета | Остаток на 1 сентября 20__ г. | Оборот за сентябрь | Остаток на 1 октября 20__ г. | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Итого |
Количество строк в оборотной ведомости зависит от количества синтетических счетов бухгалтерского учета.
В результате выполнения задачи на начало отчетного периода должны быть получены следующие равенства:
1) сумма остатков на начало отчетного месяца по дебету всех синтетических счетов = сумме остатков на 1 сентября по дебету всех счетов в оборотной ведомости.
2) сумма остатков на начало отчетного месяца по кредиту всех синтетических счетов = сумме остатков на 1 сентября по кредиту всех счетов в оборотной ведомости.
Перенесите суммы оборотов по счетам в оборотную ведомость в графу «Оборот за сентябрь» отдельно по дебету и кредиту. Подсчитайте итоги оборотов по дебету и кредиту всех счетов в оборотной ведомости. При подсчете должны быть получены одинаковые суммы. Если получены разные показатели, необходимо найти ошибки и исправить их с целью получения равенства итогов.
Затем нужно перенести суммы остатков по счетам в оборотную ведомость. В оборотной ведомости подсчитываются итоги всех счетов на конец отчетного периода.
Если в оборотной ведомости по синтетическим счетам получены три пары одинаковых итогов по дебету и кредиту счетов, остатки по счетам можно переносить в бухгалтерский баланс на конец отчетного периода. Затем необходимо подсчитать сумму баланса на конец отчетного периода.
Составить бухгалтерский баланс на конец отчетного периода в имеющейся форме.
Задача 10
Задание: продолжите перечисления.
1. Документ должен иметь следующие реквизиты: наименование документа,_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. В ходе инвентаризации выявляются излишки, _____________________________________________________
3. Оценка должна быть единой, ____________________________________________________________________
4. Калькуляция позволяет определить фактическую стоимость материалов, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На бухгалтерских счетах предприятие ведет учет имущества, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Бухгалтерский счет содержит информацию о наличии активов, __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. В активе баланса отражаются оборотные активы, ______________________________________________________________________________________________________
8. В пассиве баланса отражаются собственные источники средств, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 11
Задание: укажите, какие документы из списка относятся к первичным, учетным и отчетным.
1. Кассовая книга_______________________________________________________________________________
2. Инвентаризационная ведомость_________________________________________________________________
3. Оборотная ведомость__________________________________________________________________________
4. Счет-фактира_________________________________________________________________________________
5. Бухгалтерский баланс_________________________________________________________________________
6. Акт о приемке материалов______________________________________________________________________
7. Отчет о движении денежных средств_____________________________________________________________
8. Приходный ордер_____________________________________________________________________________
9. Платежная ведомость__________________________________________________________________________
10. Приложение к бухгалтерскому балансу__________________________________________________________
Задача 12
Задание: на основе следующих данных о наличии товарно-материальных ценностей на
Дата: 2016-09-30, просмотров: 249.