Компоненты | Содержание | Соотношение социального и биологического | Условия развития |
Биопсихические свойства | Темперамент, возрастные, половые свойства | Биологический аспект | Тренировка |
Особенности психических процессов | Воля, чувства, память, мышление, эмоции, ощущения, воспитание | Больше социального, чем биологического | Упражнения |
Направленность личности | Убеждения, система ценностей, интересы, идеалы, мировоззрение, стремление | Социальный аспект | Воспитание |
Опыт | Знания, навыки, умения, привычки | Больше социального | Обучение |
Практическая работа
На основании характеристики руководителя с размытыми ценностями дать характеристику
Характеристика руководителя с размытыми ценностями | Характеристика руководителя с чёткими ценностями |
1 Не желает и неспособен подвергнуть сомнению свою структуру ценностей | |
2. Игнорирует все то, что идёт вразрез с его ценностными взглядами | |
3.Проблему ценностей не считает серьёзной, игнорирует её | |
4.В действиях проявляет склонность к непоследовательности, ведёт себя противоположно тому, что декларирует | |
5. Свои личностные взгляды предпочитает скрывать | |
6.Чужие взгляды склонен считать преимущественно ложными | |
7.Жизненная позиция пассивна | |
8.Предлагает подход к решению проблем, избегая обратной связи и информации о результатах | |
9.Не самокритичен, ответственности за свои действия предпочитает избегать | |
10.0 происхождении личностных ценностях знает мало, не связывает их с влиянием среды, воспитанием, детским опытом |
Необходимые качества руководителя
Организаторские способности, профессиональные знания, преданность делу, умение работать с людьми, умение анализировать, демократизм в общении, ораторские способности, способность к адаптации, отственность, порядочность, воля, коммуникабельность, тактичность, толерантность, чувство юмора, педантизм и артистизм.
Практическая работа.
Сравнить качества руководителя с составляющими лидерства. Сделать анализ.
Тема № 4
Стили управления и конфликты
Толпа - это биоэнергетическое образование с большим потенциалом разрушительной силы. Люди в толпе агрессивны и неспособны к самоконтролю, они подсознательно становятся заложниками чужого состояния.
Коллектив - группа людей, объединенная внутренней структурой, официальным или юридическим лидером, одной идеей, и выполняет одну задачу.
Стадии развития коллектива:
- притирка - люди изучают друг друга, оценивают возможности каждого члена группы;
- ближний бой - период создания микро групп или переоценки роли лидера. Начинается обсуждение путей достижения согласия и взаимопонимания, идет борьба за лидерство;
- экспериментирование - коллектив осознанно пытается разобраться в проблемах;
- эффективность - коллектив приобрел опыт в разрешении проблем, члены коллектива ощущают удовлетворение от работы;
- зрелость - между членами коллектива крепкие связи, взаимные претензии становятся деловыми.
Конфликтология
Конфликт - форма общения, в которой выявляется несогласованность действий у людей, беспокоящихся о своих интересах. В основе конфликта лежит противоречие, требующее решения.
Конфликт - это процесс развития и разрешения противоречий.
Оппоненты - участники конфликта.
Противник - оппонент, который пытается реализовать свои интересы за счёт нейтрализации интересов другого.
Посредник - тот, кто пытается ликвидировать, уладить конфликт.
Сторонники - участники, которые сотрудничают с «Я».
Сочувствующий - тот, кто видит конфликт с точки зрения «Я».
Конфликты бывают: конструктивные (иногда полезны, чаще всего - производственного характера), деструктивные (чаще всего - не имеющие решения).
Причины деструктивных конфликтов
1. Психологическая несовместимость.
2. Нежелание работать для достижения цели.
3. Неумение воспринимать замечания и анализировать свои ошибки.
Причины конструктивных конфликтов
1. Неблагоприятные условия труда.
2. Недостаточная организация трудовой деятельности.
3. Несоответствие прав и обязанностей.
4. Нечёткое распределение обязанностей.
5. Недостаточный уровень дисциплины.
Конфликты бывают: вертикальные (руководитель - подчиненный, учитель - ученик, учитель - родитель и т.д.) и горизонтальные (между равными членами коллектива).
Конфликт в динамике
Этап возникновения конфликта
Стихийные Запланированные, спровоцированные
Этап развития конфликта
Краткосрочные Длительные Затяжные, ведущие к
безвыходной ситуации
Этап устранения конфликта
Управляемые Слабо управляемые Неуправляемые
Агрессия
Агрессия- это распространение, расширение, экспансия силы, энергии, стоящей за тем или иным явлением.
Агрессия не всегда тождественна злу. Это просто поток энергии, и как на него реагировать, зависит от выбора самого человека. Важнейший источник агрессивности человека - боль. Человек агрессивен тем больше, чем больше он переживает боли. Если кто-то агрессивен по отношению к вам, подумайте, какую боль вы причинили этому человеку, может быть, и не желая того.
Второй источник агрессивности - ограничение, это чисто биологическая реакция.
Третий источник агрессивности - подавленная потребность самовыражения. Дайте человеку проявить себя - и его агрессивность снизится естественным путём.
Самое радикальное средство от агрессивности – развить своё сознание, своё понимание мира настолько, чтобы агрессивные чувства даже не возникали. Необходимо мыслить в плоскости факта, принимать к сведению ситуацию и людей такими, какие они есть.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 186.