Сущность социального управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей системы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т.д.), с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели. Процесс управления включает в себя множество разнокачественных компонентов, вследствие чего он исследуется разными науками: политологией, социологией, психологией, экономическими науками.

Каждая специальность или квалификация, род трудовой деятельности имеет свою профессиограмму. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться тем или иным рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. Она включает и требования, кото-рым должен отвечать исполнитель. Профессиограмма включает, как правило, следующие характеристики: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую. Соответственно и руководители как субъекты управления на каждом предприятии работают в соответствие с теми требованиями и нормами, которые им предписаны.

Итак, современный руководитель — это человек, владеющий комплексом теоретических и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и способный управлять интеллектуальными, финансовыми, материальными и сырьевыми ресурсами с целью получения конечного результата. Он должен понимать природу управленческих решений, знать основы организационной структуры, функциональных обязанностей, планирования и прогнозирования, отношения с клиентами, маркетинг, разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации. Одно из главных качеств — искусство управлять кадрами, отбор, подготовка и распределение кадров, мотивация, лидерство, улаживание конфликтов, совершенствование психоло­гического климата. Современный менеджер — это философ, инже­нер, врач, психолог, дипломат, политик и артист в одном лице. Он еще и ученый, обладающий знаниями в области социологии и пси­хологии управления, и обязательно нравственный человек.

Объект изучения социологии и психологии управления состав­ляют люди, входящие в различные формы общественного произ­водства: отрасли, объединения, акционерные общества, предпри­ятия, индивидуальная трудовая деятельность или организации, кол­лективы людей, отдельные индивиды, целью деятельности которых является выполнение определенных функций. Субъектом социоло­гии и психологии управления выступают люди, государственные структуры и т.д., наделенные управленческими функциями и спо­собные принимать управленческие решения.

 

Основные черты и разновидности организаций

Виды организаций

Обычно рассматривают четыре формы организации:

— юридическое лицо — это зарегистрированная в государственном органе организация, имеющая печать, расчетный счет в банке и определенные законодательством реквизиты. Например, ООО, АО;

— неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе, например подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций;

— неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе, например предприниматель без права организации юридического лица;

— неформальная организация граждан.

Все формы организаций характеризуются наличием хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества, получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, духовная форма, информация) и преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, потенциал работников, оборудование, знания, информация).

Кроме того, различают организации по:

— отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т.д.);

— самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые);

— по величине (по численности членов организации).

Также могут применяться и дополнительные признаки для классификации. Например, правительственным организациям статус дается официальными формами власти (властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются раз-личные льготы и привилегии, но и предъявляются дополнительные требования. Привилегиями в данном случае является гарантированное финансирование, а требованиями — то, что государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.

Обобщенно можно выделит следующие виды организаций:

— неправительственные организации — все другие организации, которые не имеют статуса правительственных;

— коммерческие организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров;

— некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации и решение общественно значимых проблем, а потому не облагается налогами;

— бюджетные организации — это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Они освобождаются от многих налогов, в том числе и налога на добавленную стоимость. Бюджетные организации не сами изыскивают источники финансирования, а их предоставляет государство;

— общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества во внутренней среде. Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны, например партия;

— хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде;

— формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), которые выступают как юридические или неюридические лица;

— неформальные организации — это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.

 

Черты организаций

- ресурсы;

- зависимость от внешней среды;

- разделение труда - горизонтальное и вертикальное;

- подразделения;

- необходимость управления.

 

 

Подсистемы организаций

 

Организация представляет собой открытую систему, состоящую из многочисленных взаимозависимых частей, тесно переплетающихся с внешним миром. Организация состоит из подсистем, при этом обладает внутренними и внешними характеристиками. Поведение и характеристики каждой из подсистем определяются в зависимости от способа разделения организации на подсистемы.

Вариант А.Организация делится на четыре подсистемы: это технология, организация, персонал и экономика, тесно связанные между собой (рис.1). Этот вариант предназначен для целей управления и позволяет определить и проанализировать связи между подсистемами и их поведение на различных этапах жизненного цикла организации.

Технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Технология, применяемая в организации, определяет ее технологический тип.

Организация (как процесс) — это организационная структура, организационные регламенты работы, организационная культура.

Организационная структура, в свою очередь, — это логические взаимоотношения уровней управления и подсистем объекта управления, построенные в форме, позволяющей наиболее эффективно достигать целей организации. Современные теории менеджмента выделяют бюрократические, адаптивные и конгломератные организационные структуры предприятий.

Экономика организации — одна из важнейших областей внутренних и внешних характеристик организации. В экономике организации важную роль играют транзакционные и внутрипроизводственные затраты. Транзакционные издержки можно интерпретировать, как затраты на адаптацию организации к меняющимся рыночным условиям. Если на рынке, где работает организация, ничего не меняется, то его транзакционные издержки равны нулю. Транзакционные издержки связаны с поиском, налаживанием и поддержанием новых рыночных связей. Внутрипроизводственные затраты связаны с производством и реализацией продукции на устойчивом рынке.

Персонал организации.Существует три основных аспекта человеческих характеристик в подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, поведение руководителя. Более подробно этими вопросами занимается наука «организационное поведение». Понимание и успешное управление человеческой составляющей достаточно сложно, потому что поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Все внутренние характеристики связаны между собой, образуя рабочую среду — некую совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены к потребностям организации. Число включенных сюда факторов, бесконечные потенциальные вариации каждой характеристики и то обстоятельство, что все эти факторы взаимосвязаны и меняются во времени, делает рабочую среду организации чрезвычайно сложной. Состояние и функционирование рабочей среды во многом определяет результаты и эффективность деятельности организации.

Вариант Б. В качестве подсистем организации могут быть выделены внеоборотные нефинансовые активы, оборотные материальные активы, персонал и финансы. В экономике организации они выступают в качестве ресурсов производства (рис. 2). Организация (процесс) и экономика выступают в качестве среды (по Г. Клейнеру: среда — система взаимодействия экономических объектов и место протекания экономических процессов).

 

Внеоборотные нефинансовые активы имеют длительный жизненный цикл — не менее года. В подсистему входят материальные и нематериальные активы: основные производственные фонды, нематериальные (интеллектуальные) активы, капитальные вложения.

Оборотные материальные активы имеют короткий жизненный цикл — не более года, а для некоторых он равен производственному циклу. В подсистему входят товарно-материальные ценности (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе и в отгрузке).
Персонал нанимается на определенный срок. Он принадлежит к привлеченным ресурсам. В подсистему входят работники организации по категориям: постоянные и временные рабочие, руководители, специалисты и служащие.
Финансы — это денежные средства в натуральной форме, в виде записей на счетах или других финансовых документов (акции, облигации и. т.д.). В подсистему входят собственные и заемные средства.



Дата: 2016-09-30, просмотров: 159.