Лидерство - ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности.
Власть - возможность действовать или воздействовать на ситуацию или поведение других
людей.
Составляющие лидерства:
1. Интеллектуальные способности:
- ум и логика;
- рассудительность;
- принципиальность,
- образованность и знание дела;
- оригинальность в принятии решений,
- способность к концентрации;
- острая интуиция,
- умение выражать свои мысли;
- любопытство и способность осваивать новые знания и приобретать новые навыки.
2. Черты характера:
- инициативность;
- гибкость;
- бдительность,
- общительность;
- настойчивость;
- уверенность в себе;
- честность;
- смелость;
- уравновешенность;
- независимость;
- амбициозность;
- властность;
- работоспособность,
- обязательность.
3. Приобретённые умения:
- умение заручаться поддержкой,
- умение кооперироваться;
- умение завоёвывать популярность и престиж;
- такт и дипломатичность,
- умение убеждать;
- умение организовывать;
- умение разбираться в людях;
- умение брать на себя риск и ответственность,
- умение изменять себя.
Организаторская интуиция - способность предвидеть в процессе управления то, что впоследствии осуществится, а также умение принимать управленческие решения при отсутствии достаточной информации.
Способность к риску - это уровень неопределенности при предвидении результатов, возможность опасности, неудачи и выигрыша в предсказании результатов.
Уотерман: «Идти вперед с риском - значит потерять душевный покой, остаться на месте - значит потерять себя.»
Уровень притязаний. Чем он выше, тем активнее человек идет на риск, невзирая на то, что это связано с повышенной ответственностью.
Притязание - степень трудности целей, к достижению которых стремится человек.
Брендон: «Я не могу назвать какую-либо психологическую проблему - от возбуждения до депрессии, страх перед интимными отношениями или достижение успеха, алкоголизм или наркомания, тяготение к самоубийству или преступные наклонности - началом которой не служила бы низкая самооценка.»
Каждый менеджер на службе управленца проходит такие фазы:
- пора готовности;
- пора благоразумия;
- пора выдвижения;
- пора ответственности;
- пора авторитета;
- пора достижений,
- пора наград;
- пора мудрости;
- пора важности,
- пора тупика.
Схема потребностей (по А. Маслоу)
Самоактуализация: стремление к реализации своих способностей, к личному росту |
Потребность уважения: стремление к состоятельности, одобрению, признанию, авторитету |
Потребность в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими |
Потребность в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха жизненных неудач |
Физиологические потребности: голод, холод, жажда, половое влечение и др. |
Классификация позиций управленца (по Берне)
- Я в порядке - вы в порядке (разумный эгоизм). Руководитель, уверенный в себе, спокойный, чуткий, чувствительный к изменяемой ситуации, вызывает доверие, поддерживает добрые отношения с окружающими, оптимист, удовлетворён жизнью и тем, что имеет.
- Я в порядке - вы не в порядке. Такой руководитель заносчив, груб в общении, тщеславен, подавляет других, преувеличивает свою роль в работе учреждения, большую часть людей считает несовершенными.
- Я не в порядке - вы в порядке. Такой руководитель недостаточно уверен в себе, склонен к отступлению, подвержен стрессам, не способен к лидерству и проявлению инициативы, акцентируется на своих собственных недостатках, на окружающих смотрит снизу вверх.
- Я не в порядке - вы не в порядке. Такой руководитель смирился с неудачами, у него отсутствует энергичность, он подвержен депрессиям, не способен к настойчивости в решении проблем. Такой руководитель - источник негативных взаимоотношений, он воспринимает окружающих как неполноценных людей. Все в окружении у него вызывает разочарование и неприятие.
Классификация управленцев.
М.Уотмен «Красивые менеджеры не только делают деньги, они создают содержание существования для людей».
Классификация личности была дана еще Конфуцием в 470г. до н.э.: «Те люди, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учится, стоят ниже всех».
На современном языке данную классификацию можно представить следующим образом: люди знаний, люди власти, люди бизнеса, люди труда.
В 1960 году Дуглас Мак Грегор в книге «Человеческая сторона предприятия» дал классификацию управленцев.
Характеристика менеджеров категории «Икс».
Типичный средний индивид, достаточно ленив, пытается при возможности избежать труда, поэтому его необходимо постоянно побуждать к действию, заставлять, контролировать, направлять, угрожать наказанием для того, чтобы он работал более эффективно. Сравнительно нечестолюбив, эффективна только внешняя мотивация. Пассивное отношение к труду требует в основном только авторитарного взаимоотношения с ним высшего руководства. Требует помощи и контроля при планировании его работы.
Характеристика менеджера категории «Игрек».
Средний индивид, при соответствующей подготовке и условиях берет на себя ответственность, но не стремится к ней. Человек способен сам себя контролировать, имеет творческие способности, изобретательность в решении проблем. Интеллектуальные способности достаточны и используются не в полную силу. Внутренняя мотивация к работе достаточно сильна и эффективна. Заработную плату воспринимает в большей мере как компенсацию, чем средство стимулирования. Стиль руководства более демократический. Своим поведением стимулирует работников к участию в управлении организации. Решающую роль играет самоконтроль.
Практическая работа
Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.